"Использование календаря летних народных праздников с дошкольниками"
консультация (подготовительная группа) на тему
Данное сообщение поможет воспитателям вовлечь детей старшего дошкольного возраста в культуру и праздники старины. Приобщает к культурным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kalendarya_letnih_narodnyh_prazdnikov_s_doshkolnikami.odt | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
"Использование календаря летних народных праздников с детьми дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев.
Свою работу по приобщению детей к народной культуре я построила на основе ознакомления детей с русскими праздниками и традициями.
Выбор именно такой формы работы объясняется тем, что праздник всегда вызывает у детей положительные эмоции, наполняет радостью, весельем. Дети считают дни от праздника до праздника, как взрослые считают свои годы от одного важного события в жизни до другого. Тускло и серо было бы детство без праздников. Праздники продолжают играть большую роль в жизни людей: способствует сближению всех членов семьи, жителей села, деревни, города, выполняют образовательную функцию, так как в процессе общения люди обмениваются впечатлениями и новостями.
Одной из задач стало знакомство дошкольников с традициями народного праздника. При организации детских праздников как особой формы проведения свободного времени, соблюдаются следующие принципы, характерные для русского досуга: душевное возвышение и просветление, единение участников мероприятия, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии.
Организация и проведение праздничных мероприятий расширяет знания детей о знаменательных датах истории страны, об истории самого праздника, о том, как его празднуют в семье. Праздник важен тем, что на основе общих интересов у детей формируется коммуникативная, художественно - эстетическая, игровая, нравственная и другие виды культур, необходимые для успешного вхождения ребенка в мир взрослых. В ходе праздника ребенок получает положительные эмоции, вызывающие чувство радости, удовлетворения от совместной деятельности в коллективе, это создает комфортность в его эмоциональном состоянии, которая важна для личностного становления дошкольника.
Организовывая народные праздники в дошкольном образовательном учреждении, следует основываться на трех положениях. В - первых, подготовка к празднику, что создает перспективу деятельности детей в течение определенного времени. В ходе этого процесса у детей дошкольного возраста создается игровой настрой, появляется желание, готовность сделать друг другу приятное, оказать помощь, что является основой формирования некоторых нравственных качеств.
Во - вторых, всегда разрабатывается программа проведения праздника и содержание сценария. Главное - учитывать активность самих детей на празднике. Дети счастливы на празднике, если они вступают во взаимодействие друг с другом: исполняют народные танцы, играют в народные игры, поют, участвуют в разнообразных состязаниях и обрядах.
В - третьих, праздник - это всегда яркое эмоциональное событие, а значит, детям он должен запомниться на долгое время, его самые яркие и интересные моменты.
При организации народных праздников в дошкольном образовательном учреждении воспитателю необходимо руководствоваться психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируется культура ребенка: деятельностный подход, принцип интереса, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, единство отдыха и познания, принцип нравственно - эстетической направленности.
Интегративный подход позволяет в народном празднике соединить познание и развлечение, наполнить его нравственно - эстетическим и культурным содержанием. Немаловажно в ходе подготовки программы народного праздника и разработке его содержательной части учитывать уровень обученности, воспитанности и нравственного развития детей, дать возможность детям раскрыть знания о народном празднике в новой для них форме - атмосфере народного праздника.
Следующим важным принципом является сочетание индивидуальной и коллективной деятельности детей в ходе подготовки проведения народного праздника. Совместная деятельность, обладающая социальной направленностью, способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умения договориться о содержании деятельности, оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Совместная работа детей при организации праздника формирует ценностно-ориентационное единство группы.
В современных условиях при подготовке и организации народных праздников в дошкольном образовательном учреждении используется два педагогических подхода.
Первый подход - является традиционным и включает в себя несколько основополагающих позиций: определение тематики праздника, цели и задачи праздника, его адресность, место и время проведения, разработка сценария, распределение поручений в детском коллективе, создание и воплощение сценария, анализ праздника.
Второй подход - не является принципиально новым, но широко используется при технологии приобщения дошкольников к праздничной народной культуре - это проектный метод. В его основе лежит развитие активной деятельности воспитанников, развитие их мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве. Работа над проектами позволяет воспитателю детского сада осуществить в полной мере индивидуальный подход в воспитании, открывает простор для развития творчества детей, их духовности и культуры.
Следует отметить несколько общих моментов подготовки программ народных праздников. Она состоит из ряда этапов:
- организационной подготовки (формулирование идеи праздника, продумывание примерного плана праздника, использование народных костюмов, изучение истории народного праздника, изучение обрядовых компонентов праздника, использование фольклора в сценарии праздника);
- написание сценария праздника;
- распределение заданий и выполнения условий, необходимых для осуществления праздника (продумывание сценического и музыкального оформления).
Алгоритм создания сценария народного праздника состоит из следующих этапов: определение темы, идеи праздника; определение адресности праздника; определение состава участников; определение исполнителей действия; сценическое решение» подбор литературного материала и реквизита; разработка плана подготовки и плана проведения самого праздника.
Тема сценария народного праздника зависит от народного календаря. Немалую роль играет идея праздника. Идея - это главная мысль праздничного действия. Любой сценарий народного праздника представляет собой план праздничного события, в котором должны быть отражены все компоненты народного праздника:
- «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества);
- «разгул» и «перелом» праздника (воспроизведение участниками праздника тех или иных праздничных обрядов, которые делят каждый праздник на две половины - до середины праздника и после нее);
- «спад» праздника (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).
При написании сценария народного праздника следует учесть логику, смысловую связь всех компонентов праздника, законченность каждого эпизода, динамичность эпизодов праздника (развитие главной мысли в эпизодах), зрелищность и эмоциональную насыщенность.
В любом праздничном действии должен быть сюжет. Сюжет - последовательность и связь описания событий в сценарии праздника, совокупность и разнообразие событий во всей их противоречивой сложности, лежащих в основе праздника, всех его составляющих: завязка, основное развитие хода действия, включая кульминацию и концовку как завершение, финал праздника.
Особое значение в праздничном сценарии отводится действующим лицам, ролям, которые на народном празднике будут исполняться участниками. Создавая сценарий народного праздника, следует позаботиться о том, чтобы как можно больше детей приняло участие в празднике. Многоролевой праздник обеспечивает создание не только интереса у детей к предстоящему празднику, так как каждый ребенок находит для себя возможность поучаствовать в нем, но и объединяет весь детский коллектив, т.е. несет в себе огромный нравственный и творческий потенциал для воспитания личности ребенка.
Массовая часть является составляющим компонентом праздничных действий. Массовая часть праздника - это творческое общение детей со взрослыми, друг с другом, это условия самореализации и самопроявления.
В массовую часть народных праздников включаются следующие виды народного творчества: народные танцы, народные игры, народные конкурсы или состязания. Без народного танца невозможно представить ни один праздник. Вместе с тем народный танец на празднике выполняет и ряд воспитательных задач: учит культуре поведения, этикету, развивает пластику, координацию и красоту движений. Народные игры и народные состязания - еще один яркий элемент народного праздника, который вызывает чувство соперничества, желание быть первым и лучшим, проявить себя пред коллективом.
Особое внимание в процессе организации праздника необходимо уделить активному включению родителей в процесс подготовки и проведения праздника, т.к. это содействует общей сплоченности детей и взрослых, их объединению.
Уровень развития представлений о духовно-нравственных качествах у дошкольников характеризуется наличием обобщенных представлений о справедливости, правдивости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости. Особенностями нравственного воспитания детей дошкольного возраста является то, что с течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к себе.
Главной целью нравственного воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния украинского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников - это приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношения к окружающему; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.
Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания. Современная система праздников - это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
При ознакомлении детей с русскими народными праздниками использовала следующие летние народные праздники в соответствии с календарем:
8 июня (26 мая по старому стилю) Карп. Карп - карполов. Опытные рыболовы старались не пропустить 8 июня: «на Карпа» хорошо ловится тезка этого святого - рыба карп. Источник: http://calendareveryday.ru/index.php?id=narodn/6/8 © calendareveryday.ru
7 июля (24 июня по старому стилю) Иоанн Креститель. Иван Купала или Иванов день. Большой покос. Купаются в воде и росе, пляшут вокруг дерева, жгут костры, прыгают через огни. Начинают сенокос, пока трава не осеменилась. Сильная роса на Ивана - к урожаю огурцов. По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. Это праздник почитания воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек или озер разжигать обрядовые костры. Через костры бросали венки, прыгали. Водили хороводы. Огни, зажигаемые в Иванову ночь, считались чудодейственными. Огонь для костров добывался трением дерева о дерево и называли его живым, лесным, лекарственным. "На Иванов день солнце на восходе играет". "На Ивана ночь звездная - много будет грибов". "Ивановские дожди - лучше золотой горы". "До Ивана просите, детки, дождя у бога, а после Ивана я и сам упрошу (т. е. начнутся частые дожди)". В этот день целебна утренняя роса и всякая вода - речная, колодезная, ключевая. Сильна роса на Иван - к урожаю огурцов. На Ивана ночь звездная - будет много грибов. Если в Иванов день будет гроза, орехов уродится мало и они будут пустые. Во время сенокоса дожди - сену плохо, зерну хорошо. За 2-3 дня до Ивана Купала появляется мед или после в такой же период. Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться. Чтобы в этот вечер избавиться от невзгод - надо тихо посидеть у костра и, сосредоточившись, внутренне обратиться к духу огня с просьбой выжечь из вашей жизни все наносное и суетное. Веселая компания водит вокруг костра хороводы, поет песни. Прыгнув через костер, нужно сразу броситься в воду - "лед и пламя" дают поразительный очищающий эффект. Спать в купальскую ночь - зазорно. Встарь после праздника отправлялись сразу на покос - такая ночь только силы прибавляет. Важнейшим символом купальских обрядов является цветок Иван-да-Марья, желтый цвет которого воплощает стихию огня, фиолетовый - воды. Большим уважением на Купалу пользуются Полынь - Чернобыльник и Крапива. Травы, собранные на Купалу, обладают не просто целебной, но и магической силой. Однако главным и самым почитаемым считается день Иоанна Крестителя, отмечаемый в июле. Хотя память его в течение года чествуется еще пять раз, 7 июля стоит особо: это день Рождества Иоанна Крестителя. Источник: http://calendareveryday.ru/index.php?id=narodn/7/7 © calendareveryday.ru
12 июля (29 июня по старому стилю) День Петра и Павла. Петровки. День убывает, жара прибывает. Кукушка перестает куковать, а соловей - петь. Самый разгар лета. Петров день - праздник солнца. В народе говорили "Петр - Павел жару прибавил". Крестьяне выходят на заре смотреть, как солнце будет играть. В Петров день умываются из трех ключей - родников. "С Петрова дня - красное лето, зеленый покос". Петр покровитель полей. Это день ярмарок. Начинаются "Петровские гулянья" - с песнями, хороводами, качелями. С Петрова дня начинается страда. Речное купанье в этот день очищает от грехов прелюбодейства. Апостол Петр считается в народе покровителем рыбного промысла и потому нередко прямо называется Рыболовом. Заканчивается весенний и начинается летний рыболовный сезон. Рыбаки усердно отмечают день своего покровителя и стараются не пропустить рыбалку в этот праздник. Такое верование особенно сильно было между рыбаками, и потому они часто обращались за помощью к этому святому апостолу. Приходилось ли закидывать сети, застигнет ли на воде буря, не удастся ли рыбный лов — рыбаки всегда молились апостолу Петру. В иных случаях они даже складывались на большую восковую свечу и ставили ее пред образом «ловца рыб» — апостола Петра. Сама Церковь тоже считает приличной и уместной молитву апостолу Петру как покровителю рыбного промысла. Идущий на рыбалку бывалый рыбак никогда не скажет, куда он идет, так как водяной любит секреты и уважает людей, умеющих хранить тайны... Ясно на Петров день – год будет хорошим. На Петров день дождь - урожай не худой, два дождя - хороший, а три - богатый. Придет Петрок - сорвет листок. С Петрова дня красное лето, зеленый покос. В Петра зарница хлеб зорит. С Петрова дня в поле пожня (покос). Прошла Петровка — опало по листу, прошел Илья — опало два. Соловьи поют до Петра, а кукушка кукует. Петровка — голодовка. Источник: http://calendareveryday.ru/index.php?id=narodn/7/12 © calendareveryday.ru
19 августа (6 августа по старому стилю) Второй Спас. Преображение. Яблочный Спас. Большой крестьянский праздник. Осенины.Яблочный Спас - массовое созревание яблок. Осенины - встреча осени. Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму. Каков день во второй Спас, таков и Покров (14 октября). Погода меняется. Каков этот день, такой и январь. Это - день сбора первых яблок, которые ели с медом и сахаром. До Второго Спаса есть какие-либо плоды считалось грехом, а на Второй Спас разговлялись освященными яблоками. Некоторые загадывали желание, доедая последний кусок спасского яблока: считалось, что задуманное должно обязательно исполниться. В лесах тем временем собирали малину, заготавливая ее на зиму. Считалось, что после Спаса-Преображения погода «преображается»: ночи становятся по-осеннему холодными. В этот день к церквам в селах и городах яблоки подвозили возами. Возле церковных оград возникли яблочные базары. Священники выходили и кропили святой водой яблоки прямо в возах. Было такое присловье: Первый Спас – на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на Зеленых Горах холсты продают. Встреча осени. Осенины. Начинается отлет журавлей. Ко второму Спасу поспевают яровые. Яблочный Спас - всему час. Погода портится: Пришел Спас - бери рукавицы про запас, второй Спас шубу припас. Источник: http://calendareveryday.ru/index.php?id=narodn/8/19 © calendareveryday.ru
28 августа (15 августа по старому стилю) Успенье. Успение, важный праздник конца лета - начала осени. Этот праздник крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени. День проводов лета и окончания уборки урожая - дожинки. Конец Успенского поста. "Успение провожай, осень встречай". В домах накрывали столы. А жнецы передавали хозяину с хозяйкой венок, сплетенный из колосьев. И венок этот хранился в красном углу избы. Существовало поверье, что он приносит удачу и охраняет дом от нечистой силы. На Успение принято солить огурцы. С Успения лето окончательно поворачивает на осень, и празднуют первую встречу осени, начинается молодое бабье лето. Если погода в этот день хорошая, то старое бабье лето - с 13 по 21 сентября - будет ненастным. Успение – один из «двунадесятых» праздников, в народе его называли «великой пречистой», день упокоения Богородицы. С давних времен Успение на Руси был праздником, знаменовавшим окончание жатвы хлебов, венцом годовых забот земледельца. В этот день во многих местах в церковь приносили семена и колосья разных хлебов для благословения и освящения. Полагалось оставить на поле горсть несрезанных колосьев и 'завить бороду' - перевязать ее лентой, приговаривая: Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай! А последний сжатый сноп во многих местах было принято сохранять до Нового года. В день Успения устраивали мирской пир, пекли пироги из новой муки и считается большим грехом уронить хотя бы крошку со стола, а тем более наступить на нее, варили братское пиво. Возле именинного снопа на дворе до позднего часа шумело веселье. Молодежь водила хороводы. Наступала пора осенних забот – приборка урожая, заготовка плодов лета впрок, на зиму. Поэтому примечали погоду на Успение. Считалось: если в этот день погода тихая и ясная – и осень будет такой же. С Успенья солнце засыпает. Начало молодого бабьего лета (по 11 сентября) или по Семенов день (14 сентября). Предсказывают погоду на Старое бабье лето (с 14 по 21 сентября). Если молодое бабье лето вёдреное - жди ненастья на старое. Если на Успенье или в эти дни появится радуга - к затяжной и теплой осени. Много паутины в бабье лето - к ясной и холодной зиме. На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить. Оканчивается уборка и посев озимого хлеба. Источник: http://calendareveryday.ru/index.php?id=narodn/8/28 © calendareveryday.ru
Таким образом, народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт народа.
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни народа. Праздник в сознании людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням повседневной жизни, как время приобщения к ценностям общины, ее истории. В праздник люди должны были достигнуть особого ощущения внутреннего единства друг с другом. Такое осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в ряде нравственных правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества. Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, сеять, шить, убирать избу, колоть дрова, т.е. выполнять повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, выбирать для разговора приятные темы, быть веселыми, приветливыми, гостеприимными. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихая в будни деревня заполнялась зваными и незваными гостями - нищими, странниками, балаганщиками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Кроме того, праздник требовал, подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым, странникам, а также участия всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры: денежные штрафы, изгнание из деревенского сообщества и другие. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения. Сегодня, воссоздавая в сценарии народного праздника все обряды и традиции праздничной культуры, педагог дошкольного образовательного учреждения формирует основы нравственной культуры: уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, быть приветливыми, гостеприимными, добрыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Календарь народных летних праздников (для использования в летний оздоровительный период) Автор: музыкальный руководитель Мельник И.Н.
Методическая разработка предназначена для воспитателей и муз. руководителей для работы в летний период, чтобы познакомить детей с народными летними праздниками....
Летний спортивный праздник для дошкольников. Воспитатель Ясонова Э.Е.
Спортивный праздник с играми , песнями,эстафетами, танцами, стихами, играми на воздухе....
Календарь "Русские народные праздники"
Календарь "Русские народные праздники"...
Проект "Русские летние народные праздники"
Проект "Русские летние народные праздники"...
Конспект НОД по ФЦКМ с использованием ИКТ Тема: «Народные праздники на Руси» для детей старшей группы
Цель:Приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками....
Проект "Народная культура. Летние народные праздники"
В рамках патриотического воспитания дошкольников нами разработан проект "Народная культура. Летние народные праздники". Целью проекта является формирование у детей старшего дошкольного возра...