Технологические карты
методическая разработка на тему
технологические карты
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модель системного мышления
Технологическая карта по усвоению детьми способов систематизации объектов.
Цель: Способствовать формированию у детей основ системного мышления. Умение достраивать информацию и элементарно прогнозировать развитие систем. Создать условия для усвоения обобщенной модели систематизации объектов.
Наглядность:
6 | 3 | 9 |
4 | 1 | 7 |
5 | 2 | 8 |
НАДСИСТЕМА | ||
6 Место обитания объекта в прошлом | 3 Место объекта в настоящем | 9 Место объекта в будущем |
СИСТЕМА | ||
4 Прошлое объекта и его функции | 1 Объект в настоящее время, его функции или какое-либо свойство | 7 Будущее объекта, его функция |
ПОДСИСТЕМА | ||
5 части объекта в прошлом | 2 Части объекта в настоящем | 8 Части объекта в будущем |
Картинки объектов по темам.
- В повседневной жизни обращать внимание детей, на какой-нибудь объект живой природы, который меняется во времени по частям, по свойствам, по месту. Например, комнатное растение (цветущее) – в прошлом бутоны, в настоящем цветы, в будущем цветы высохнут. Место цветка на подоконнике, и этот цветок время от времени нужно поворачивать к солнцу.
- Предложить девятиэкранную таблицу и назвать ее «Волшебный экран». Объектов для систематизации берется из живой природы.
- По мере усвоения мыслительной операции «систематизация» на системном операторе помещаются объекты живой и неживой природы, рукотворного мира.
При систематизации объектов рукотворного мира вводится понятие «противоречие» и осуществляется прогноз развития данного объекта через разрешение противоречия с использованием противоречий.
- Рекомендуется систематизировать образы литературных героев.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта освоения детьми способов классификации объектов
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу классификации объектов материального мира и сужения поля поиска с помощью отсечения несущественных признаков. Создать условия обобщенной модели сужения поля поиска на основе выявленных признаков.
- Организовать и постоянно пополнять картотеку предметных картинок для самостоятельного рассматривания детьми. Обсуждать с детьми классификационную принадлежность объекта, изображенного не картинке. Например, лопата-рукотворный мир, человек делает ее своими руками, чтобы копать.
- Предложить игру «Мир вокруг нас».
- По мере формирования классификационных навыков игра «Мир вокруг нас» проводиться без наглядности. Ведущий называет объект, а ребенок называет к какой классификационной группе он относится.
Например, объект «курица» - природный мир, живая природа, мир животных, птица.
- Вводится игра «Да-нет», на классификационные признаки объектов.
- С 5-5,5 лет дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, могут научить кого-либо играть в классификационную игру «Да-нет»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта освоения детьми способов морфологического анализа
Цель: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их созданию с помощью сочетания новых частей. Создать условия для усвоения обобщенной модели комбинаторики.
Наглядность: создать таблицу с некоторым количеством ячеек.
Набор предметных картинок с изображением объектов, явлений. Схемы имен признаков, вопросов, преобразователей.
- Предложить детям МТ с одним вертикальным и четырьмя горизонтальными показателями. На вертикальной стороне какой-либо объект(Тетрадь), на горизонтали –образцы плоскостной формы (треугольник, квадрат, овал). Объект преобразуется по форме и появятся три новых вида тетрадей.
- Можно увеличивать число вертикальных и горизонтальных показателей по запланированным темам. Морфологический анализ проводиться с целью общих частей объектов и созданию фантастических путем добавления новых частей.
- Использование МТ в различных видах интеллектуально-творческой деятельности согласно программе обучения детей.
- С 5-5,5 лет дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя могут научить кого-либо осуществлять элементарный морфологический анализ с помощью МТ.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по освоению детьми способа анализа литературных произведений
Цель: Создать условия для усвоения обобщённой модели анализа литературного произведения. Научить анализировать литературные тексты, исходя из способов решения проблем героями.
- В повседневной жизни детей при чтении сказок обращать внимание на проблемы героев и способы их решения, обсуждать «+» и «-» результаты поступков героев. Фиксировать внимание детей на жизненные правила, которые дарят «герои».
- Предложить детям побеседовать по знакомым сказкам и найти в них правила жизни. Используется таблица:
ГЕРОИ | ГЕРОЙ 1 | ГЕРОЙ 2 | ГЕРОЙ3 | …….. |
Их проблемы | ||||
Желания (цели) | ||||
Действия по реализации цели или решению проблемы | ||||
Помощники | ||||
Результаты («+» или «-») | ||||
Свойства характера героев | ||||
Вывод: совет герою или мудрость жизни, которую он нам «дарит» |
Объединение героев в сказке идет на основе одинаковых целей и действий при решению проблем.
- По мере усвоения детьми мыслительных операций анализа литературных текстов собирается копилка мудростей (правил поведения). Проводятся сравнения героев по целям-действиям-результатам. Рекомендуется классифицировать проблемы героев и способы их решения. Воспитателем они записываются, иллюстрируются детьми.
- Рекомендуется обращать внимание н проблемы героев:
-решал проблем с помощью за счет других и решил проблему и поэтому герою стало хорошо
- решал проблем с помощью за счет других и решил проблему и поэтому всем стало хорошо
-решал проблему самостоятельно и поэтому всем стало хорошо
- кто-то решал за него эту проблему и поэтому ему стало еще хуже
- не увидел сразу проблему и поэтому всем стало плохо
- решал проблему неумело и поэтому всем стало плохо.
5. Дети самостоятельно объясняют значение пословицы «Сказка ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок» с примерами из аналитических таблиц.
6. С 6 лет дети самостоятельно или с помощью воспитателя могут научить кого-либо анализировать литературный текст.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по освоению детьми способа пересказа текста
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу пересказа текста. Создать условия для усвоения обобщенной модели пересказа.
- Обсудить с детьми, что такое пересказ и как правильно это делать.
- Повторное чтение и схематизация текста для пересказа. Обыгрывание театральной постановки текста.
- Пересказ текста кому-нибудь из взрослых Текст пересказа ребенком записывается.
- Повторить этапы пересказа текста с детьми
- Дети самостоятельно или с помощью воспитателя объясняют правила пересказа текста.
- С 6 лет самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя могут научить кого-либо пересказывать текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...