проект КГН
презентация урока для интерактивной доски (младшая группа) на тему

Проект по самообслуживанию ранний возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_samoobsluzhivaniyu.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

1слайд

Тема проекта

«Самообслуживание в раннем возрасте»

Творческое название проекта

«Я сам - и это здорово!»

2 слайд

Авторы проекта:

Полева Т.Б.

ВСТУПЛЕНИЕ

        Задача взрослого - создать среду, в которой ребенок сможет найти все необходимые для его возраста материалы для всестороннего развития, обеспечить наблюдение, и, там где это действительно требуется - помощь.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

        Ребенок третьего года жизни - это личность постоянно рвущееся к самостоятельности, но практически во всем зависящее от взрослого. Без посторонней помощи ребенок еще не способен справляться со многими бытовыми проблемами.

        Возможности низки, навыки недостаточно сформированы. В этот период часто возникают конфликты между взрослыми и детьми, их воспитывающими. Что же нужно сделать, чтобы избежать проблем в период «я сам»? Предоставить как можно больше свободы ребенку, обучить его быть свободным от помощи взрослого. Научить его всем навыкам самостоятельности: одеваться и затягивать разные виды застежек; раздеваться самостоятельно; приводить себя в порядок; мыть руки перед едой и по мере загрязнения; пользоваться туалетом.

        Особенностью развития ребенка третьего года жизни является стремление делать то, что делают окружающие его взрослые  (ребенок постоянно подражает действиям окружающих его людей). В период он заявляет себя как личность, стремиться стать независимым, все хочет делать сам. Только освоив навыки самообслуживания, малыш почувствует свою самостоятельность.

3 слайд

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

- создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования навыков самообслуживания, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

- воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, которые дети могут применять на практике.

- продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем и самостоятельно  мыть руки по мере загрязнения и перед едой насухо вытирать  лицо и руки личным полотенцем.

- учить детей приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

- во время еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке, полоскать рот после еды.

- обучать детей порядку одевания и раздевания; учить в определенном порядке, аккуратно складывать смятую одежду, правильно одевать одежду, обувь.

ГИПОТЕЗА

        Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок лучше адаптируется к жизни в современном обществе.

ПРОТИВОРЕЧИЕ

        Выбор темы исследования обусловлен сложившимися противоречиями между желанием педагога, чтобы дети могли самостоятельно концентрировать внимание на определённом виде деятельности и индивидуальными способностями ребёнка; а так же между желанием ребёнка, его возможностям и семейном отношении к чистоте и опрятности.

        Одним из путей разрешения противоречий, на наш взгляд является обогащение  и совершенствование практического опыта.

4 СЛАЙД

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

        - Побуждение познавательной активности.

        - Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов.

        - Воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата).

        - Развитие мелкой моторики.

        - Создание обучающей сферы (окружить ребёнка предметами быта и их копиями – игрушками, использовать развивающие игры).

        - Организация процесса обучения ребёнка (отработка определённого навыка в партнёрстве со взрослым человеком, с другими детьми, самостоятельно; процесс обучения достигает свои цели в том случае, когда он приятен для ребёнка и приносит ему радость).

        - Закрепление навыка (ребёнок может повторять усвоенные им действия многократно, это приносит ему удовлетворение, радость, уверенность в себе). Одновременно необходимо предоставить ему дидактические игрушки для закрепления отрабатываемого навыка. Для ребёнка важна реакция взрослого на результат его действий, похвала.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ПРОЕКТА

        Как начать процесс обучения ребенка необходимым для развития его самостоятельности навыкам?

Учебные предметы:

- дидактические игры

- театрализованные игры

- сюжетно-ролевые игры

- малоподвижные и подвижные игры

- физкультминутки

- пальчиковая гимнастика

- игры на развитие мелкой моторики

СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Данный проект осуществляется в рамках МБДОУ «Ёлочка»  с детьми раннего возраста в специально организованной предметной и продуктивной деятельности педагога и ребёнка, самостоятельной деятельности.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В процессе взаимодействии педагог – дети – родители в реализации проекта:

Дети

- проявляют самостоятельность

- проявляют на практике разнообразные навыки

- проявляют совершенствование мелкой моторики

- возрастает речевая и двигательная активность детей

- возникновение доверительных отношений между педагогом детьми.

Родители

- происходит обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничество

- сформированные навыки детей предотвращают конфликтные ситуации между родителями и детьми.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

- дети раннего возраста

- воспитатели

- родители воспитанников

- музыкальный руководитель

Длительность 6 месяцев

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

- наблюдение

- диагностические методики

- консультации

- планирование

- теоретические (изучение литературы по теме).

ПРИНЦИПЫ

- принцип наглядности;

- принцип поэтапности (заключается в том, что смена частей занятий обусловлена постепенностью освоения какого-либо навыка умения);

- принцип цикличности (обусловлен этапностью обучения, доказано, что большая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала, а при повторных показах);

- принцип вариативности (осуществляется при повторении программного материала на других занятиях);

- принцип природосообразности (умение принимать ребенка таким, какой он есть, доверие к нему, укрепление внутренних сил);

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;

-  принцип целостного подхода (понимание биологического, психического, социального и духовного сознания ребенка в неразрывном единстве).

5 СЛАЙД

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(Ноябрь)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

(Декабрь – Март)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(Апрель)

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Организационно подготовительный этап

  1. Методический анализ литературы по теме проекта.
  2. Консультации педагогов специалистов.
  3. Консультация старшего воспитателя.
  4. Обсуждения проекта с родителями воспитанников, выявления возможностей, средств, для его реализации.

6 СЛАЙД

Подготовительный

этап

Кто отвечает

Сроки исполнения

1

Довести до участников проекта важность данной проблемы

Воспитатели группы

1 неделя ноября

2

Подобрать методическую, научно – популярную и педагогическую литературу. Иллюстрированный материал по данной теме

Воспитатели группы

1 неделя ноября

3

Провести диагностику на начало проекта

Воспитатели группы

2 неделя ноября

4

Подобрать и подготовить материалы, игрушки, пособия и атрибуты для игровой деятельности

Воспитатели группы

2 неделя ноября

5

Обсудить с родителями воспитанников вопросы, связанные с проведением проекта, составить список родителей, желающих оказать какую – либо помощь

Воспитатели группы

3 неделя ноября

6

Составить перспективный план мероприятий

Воспитатели группы

3 неделя ноября

7

Составить список необходимого оборудования

Воспитатели группы

4 неделя ноября

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Работа с родителями:

- ознакомление родителей с результатами диагностики;

- консультация «Роль семьи в воспитании здорового ребенка»;

- папка-передвижка «Гигиеническое воспитание»;

- родительское собрание «Развитие у детей навыков самообслуживания»;

- фотовыставка «Я сам – и это  здорово!»;

- устный журнал «Наши привычки - привычки наших детей».

Этапы и сроки реализации проекта.

Организационно-подготовительный этап (ноябрь).

Экспериментально-аналитический этап (декабрь-март).

Заключительный этап (апрель).

7 СЛАЙД

Экспериментально аналитический этап

Кто отвечает

Сроки исполнения

1

Провести наблюдение за самостоятельной деятельностью детей

Воспитатели группы

Декабрь

2

Провести работу с родителями:

- консультация «Роль семьи в воспитании здорового ребёнка»

- родительское собрание «Развитие навыков самообслуживания»

- устный журнал «Наши привычки – привычки наших детей»

- фотовыставка «Я сам – и это здорово!»

Воспитатели группы

Декабрь  - Январь – Февраль - Март

3

Организовать презентацию в форме итогового мероприятия «Купание куклы Кати»

Воспитатели группы; музыкальный руководитель

Апрель

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

- тема  разработанного проекта выбрана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста и объёма информации, которая может быть им воспринята

- были сформированы навыки самообслуживания

- произошло обогащение словарного запаса детей – это положительно повлияло на самостоятельные сюжетно – ролевые игры («Купаем куклу», «Накроем на стол», «Парикмахерская»)

- считаем, что удалось добиться хороших результатов в  педагогике сотрудничества с родителями. Они принимали активное участие в реализации проекта.

8 СЛАЙД

Заключительный этап

Кто отвечает

Сроки исполнения

1

Оценить проведённую работу (самооценка, отзывы воспитанников, опрос родителей)

Воспитатели группы

апрель

2

Оценка по результатам учебной работы

Администрация МБДОУ, воспитатели группы

апрель

3

Организовать презентацию итогов проекта для руководства МБДОУ и родителей группы

Администрация МБДОУ, воспитатели группы

апрель

4

Подведение итогов работы

Воспитатели группы

апрель

9 СЛАЙД

ПРИЛОЖЕНИЕ

10 СЛАЙД

Формирования навыков самообслуживания

        Проводя ежедневные процедуры, взрослые должны приучать детей к самостоятельности. Во время умывания нужно следить за тем, чтобы вода не затекала в рукава, не попадала за воротник, если ребенок сам вытирается, взрослый должен обратить внимание на то, чтобы руки и лицо были сухие. Для того чтобы сделать процедуру умывания привлекательной, нужно постараться заинтересовать ребенка («Посмотри какое душистое, гладкое мыло! Какая получится пена, когда ты намылишь руки!). Отказ ребенка от выполнения от тех или иных режимных процедур. Чаще всего связан с сопутствующими негативными ощущениями, например неприятное ощущение от холодной воды, он испытывает боль от попадания мыла в глаза или нос. Не редко взрослые прибегают к принуждению, угрозам, наказаниям. Принуждение приводит к негативным последствиям, появления водобоязни, не доверие к взрослым. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает другие способы: ласковые уговоры, объяснения, стишки, песенки, рассказы, поощрение самостоятельности ребенка.

        Способы личностно-ориентированного взаимодействия требует от взрослых особых усилий, терпения и творческого подхода. Но они позволяют ребенку испытывать положительные эмоции, чувство уверенности, доверия к взрослому, способствует развитию самостоятельности малыша.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОПРЯТНОСТИ И ГИГИЕНЫ

Экспериментально аналитический этап

Чему учится ребёнок

«Переливание воды из одного кувшинчика в другой»

«Поймай мыло»

«Водичка, водичка, умой Кате личико»

«Плыви рыбка»

«Девочка чумазая»

«Подбери крышку к банке»

Совершенствовать работу обеих рук; развивает их согласованную работу.

Брать, держать, выпускать из рук скользкое мыло.

Совершенствовать навыки умывания, усваивать последовательность выполнения действий, ухаживать за младшими (куклой).

Захватывать предметы одной рукой, действовать целенаправленно, увеличивать объём активных действий; снижать тонус и напряжение пальцев и кистей рук.

Закреплять полученные умения по мытью рук на кукле.

Совершенствовать все типы захватывания; расставлять пальцы в соответствии с размером крышки, подбирать крышку к банке, открывать,  продолжать развивать мышление, память.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Способствуют снижению утомления и снятию статического напряжения у детей.

Формирование навыков опрятности и гигиены

«Переливание волы из одного кувшинчика в другой»

Ход игры: поставьте поднос на стол. Предложите ребенку поиграть. Посадите его за стол, а сами сядьте рядом. Покажите способ действия:

- возьмите правой рукой за ручку кувшинчика, стоящий справа (с водой);

- поднесите его к кувшинчику, стоящему слева (пустому);

- наклоните и не торопясь перелейте всю воду в пустой кувшинчик;

- поставьте кувшинчик на место;

- если ребенок захочет поиграть еще, поменяйте кувшинчики местами.

«Плыви рыбка!»

Ход игры: предложите ребенку поиграть с плавающими игрушками. Прочитайте рифмовку:

Рыбки весело играют:

То от Вани отплывают,

То к Ванюше подплывают.

Не поймать мне их воде!

Возьмите двух рыбок, положите их в воду. Предложите ребенку ладошками обеих рук подгребать воду к себе на слово рифмовки «подплывают», грести ладошками воду от себя на слово рифмовки «отплывают».

«Подбери крышку к банке»

Ход игры: покажите способы действия, сопровождающие свои действия словесными комментариями:

- возьмите одну из крышек;

- соотнесите ее с первой банкой (если крышка не подошла - возьмите вторую крышку и попробуйте ее закрутить).

Действие выполняйте до тех пор, пока все баночки не будут закрыты крышками.

«Девочка чумазая»

Ход занятия: покажите ребенку куклу с грязными руками. Прочтите отрывок стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки,

На локтях – дорожки.

Рассмотрите куклу.  Попросите ребенка назвать грязные части тела куклы. Спросите «что нужно делать, чтобы кукла была чистая?». Предложите вспомнить, что еще нужно для мытья рук (вода, мыло, полотенце).

Рассмотрите картинку с алгоритмом выполнения последовательных действий для мытья рук.

Предложите помыть грязные руки куклы. Полюбуйтесь чистотой куклы, воскликнете: «А ладошки-то отмылись!» «Водичка, водичка, умой Кате личико!».

Ход игры: покажите ребенку куклу с грязным лицом. Попросите рассмотреть куклу и сказать, что с ней не в порядке.

Прочтите потешку: «Водичка, водичка, умой Кате личико!»

Спросите ребенка, что нужно сделать, чтобы лицо у куклы снова стало чистым? (Кулу нужно умыть или искупать).

Спросите что нужно для того, чтобы мыть куклу? (Вода, полотенце, мыло.)

Предложите ребенку умыть куклу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Льётся чистая водица

Льется чистая водица

 Мы умеем сами мыться.

 Порошок зубной берем,

 Крепко щеткой зубы трем.

 Моем шею, моем уши,

 После вытремся посуше.

 Поверни головку вправо,

 Поверни головку влево.

 Опусти головку вниз

 И тихонечко садись.

(Слова текста сопровождаем действиями)

Мамам дружно помогаем

 Мамам дружно помогаем:

 Сами в тазике стираем.

 И рубашки, и носочки

 Для сыночка и для дочки.

(Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.)

 Через двор растянем ловко

 Для одежды три верёвки.

(Потягивания — руки в стороны.)

 Светит солнышко-ромашка,

 Скоро высохнут рубашки.

(Потягивания — руки вверх.)

Я мою руки

 Мыло бывает

(дети намыливают руки)

Разным-преразным:

(соединяют подушечки больших пальцев)

Синим,

(соединяют подушечки указательных пальцев)

Зеленым,

 (соединяют подушечки средних пальцев)

Оранжевым,

(соединяют подушечки безымянных пальцев)

  Красным…

(соединяют подушечки мизинцев)

 Но не пойму,

(приподнимают плечи, разводят в стороны руки)

 Отчего же всегда

 (расслабляют мышцы тела)

 Черной-пречерной  бывает вода?

(свободно свесив руки, наклонив голову вперёд)

Чтоб совсем проснуться!

Нужно потянуться!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

НОС, УМОЙСЯ!

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка.

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

Ротик, ротик! Где ты, ротик?

Зубки, зубки? Где вы зубки?

Щёчка, щёчка? Где ты, щёчка?

Будет чистенькая дочка!

Устный журнал

«Наши привычки-привычки наших детей»

        Соблюдение норм здорового образа жизни - надежная профилактика многих заболеваний. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос здоровым, крепким, вы должны позаботиться о том, что бы с самого раннего детства его окружала такая обстановка, чтобы требования, которые предъявлялись к ребенку, соблюдались вашими членами семьи.

        Пример взрослых самый убедительный довод в воспитании ребенка вообще, в том числе и в выполнении к правилам поведения. Проявите терпение и настойчивость в формировании у детей необходимых навыков, и тогда они станут прочной привычкой.

        Привитие гигиенических навыков начинается с разъяснений понятных детям несложных, но играющих огромную роль во всей дальнейшей воспитательной работе правил. Прежде всего, расскажите ребенку для чего надо выполнять то или иное правило гигиены, а за тем научите его самостоятельно выполнять соответствующую гигиеническую процедуру. Особое значение при этом имеет систематическое повторение. Без достаточных повторений навык сформироваться не сможет, в лучшем случае он останется на уровне умения.

        Последовательность, настойчивость, которую вы проявите, добиваясь от ребенка выполнения правил личной гигиены, личный пример, отразятся в дальнейшем на формировании таких черт его характера, как чувство дома, умение подчиняться определенным правилам, дисциплине. А эти качества всегда необходимы человеку в жизни.

        Гигиеническое воспитание детей в семье может быть успешным, только при согласованной работе семьи и ДОУ. Выполнение этих советов поможет воспитывать у вашего ребенка полезные привычки – составные здорового образа жизни.

Информационные источники

1.  Т.Л. Богина «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях» Методические пособия, М.-2006.

2. В.И. Ковалько «Азбука физкульт - минуток для дошкольников» М.-2006.

3. Г.Г. Григорьева, И.А. Кочетова «Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет» М.: ПРОСВЕщение, 2001.

4. К.Л. Печора, Т.В. Пантюхина «Диагностика нервно-психического развития детей первых 3 лет жизни» М.-1979.

5. Ю.Н. «Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве» Минск-1993.

6. А.С. Галанов «Психическое и физическое развитее ребенка» М.-2006.

7. Б.В. Шеврыгин «Если малыш часто болеет…» М.-1990.

8. Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова «Первые шаги» М.-2007.

9. Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» М.-2005.

10. С. Прокофьева «Румяные щечки» М.-1989.

11. Т.С. Никанорова «Здоровячок» Воронеж 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...