научная статья
статья (подготовительная группа) по теме
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Бережное отношение к ребенку, стремление создать оптимальные условия для его полноценного развития - одна из традиций работы нашего дошкольного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.docx | 50.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №140 Выборгского района Санкт-Петербурга
Научная статья
Природа в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Автор: Уланова Ольга Александровна
С-Петербург 2016г
Главное в человеке не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства.
Ф. М. Достоевский
Аннотация. В статье раскрыта целесообразность и актуальность выбранной темы. Методические и практические разработки по данной теме в условиях ДОУ.
Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание, природа, экология, дошкольник, детский сад, экологическое образование.
От чистого истока мы начинаем путь! Истока по имени ДЕТСТВО.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Бережное отношение к ребенку, стремление создать оптимальные условия для его полноценного развития - одна из традиций работы нашего дошкольного учреждения. Эта традиция сложилась благодаря творческому самоотверженному поиску педагогов, которые в самые различные периоды жизни нашей Родины сохраняли верность Ребенку и Детству, как особым ценностям, объединяющим человечество во всем мире во все времена. Неизменным остался ориентир – ребенок и потребности его развития.
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологически грамотного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Маленький ребенок неосознанно тянется к живому объекту (будь это животное или растение), оно его влечет, радует, манит, и нам необходимо во время показать ребенку, как не навредить живому, заложить в сердечко ребенка позитивное, доброе, бережное, отношение к природе – экологическую грамотность.
Учитывая наши природные и климатические условия, местонахождения нашего поселка Левашово, есть возможности более близко изучать, наблюдать, взаимодействовать с объектами природы. Наш детский сад «Аистенок» не случайно назван так, именно аисты селятся в экологически чистых местах для полноценной и здоровой жизни «аистят»- наших воспитанников. Территория прогулочных площадок детского сада и растительный мир вокруг, дает возможность организовать: прогулочные участки, спортивную площадку, для двигательной активности, «Экологическую тропу», с остановками для наблюдения за живой природой в любое время года и площадку для посадок, где дети со взрослыми могут сажать, наблюдать, ухаживать и исследовать всходы, плоды и собирать урожай. Эта совместная деятельность сплачивает детей, вызывает у них восторг, радость, гордость. Поэтому этот проект поможет нам решать поставленные задачи для устойчивого развития и экологического воспитания дошкольников.
Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности.
К. Д. Ушинский
Привычка быть нравственным…
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения ,той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.
Анализируя научные исследования в области духовно – нравственного воспитания в системе образования -это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Результатом духовно – нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора духовных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Одним из направлений духовно – нравственного воспитания является бережное отношение к природе, т. е. экологическое воспитание.
Через экскурсии и прогулки, наблюдения, рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов формируются представление о растениях, животных, насекомых нашей области. А с помощью взрослых формируется и чувство ответственности за сохранение животного и растительного мира. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и птицам, и животным, и людям.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
А. Смирнов
Учёными доказано, что уже с раннего возраста нужно прививать у детей любовь к природе, а именно по двум причинам:
- во – первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру;
- во – вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств; гуманизма, добросердечности, сочувствия.
Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их и пр.).
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе разумно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы – экологии.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, предполагает:
• воспитание гуманного отношения к природе ,нравственное воспитание
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• развитие эстетических чувств (умения увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Естественно, что все составляющие подобного комплексного подхода экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существует не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, посадками на опытно-экспериментальном участке детского сада и т.д.
Планируя работу с детьми по ознакомлению с природой мы определили задачи:
- Создать экологически благоприятную среду на территории ГБДОУ для реализации приоритетного направления.
- Формировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, что нас окружает, расширяя знания о природе, истории и экологии Малой Родины.
- Формировать основы экологической культуры дошкольника.
- Знакомить детей с культурно-природным наследием родного края, воспитывая бережное отношение и уважение к окружающему нас природе.
- Заинтересовать детей и развивать дальнейшее взаимоотношение с социальными партнерами посёлка Левашово.
- Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии, досуги, посадки, изготовление пособий, поделок, рисунков …
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;
- воспитывать интерес и желание больше узнать о природе окружающей нас;
- воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать её сохранению, знать правила поведения в природе.
- развивать понимание и умение определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках;
- познакомить с лекарственными растениями посёлка и растениями нашего участка (деревья, кустарники, цветы на клумбах), названия овощей, злаков на опытно-экспериментальном участке.
Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать ее и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.
Играем, наблюдаем, познаём…
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение
Работу с детьми по экологическому образованию можно построить на использовании игровых технологий. Игра для детей – это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Она позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
Экологические игры в работе с детьми я использую на занятиях, в совместной деятельности, в индивидуальной работе. Экологические игры входят в число любимых детьми самостоятельных игр.
- представления о растениях и животных как живых организмах, их признаках свойствах;
- связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой;
- рост, развитие и размножение животных и растений;
- места произрастания и обитания растений и животных.
Работу с детьми по экологическому образованию можно построить на использовании игровых технологий. Игра для детей – это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Она позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
Экологические игры в работе с детьми я использую на занятиях, в совместной деятельности, в индивидуальной работе. Экологические игры входят в число любимых детьми самостоятельных игр.
Подбирая игры для детей подготовительной к школе группы, важно учитывать их возросшие возможности. В этом возрасте детям свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. При отборе игр главное внимание надо обратить на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилия ума, воли.
В играх детей старшего возраста важное место занимают мотивы соревнования, им предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении задач. Например: игру лото «Мы с тобой соседи» проводим в виде соревнования. Выигрывает тот, кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал животных. Для того, чтобы интерес к игре не угасал, в нее необходимо ввести карточки с новыми видами животных: севера, жарких стран. Во многих настольно – печатных играх дети старшего возраста могут действовать самостоятельно, без участия воспитателя. Правила игры нужно объяснить до ее начала.
В играх с природным материалом перед детьми старшего возраста ставятся более сложные дидактические задачи, требующие умения выделять отдельные части растений, сравнивать их, объединять похожие, устанавливать последовательность изменений по мере роста и развития. Например: во многих играх требуется узнать и описать растения, их части по внешним признакам. Но при этом опираться надо уже не на слово – название, как в младшей и средней группах, а на описание предмета, перечисление его характерных признаков и свойств. Узнавание и называние усложняется также новым материалом для игр.
В игре «От семечка к плоду» предлагается узнать и назвать растение по малознакомому материалу – семенам овощей, фруктов. При руководстве играми с природным материалом важно контролировать выполнение игровых заданий детьми; нужно помочь наводящими вопросами, не лишая детей инициативы.
В подготовительной группе мы с детьми чаще играем в словесные игры. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе они условно разделены на
4 группы.
- В первую входят игры, воспитывающие умение выделять существенные, главные признаки предметов, явлений: «Что это за птица?».
- Вторую группу составляют игры, развивающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы. Делать правильные умозаключения: «Кто больше заметит небылиц?».
- В третью группу включены игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Назови одним словом»; «Четвертый лишний»; «Вершки - корешки».
- В четвертую группу выделены игры по развитию внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Летает – не – летает». При проведении словесных игр со старшими детьми нужно помочь им советом, поощрять находчивых, больше уделить внимания индивидуальной работе с детьми застенчивыми, медлительными, менее сообразительными.
Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников.
Чему учат пословицы, в которых упоминается родной дом, отчизна? Конечно же любить их, ценить и уважать. Человек не выбирает себе семью и землю, на которой родился. Поэтому какой бы ни была твоя страна – бедной, непризнанной или угнетённой – её нельзя забывать, предавать, продавать за деньги. Об этом говорят такие пословицы:
"Береги землю родимую, как мать любимую",
"Худая та птица, что гнездо своё марает".
Пословицы говорят: даже пребывая на чужбине, человек тянется к своим корням. Никакие иностранные блага не заменят ему обычаи и традиции, любимые с детства, а обедая в ресторане деликатесами, он с ностальгией будет вспоминать бабушкины ватрушки и мамины блины. Например:
"Чужая сторона – мачеха",
"За морем теплее, а у нас светлее".
Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Праздник хлеба
Хорошей доброй традицией стало начинать каждый учебный год праздником хлеба. Доставить детям радость, создать праздничное настроение. Привить трепетное, бережное отношение к хлебу. Провести уникальную экскурсию, которая позволяет показать жизнь и быт наших предков через гениальное изобретение человека – хлеб; подчиненную одной основополагающей идее – воспитание духовно-нравственного и творчески разнопланового современного человека, носителя идей добра, любви и красоты. Знакомство с народной культурой и русскими традициями. Развитие способности постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности. Воспитать любовь к наследию русской культуры, богатой многовековыми традициями. А сколько эмоций вызывает захватывающий сценарий праздника с разнообразными конкурсами, песнями и плясками. Обычно, в этот день мы проводит и выставку разнообразных поделок. В этом творческом проекте принимают участие все: педагоги, родители, дети Старания детей, педагогов, родителей щедро награждены подарками хлебопекарни под руководством директора Андрея Николаевича Бурова. Ароматы душистого свежевыпеченного хлеба, пирогов разнообразных лакомств заполняют всё пространство детского сада..
Экологический праздник «День Земли»
На празднике дети получают углубленные экологические знания, воспитываем у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле. Дети рассказывают стихи, поют песни о Земле, рассматривают иллюстрации , проводим конкурс на лучший рисунок по теме "Земля- наш общий дом"
У меня есть родной
Удивительный дом:
Нет стены ни одной
В этом доме моем.
Только есть потолок –
Голубой-голубой,
Только много дорог –
Знай, шагай по любой!
Мы семьёю одной
В этом доме живём, –
Ведь Россией родной
Называется дом.
Е.Серова
Следует подчеркнуть, что обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Воспитание, в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые детям педагогами. В нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Анализируя, проделанную работу по духовно-нравственному воспитанию детей мы определили, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере.
По мнению педагогов, нужно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, а для этого мы должны познакомить их с этими обычаями и ценностями, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед обществом. Общая перспектива нашей работы по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи.
При этом для детей семья – это колодец, из которого черпаются ценности для будущей взрослой жизни. Именно здесь наши с вами дети учатся ответственности, уважению, состраданию, искренности. А та порция любви, которую маленький человечек получает в семье, служит фундаментом его счастья. И взрослея именно на этом фундаменте, он будет с такой же любовью выстраивать свои взаимоотношения с людьми и с окружающим миром.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Д. Тараданова
Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду – экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.
Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
Я сорвала цветок, и он завял.
Я поймала жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я поняла,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем»
Л.Фесюкова
За время взаимодействия с природой дети научились:
- Классифицировать растения;
- Проводить простейшие исследования с объектами природы;
- Узнали много интересного из жизни растений;
- Научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- Стали бережливее относиться к объектам природы.
Вывод. Воспитать духовно – нравственного человека, привить любовь к родной природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Если дети принимают участие в озеленении участка, группы, то они не будут рвать и топтать цветы на клумбах, не будут ломать деревья и кустарники, за которыми сами ухаживают. Слушая красоту пения птиц, зная какую пользу, приносят они в природе, дети полюбят, и будут охранять пернатых друзей, а в зимнее время подкармливать их. В своей деятельности мы большое внимание уделяем экологическому воспитанию детей. Все живое связано с жизнью человека и несет в себе эстетическое, познавательное, нравственное отношение к растениям и животным. Познание мира природы может научить людей жить в согласии и гармонии с окружающей средой, чтоб сохранить планету пригодной для жизни в будущем.
Литература:
1..Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009
2.Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010
3..Майданкина И. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.
4. Куликова Т.А., Козлова С.А. « Дошкольная педагогика»
5. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.
Источники:
1.http://detochki-doma.ru/stihi-o-seme-dlya-detey/
© Деточки Дома
2.http://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/duhovno-nravstvennoe/nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov.html 3.doshvozrast.ru›metodich/konsultac09.htm 4.webkursovik.ru›kartgotrab.asp?id=-57740 Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте 5.webkursovik.ru›kartgotrab.asp?id=-77008 Нравственное воспитание детей дошкольного возраста... 6.turboreferat.ru›psychology…vospitanie-detej…39802…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"
Научная статья по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 1 Теоретические основы исследования восприятия умственно отсталых дошкольников1.1. Психолого-педагогическа...
научная статья
Ручной труд в умственном развитии дошкольника...
Научнная статья
здоровье сберегающие технологии...
Статья "Современный подход в работе с детьми дошкольного возраста" в электронном сборнике научных статей "Инновации в образовательном пространстве :опыт, проблемы, перспективы"
Для воспитателей детских садов...
Статья в сборнике научных статей "Образование в современном мире:от теории к практике" - "Проект по театрализованной деятельности в средней возрастной группе ДОО"
Опыт работы по проекту театрализованная деятельностьв ДО...
Статья в сборнике научных статей "Образование в современном мире:от теории к практике" - "Проект по театрализованной деятельности в средней возрастной группе ДОО"
Содержание статьи...
Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума.
Наука и инновации-Современные концепции....