Трудовое воспитание
презентация на тему
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_trudovoe_vospitanie.pptx | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План Понятия «Труд», «Трудовое воспитание»; Великие педагоги о труде; Виды труда дошкольников; Задачи трудового воспитания; Формы организации труда; Средства, методы и приемы трудового воспитания; Работа с педагогами; Заключение; Список литературы.
Понятия «Труд», «Трудовое воспитание». Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге. Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская. Великие педагоги о труде.
Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский , который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». "Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"
Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.
Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым. Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».
А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи. Как и Н. К. Крупская, А.С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников. В работах А.С. Макаренко содержатся рекомендации об организации труда детей с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах .
Задачи трудового воспитания в ДОУ Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений труиться в коллективе и для коллектива)
Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда Подбор оборудования для труда Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера Условия организации труда детей Создание мотивации трудовой деятельности Демонстрация заинтересованности педагога Поощрения в процессе и по результатам труда Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам Учет нагрузки, состояния здоровья , интересов, способностей ребенка
Виды труда Само- обслуживание Ручной и художеств. труд Хозяйственно-бытовой Труд в природе
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.)
Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
Труд в природе- уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка.
Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.
Формы организации труда детей Поручения Дежурства Коллективный труд Индивидуальные Подгрупповые Коллективные Общие Кратковременные Долгосрочные Эпизодические Регулярные Простые Сложные Индивидуальные Подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям) Обязательные Систематичные Общий труд Совместный труд
Средства, методы и приемы трудового воспитания НОД Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня Наблюдения за трудом взрослых Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым Экскурсии Художественные средства (изо, музыка, художественная литература и др.) Дидактические, настольные, с/ р игры Рассматривание картин, иллюстраций, картинок Использование ИКТ Интеграция образовательных областей
Работа с педагогами Педагогический совет «Система работы доу по нравственно- трудовому воспитанию дошкольников»
1. Тематический контроль: «Состояние работы в ДОУ по трудовому воспитанию» 2. Смотр- конкурс «Лучший уголок дежурства»
3.Фестиваль педагогических проектов : «Огород на окошке» (1 мл.гр .) «О тех, кто трудится в детском саду» (2 мл.гр .) 4. Анкетирование воспитателей: «Трудности в организации трудовой деятельности детей»
Консультации: «Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста» 2. «Нравственно-трудовое воспитание старших дошкольников» 3. «Значение трудового воспитания в развитии личности дошкольника» 4. «Ознакомление с трудом взрослых»
Открытые просмотры Цель: «Демонстрация использования разнообразных форм работы с детьми по трудовому воспитанию:»
«Трудовые поручения»
«Коллективный труд» ( в природе, хозяйственно-бытовой труд)
« Организация дежурств»
Алгоритмы трудовых действий
Работа с родителями Родительские собрания Беседы Консультации Дни открытых дверей Тематические стенды Лекции Участие в жизни ДОУ Субботники Экологические, трудовые акции
Заключение Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.
Список литературы Буре Р.С "Учите детей трудиться" Крупская Н.К. "Дошкольное воспитание детей" Маркова Т. А. "Воспитание трудолюбия у дошкольников" Макаренко А.С. "Воспитание в труде" Нечаевой В.Г. "Трудовое воспитание в детском саду« Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского . 2-е изд., перераб . и доп. – М.: Просвещение, 1988. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М., 1993-2000 otherreferats.allbest.ru shporiforall.ru › books/ doshkolnaya_pedagogika … obrazov-ralat.edu.cap.ru vseodetishkax.ru
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию: "Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков".
АктуальностьВоспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. УшинскийВоспитание является одной ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)
Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕРОПРИЯТИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИНТЕРАКТИВНАЯ ГОСТИННАЯ» НА ТЕМУ: «Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения»
Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает ...
Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)
Подготовила: воспитатель Швыдкина А. А....
Общее собрание по теме: «Трудовое воспитание в семье» (опыт трудового воспитания в семье).
Цель: Расширить представление взрослых о труде детей через (сценки, песни, танцы, пословицы) выступления родителей и воспитателей о труде. Систематизировать знания родителей...
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...
Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Профессии наших родителей»...