использование подвижных игр в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.
учебно-методический материал на тему
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно в подвижные игры дети любого возраста с удовольствием играют. Но подвижная игра – это возможность не только развития физических качеств, но и укрепления и сохранения здоровья ребенка. Из вышесказанного вытекает целесообразная интеграция с образовательными областями: «двигательное и физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «Познавательное», «художественно-эстетическое». Она обеспечивает использование двигательной деятельности для повышения умственной работоспособности детей, развитие мелкой моторики. Интеграция проявляется в возможности переноса осваиваемых ребенком двигательных навыков в другие виды деятельности ребенка, в использовании общих приемов, стимулирующих проявление самостоятельности и творческой инициативы.
Согласно принципу интеграции подвижную игру мы рассматриваем как целенаправленный организованный образовательный процесс, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу деятельности.
Игра -- исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_podvizhnyh_igr_v_raznyh_formah_fizkulturno.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
использование подвижных игр в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В нашем детском саду созданы условия для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребенка. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют нам интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.
Именно в подвижные игры дети любого возраста с удовольствием играют. Но подвижная игра – это возможность не только развития физических качеств, но и укрепления и сохранения здоровья ребенка.
Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире, чем речь (Ю. В. Бромлей, Ю. Г. Полольный, М. Мид и др.) . Дети дошкольного возраста, принадлежащие к разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда находят «общий язык» играя. Мир подвижной игры – это, кроме всего прочего, своеобразный музей истории культуры. Например, жителю нашей страны по собственному детству знакома игра «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! ». Дети из рук в руки передают предмет, символически обозначающий огонь. Сколько лет этой игре? Она вполне могла возникнуть и в палеолите. Поскольку игра служит носителем социального аспекта – традиций, культуры, она является важнейшей формой преемственности между поколениями.
Подвижная игра – это радость творчества, она дает неповторимое ощущение раскованности и свободы, уверенности в своих силах, развивает чувство собственного достоинства, столь необходимое в будущей жизни.
Изготовление масок, атрибутов для игр, рисование мелом линии границ поля для таких игр, как «классики», «квадрат», «вышибало» и т. д., – все это направлено на художественно-эстетическое развитие детей.
Подготовка места для игры, атрибутов, уборка и мытье спортивного инвентаря развивают трудовые способности дошкольников.
Из вышесказанного вытекает целесообразная интеграция с образовательными областями: «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд». Она обеспечивает использование двигательной деятельности для повышения умственной работоспособности детей, развитие мелкой моторики. Интеграция проявляется в возможности переноса осваиваемых ребенком двигательных навыков в другие виды деятельности ребенка, в использовании общих приемов, стимулирующих проявление самостоятельности и творческой инициативы.
Основной путь приобщения детей к физической культуре состоит в создании педагогически целесообразных условий. Решение задач физического развития осуществляется в организации этой деятельности в развивающих и образовательных ситуациях, досугах, праздниках, в процессе выполнения детских проектов, а также в свободной самостоятельной двигательной деятельности в условиях предметно-пространственной среды в специально организованных физкультурных уголках, физкультурных залах, на спортивных площадках. Наша позиция предполагает взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое ориентировано на развитие его познавательной активности, учет индивидуальных особенностей физической подготовленности детей, формирование у них потребности в физическом совершенствовании. Мы оснащаем и пополняем места двигательной активности физкультурными пособиями, которые интересуют детей и способствуют формированию у них разнообразных двигательных навыков, развитию физических качеств.
Согласно принципу интеграции подвижную игру мы рассматриваем как целенаправленный организованный образовательный процесс, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу деятельности.
Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
Воспитателям важно творчески подходить к проведению физкультурных занятий детей и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент.
В прохладную погоду целесообразно проводить игры средней и большой подвижности, так как движения ребенка ограничены из-за теплой одежды. В осенне-зимний период наиболее доступны для младших дошкольников игры, во время которых они бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи («Лошадки», «Прокати мяч» и др.).
Летом игры, в которых есть бег и прыжки, лучше всего проводить во время утренней прогулки или после полудня, когда температура воздуха снижается. Перед дневным сном игры большой подвижности во избежание перевозбуждения детей не проводятся .
На свежем воздухе можно проводить игры любой подвижности с бегом в разных направлениях, с метанием мяча на дальность и в цель, с прыжками.
Чтобы лучше освоить игру рекомендуется наиболее сложные моменты объяснять показом некоторых движений. Подробное объяснение правил оправдано лишь в том случае, когда игру проводят впервые. При ее повторении напоминают только основное содержание. В том случае, если известную ребенку игру усложняют, ему объясняют дополнительные правила и способы выполнения.
Интерес детей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им в яркой образной форме и связанная с необычными условиями, в которых они должны действовать. Например, приключения во время «путешествия» по реке. Эти условия побуждают детей находить новые для них характеристики движений. Любую игру нужно проводить живо и интересно. Только тогда она будет эффективным средством физического воспитания.
С детьми трех-четырех лет игры проводят на понятном и близком им материале. Дошкольников привлекает главным образом сам процесс движения: им интересно бегать, догонять, бросать предметы, искать их. Для них подбирают игры с одним-двумя основными движениями. Важно учесть и то, что в этом возрасте ребенок плохо владеет движениями: часто теряет равновесие, падает, прилагает значительные усилия во время выполнения физических упражнений. Игры для младших дошкольников подбирают простые, с обязательным чередованием движений и отдыха. Содержание их составляют посильные и интересные задания («Догони мяч», «Беги ко мне» и др.). Основными движениями в этих играх являются кратковременный бег и ходьба с последующим отдыхом. Ходьба, бег, несложные прыжки -- наиболее доступные движения для малышей. Продолжительность игры средней и большой подвижности для детей трех-четырех лет не должна превышать 6--8 минут .
Дети пяти лет проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения влазаний, равновесии и т. д.). Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через «ручеек». Однако не рекомендуют проводить игры со сложными видами движений (прыжки, лазание) до тех пор, пока дошкольники не овладеют ими. Вначале их учат правильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее. Общая продолжительность подвижной игры для детей этой возрастной группы составляет не больше 8--10 минут.
Более высокая двигательная подготовленность детей шести лет дает возможность шире использовать в играх разнообразные движения (броски и ловлю мяча в игре «Подбрось и поймай», метание колец в игре «Серсо», прыжки в игре «Поймай мотылька» и т. д.). Для детей этого возраста большое значение имеют игры с мячом, скакалкой, обручем, флажками.
В системе физического воспитания детей семи лет подвижным играм отводится значительное место. Характерной особенностью поведения детей данного возраста в игре является большая их самостоятельность. Они сами определяют элементарные правила, по своему желанию могут их изменять. Содержание игр часто бывает связано с использованием разнообразного инвентаря, что побуждает детей к определенным действиям: скакалка -- к прыжкам, мяч -- к метанию в цель, подбрасыванию или прокатыванию. Общая продолжительность игры составляет 12--15 минут .
Физическую нагрузку регулируют размерами дистанции, которую пробегают дети, уменьшением или увеличением количества преодолеваемых препятствий, усложнением правил, введением кратковременных пауз для отдыха или анализа ошибок.
Учитывая то, что зимой движения ребенка ограничены, нагрузку уменьшают или увеличивают перерывы между повторениями игры. То же самое делают летом при высокой температуре воздуха.
Игра -- исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подвижная игра является прекрасным средством развития и совершенствования...
презентация "Подвижная игра как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми"
laquo;Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.»...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ " ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "
Подвижные игры привлекают детей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Увлеченные игрой дети, повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ " ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "
Подвижные игры привлекают детей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Увлеченные игрой дети, повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса....
"Подвижная игра как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми"
Презентация для воспитателей...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
Подвижная игра как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми
Подвижная игра как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми....