Наша Родина Россия
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Градобоева Л.П., воспитатель МБДОУ, г. Шумерля, ЧР
«Наша Родина - Россия»
В современном обществе одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольное образование, являясь начальным звеном системы образования, призвано сформировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству, к истории и культуре своего народа. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
11 июля 2005 года Правительством Российской Федерации принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна дома и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.
Для воспитания патриотических чувств очень важны исторические знания и народное наследие. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа, а народное наследие обогащает внутренний мир человека.
Каково же содержание проблемы?
Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X- XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских.
Важное место в народной педагогике России занимали пословицы, поговорки, сказки, сказы и былины.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить слова академика Лихачева Д.С. – «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками и современные технологии.
Пути и средства патриотического
воспитания русского человека
1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
2. Взгляды на патриотизм в летописях.
3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль
6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.
Программный продукт
1. Окружающие предметы, все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
2. Другим важным направлением нашей работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
3. Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.
4. Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому мы проявляем корректность в отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.
Нами разработаны и реализуются проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Странички истории», целью которого является воспитание патриотизма через краеведческие знания о своем городе и положительном историческом прошлом России.
Ожидаемые результаты проекта - формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.
Варианты:
- Работа с детьми
- Работа с родителями
- Методическое сопровождение.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
- Знакомство с родным городом, его историей
- Знакомство с родным краем и Россией
- Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
- Знакомство с былинными героями и их подвигами.
- Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
Предлагаем вашему вниманию конспект шоу – игры «Наша Родина -Россия», где участвуют как дети так и родители.
«Наша Родина – Россия»
Цели и задачи игры:
- Вовлечение детей старших и подготовительных групп в творческую деятельность, основанную на любви и уважении к Родине.
- Расширение кругозора в разных областях знаний о Родине, искусства, развитие соответствующего интереса к ним.
- Повышение уверенности в себе, своих знаниях.
- Знакомство с информационной культурой детей, и с возможностями ПК.
- Воспитание уважения к России, малой родине, литературному наследию прошлого, к народным промыслам.
Предварительная работа:
Цикл занятий:
- Россия наша Родина.
- Символы России
- Мы живем в Чувашии.
- Символы Чувашии
- Чтение русских, чувашских народных сказок и сказок других народов Поволжья.
Оборудование игры:
Компьютер, медиа - проектор. Игра строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint. В ходе нее текст вопросов выводится на экран в виде ряда слайдов
Счетные листы для работы жюри.
Подготовка и проведения игры:
1. Для проведения игры формируются команды из состава детей старшей или подготовительной группы, родителей в количестве 8 человек. Командиры команды детей воспитатели. Команды выбирают свой цвет, создают атрибуты. В нашем учреждении цвета распределились таким образом:
- 1 команда – синий, команда родителей
- 2 команда – зеленый, гр. «Колобок»
- 3 команда – красный, гр. «Радуга»
2. Остальные дети, родители составляют группы болельщиков.
3. Выбираются члены жюри (при проведении нашей игры это были сотрудники МДОУ и родители, приглашенные участниками).
В начале игры ведущие (воспитатели, подготовившие большинство вопросов) представляют участников команд (слайды 2-4) и рассказывают о правилах проведения игры: “Сейчас в течение 30 секунд, перед вами появиться таблица с номерами вопросов, в которой каждая клетка имеет цвет, соответствующий вашей команде. Ваша задача постараться запомнить месторасположение вопросов своего цвета”. На экране демонстрируется изображение таблицы №1 (слайд 5).
Ведущие: В ходе всей игры перед вами будет находиться таблица с номерами вопросов. Демонстрируется изображение таблицы №2 (слайд 23, переход по стрелке. Переход на слайд 23 с других слайдов щелчок по номеру слайда)
Капитаны команд по - очереди называют номера вопросов, стараясь открывать окна соответствующие цвету своей команды. Каждый вопрос демонстрируется 14 секунд; после звукового сигнала, вы должны дать ответ. За правильный ответ на вопрос своей команды жюри начисляет – 2 балла, если команда ответит на вопрос соперников – 3 балла, В ходе игры каждая команда должна открыть 12 окон.
Вопросы игры для участников команд:
1 команда:
- Сын чувашского народа - Герой гражданской войны.
- Назовите основной закон государства?
- Назовите по иллюстрациям регион РФ.
- В годы правления, какого царя Чувашия присоединилась к России?
- Кому А.С.Пушкин посвятил эти строки?
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя»
- Какому русскому князю принадлежат слова: «Кто к нам с миром придет того хлебом, солью встретим, но кто с мечом на русскую землю придет, тот от меча и погибнет»
- Летчик – космонавт. Дважды Герой Советского Союза. Родился и похоронен в с. Шоршелы.
- Как называется фильм, где звучит эта песня и кому он посвящен.
- Как начинается поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
- Праздник, отмечаемый в России 12 июня?
- Назовите город по фотографиям.
- Что изображено на этих фотографиях
2 команда:
1. Как называется государство, в котором мы живем?
2. Найдите флаг России?
3. Что означает белый цвет Российского триколлора
4. Найдите герб России?
5. Назовите имя президента Чувашии
6. Великая русская река, воспетая в песнях и стихах. Её ещё называют «Матушкой»
7. Какой праздник отмечают в России 9 мая?
8. Что такое гимн и как он начинается
9. Назовите дерево символ России.
10. Что изображено на этих фото
11. Назовите сказку, в которой главную героиню зовут Алёнушка
12. Назовите героев русской народной сказки «Теремок»
3 команда
- Как начинается русская народная сказка «Колобок».
- Назовите город по фотографиям.
3. Назовите главных героев сказки «Царевна – лягушка»
4. Что изображено на фотографиях.
5. Назовите главных героев русской народной сказки «Гуси – лебеди»
6. Найдите герб республики Чувашия.
7. Назовите столицу нашей Родины.
8. как начинается сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
9. Какой праздник отмечается 23 февраля.
10. Что означает синий цвет Российского триколлора.
11. Назовите реку, на которой стоит наш город?
12. Назовите столицу нашей республики.
Подведение итогов игры.
Жюри объявляет количество баллов, набранных каждой командой, выявляет команду победительницу. Вывод: совместная игра детей и родителей расширяют знания об окружающем, формируют патриотические и национальные чувства, любовь к родному краю, Родине, уважению к взрослым. Воспитывает организованность, дисплинированость, коллективизм, умение самостоятельно объединяться для совместной игры, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и взрослых.
Библиография
- А.С. Пушкин «Сборник произведений» М. 1988г.
- Конституция РФ.
- «Русские народные сказки» М.1999г.
- Комплексные занятия по программе «от рождения до школы»
- «Народное искусство в воспитании детей» под ред. Т.С.Комаровой., М.: Педагогическое общество России, 2005
- Городецкая роспись М.: Мозаика – Синтез, 2005
- Бажов «Уральские сказы»
- Петрова В.И., Стульник Т.Д., «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика – Синтез, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАША РОДИНА – РОССИЯ Музыкально-тематическое занятие для старших дошкольников, посвящённое Дню России
Цели: Целью данного занятия является Воспитание у детей патриотических чувств: любовь к Родине, Отечеству, уважение к культурному наследию своего народа,Расширение исторических знаний о главных ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)
Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
Тематический досуг «НАША РОДИНА-РОССИЯ», посвящённый патриотическому воспитанию детей, воспитанию любви и уважения к любимой Родине – России. Подготовительная к школе группа. Подмосковье г.Красногорск 2015г.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8197648","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Подготовила : воспитатель Андрюхина Наталья Николаевна...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"
Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...
Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "
Конспект "Наша Родина - Россия" и презентация к викторине "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...
КВН "Наша Родина Россия" "Наша Родина "Кузбасс"
Сценарий интеллектуального развлечения "Наша Родина Россия" "Наша Родина Кузбасс" предназначен для детей подготовительной группы (6-7 лет) Все задания посвящены теме...