Самоанализ
материал на тему
Результаты использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе в соответствии с общеразвивающей направленностью группы
воспитателя Баюшевой Оксаны Вячеславовны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_bayusheva_o.v.docx | 40.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе в соответствии с общеразвивающей направленностью группы
воспитателя Баюшевой Оксаны Вячеславовны
Педагог - он вечный созидатель.
Он жизни учит и любви к труду.
Я - педагог, наставник, воспитатель.
За что благодарю свою судьбу.
Я, Баюшева Оксана Вячеславовна, воспитатель высшей категории МАОУ детский сад № 210 «Ладушки» г.о. Тольятти, окончила Бузулукское педагогическое училище в 1991 году по специальности «Учитель начальных классов», в 1998 году – Нижневартовский педагогический институт по специальности «Преподаватель русского языка и литературы». В 2014 году прошла профессиональную переподготовку в ЧОУ ОДПО «Межрегиональный институт дополнительного профессионального образования» (Защищена дипломная работа по теме: «Психолого-педагогические условия развития мышления у детей старшего дошкольного возраста»). Стаж педагогической работы 18 лет.
К своей деятельности отношусь с огромной ответственностью, творчески, с любовью к детям. Считаю, что мир детства целиком зависит от нас, взрослых, от душевной щедрости первого воспитателя. Наша задача – не погасить в детях огонёк познания нового, а поддержать их в исследовании мира.
В своей работе руководствуюсь основными нормативными документами, определяющими правовое содержание работы с детьми и их родителями:
- Международные документы, касающиеся прав детей.
Декларация прав ребенка.
Конвенция ООН о правах ребенка.
- Законодательные акты.
Семейный кодекс РФ.
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Закон «Об образовании в РФ».
- Нормативные документы в области дошкольного образовательного учреждения:
Устав дошкольного образовательного учреждения.
Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами их заменяющими) ребенка.
Главная цель моей профессиональной деятельности – формирование гармонически развитой личности, создание оптимальных условий для развития воспитанников с учетом их индивидуальных психологических особенностей, способностей и возможностей. Главной своей задачей считаю выбор наиболее эффективных методов, приемов и средств образовательно-воспитательной работы, которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка. Основная идея, которой я руководствуюсь в работе с детьми, – сформировать у них умение радостно и творчески добывать знания, приобретать умения и навыки. Ведь в детском саду дошкольники получают первый опыт общения, первый опыт обучения. Моя задача сделать этот опыт удачным, чтобы жизненный старт детей был успешным.
В настоящее время в системе дошкольного образования произошли кардинальные перемены: изменилось содержание образования, подходы к организации психолого-педагогического процесса в ДОО, отношения с родителями, педагог. Поэтому современный педагог должен быть не воспитателем-исполнителем, а воспитателем-исследователем, инициативным, широко образованным, старающимся творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставлять детям дошкольного возраста возможность проявить себя, как творческим личностям. Одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога является степень его готовности к использованию современных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности. Применение новых технологий является эффективным способом в расширении кругозора воспитанников, в освоении ими способов деятельности.
Для того, чтобы уметь применять новые образовательные технологии, электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в образовательном процессе педагогу необходимо непрерывно повышать уровень своей профессиональной компетенции.
В 2015 году я прошла обучение по именному образовательному чеку по всем трем блокам:
- Вариативный учебный блок – «Проектирование условий формирования опыта сотрудничества детей в ходе реализации ФГОС дошкольного образования» (36 часов). Разработан и защищен проект «8 Марта».
Данный курс обогатил мой педагогический опыт. Для себя я отметила, что общение детей между собой и с воспитателем – важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения. При этом следует отметить необходимость специальной организации контактов детей. В процессе подобного взаимодействия ребенок овладевает способами делового сотрудничества и содержательного общения со сверстниками, что, в свою очередь, положительно влияет на осознанность и инициативность при решении широкого круга учебных задач.
Взаимодействие и сотрудничество – «школа жизни» для каждого ребенка, и от того, насколько хорошо пройдет он эту школу, зависит его будущее.
Поэтому, в ходе реализации основной общеобразовательной программы дети моей группы приобретают умения работать сообща (парами, группами), воспитанники приобретают интегративные качества личности. Одним из таких качеств является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мною применяются дидактические игры по конструированию, на классификацию, рассуждение, внимание и т.п. Основное внимание детей обращается на освоение отношений: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать других и себя.
Организованная образовательная деятельность в нашей группе, включающая технологию сотрудничества, имеет особую структуру:
На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?».
Для поиска решения задачи я, как воспитатель, организую дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться. Роль воспитателя – помочь выделить различные точки зрения, регулировать эмоциональный настрой детей.
Второй структурный элемент ООД – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом.
Это, прежде всего – работа в парах, в которой дошкольники осваивают один из видов сотрудничества: действия по правилу (т.е. разделение материала по какому либо признаку) или по роли (т.е. разделение функций).
Другая форма сотрудничества детей – это деятельность в микрогруппах совместно действующих детей.
Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.
Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими, вызывают у детей чувство защищённости, которое облегчает любой шаг в неизведанное.
Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания (воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе).
Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки предполагает действия контроля и оценки.
Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ её выполнения.
Важным шагом в этом становится обучение детей самооценке.
Этому я обучаю детей при обобщении их высказываний, а также показывая образцы собственных оценочных суждений.
Помимо ООД большое внимание в своей работе уделяю коллективным творческим делам, которые проводятся с применением опыта сотрудничества детей друг с другом, с воспитателем, родителями. Это и подготовка к праздничным датам, и изготовление подарков, открыток, оформление группы, участка, создание альбомов и коллекций.
- Вариативный учебный блок – «Формирование ЗОЖ дошкольников в соответствии с ФГОС в ДОУ» (36 часов). Разработан и защищен проект «Перспективно-тематическое планирование реализации содержания ОО «Физическое развитие» (формирование здорового образа жизни) в средней группе».
Данный курс обучения еще раз подчеркнул важность и необходимость формирования ЗОЖ у воспитанников, познакомил меня с новыми требованиями ФГОС по данному вопросу. Безусловно, здоровьесберегающие технологии – одни из основных, которые применяются мною в работе. При решении задач целенаправленного формирования начальных представлений о ЗОЖ ребенок должен быть активным участником оздоровительного процесса. У него последовательно формируются потребность быть здоровым, стремление к ЗОЖ в условиях «здоровой среды». Систематически мною в группе проводятся следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика (в группе и на свежем воздухе),
- гимнастика-побудка (как правило, с музыкальным сопровождением),
- закаливающие процедуры, ходьба по «дорожке здоровья» (в изготовлении массажных ковриков активное участие принимают родители),
- спортивные игры и упражнения,
- физминутки и динамические паузы,
- артикуляционная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,
- сказкотерапия (позволяет понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении);
- музыкотерапия (используется для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя);
- релаксация (помогает снять повышенное нервно- психическое напряжение, нормализовать эмоциональное состояние).
- спортивные развлечения, соревнования, Дни здоровья.
Решая задачи по здоровьесбережению, я тесно сотрудничаю с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, медсестрой и, обязательно, с родителями воспитанников.
На педагогическом совете № 3 от 22.01.2015г. «Формирование основ здорового образа жизни в процессе организованной деятельности» выступила с презентацией о необходимости формирования здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к ЗОЖ».
Являюсь автором статей:
- «Программа работы на учебный год по ЗОЖ с детьми 5 – 7 лет» (дата публикации 21.06.2015г., http://nsportal.ru/).
- Педагогический проект «Витамины – наши друзья» (дата публикации 28.01.2015г., http://planetadetstva.net/ )
Принимаю активное участие со своими воспитанниками в проведении «Недели здоровья» ДОО, в спортивных праздниках («В гостях у Айболита», «Веселая зарядка», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др.), где ребята занимают призовые места. В совместной деятельности с родителями и детьми готовим стенгазеты «Где прячется здоровье?», « Мама, папа я – спортивная семья», «Витамины – наши друзья» и др.
В результате проведенной работы уровень здоровья детей повысился, улучшились показатели посещаемости (2013 - 2014 уч. г. – 74%, 2014 – 2015 уч. г. – 82%), снизилась заболеваемость (2013 – 2014 уч. г. - 5,8%, 2014 – 2015 уч.г. - 4,1%) .
- Инвариантный учебный блок ИОЧ – «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» (72 часа). Разработан и защищен проект «Модель образовательного процесса в старшей группе по теме «8 Марта» в условиях введения ФГОС ДО».
Данный учебный блок был очень важен для меня: повысил мою профессиональную грамотность и компетентность в понимании новых требований, предъявляемых ФГОС, заставил пересмотреть многие вопросы в организации образовательно-воспитательной деятельности, взглянуть на них по-новому.
Также в межаттестационный период (с марта 2013г.) обучалась на семинарах и курсах повышения квалификации:
- Реализация ФГОС ДО через моделирование мыслительных процессов детей (удостоверение об обучении в объеме 16 часов);
- Проектирование развития игровой деятельности детей дошкольного возраста в свете решения задач ФГОС ДО (сертификат об обучении в объеме 8 часов);
- Реализация ФГОС дошкольного образования (справка № 031 от 27.03.2015г. об обучении в объеме 72 часов в рамках программы профессиональной переподготовки);
- Способы решения актуальных проблем дошкольного образования в условиях реализации ФГТ (сертификат об обучении, 2013г.);
- От компетентного педагога к новому качеству образования (сертификат об обучении, 2013г.);
- Теория и практика дошкольного образования (диплом о профессиональной переподготовке 632401251599, регистрационный номер 070, дата выдачи 30.08.2014г. ЧОУ ОДПО «Межрегиональный институт дополнительного профессионального образования»).
В рамках реализации «дорожной карты», плана ДОО по внедрению ФГОС ДО:
- входила в состав творческой группы по вопросам формирования основной общеобразовательной программы ДО в период введения ФГОС;
- вхожу и по настоящее время в состав творческой группы по разработке методических рекомендаций по организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОО в рамках деятельности пилотной площадки по теме: «Обеспечение поддержки самостоятельности, инициативности и ответственности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ДО»;
- вхожу и по настоящее время в состав рабочей группы по организации деятельности региональной пилотной площадки по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в 2015 – 2016 учебном году;
- активно принимала участие в работе семинара: мастер-класс «Реализация познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОО».
Входила в состав творческой группы (19 дошкольных учреждений г.о.Тольятти) по разработке недельных план - конспектов непосредственно образовательной деятельности и логик к ним в соответствии с ФГОС ДО под научным руководством Ю.В. Карповой, заведующей кафедрой дошкольного образования СИПКРО.
Сегодня в мировой образовательной практике дошкольное детство рассматривается как один из главных образовательных резервов.
К сожалению, во многих детских садах система отношений воспитателя с детьми продолжает носить формальный характер, работа строится все по той же учебно-дисциплинарной модели воспитания. Считаю, что в воспитательной работе акцент не должен ставиться на фронтальные занятия, которые делают невозможной педагогику сотрудничества, ставят воспитателя в позицию оценивающего. При этом налаживание доверительных отношений с ребенком затруднено. Игра, самообслуживание, эстетическая деятельность недостаточно используются для полноценного развития ребенка. Однообразная обстановка в группе со стандартным размещением «уголков», расположение детских столов по типу школьного класса, письменный стол воспитателя усиливают формализованные отношения. Все это для меня неприемлемо.
Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей характеризуют общие тенденции перестройки дошкольного образования. Изменилось отношение к воспитанию, в центре которого находится ребенок. Произошли существенные изменения и в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
В настоящее время в своей работе руководствуюсь следующими правилами:
- общение, ориентированное на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми;
- насыщение жизни детей классической современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющих кругозор ребенка;
- изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности и ее формы - совместной со сверстниками или индивидуальной;
- проведение ООД с небольшими подгруппами детей, обеспечивающим наибольшую познавательную активность каждого воспитанника, помогающего установить обратную связь и учитывать продвижение детей, индивидуальная работа.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им правильно управлять. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Исходя из этого мною был определен круг технологий, позволяющий воспитанникам иметь определенный объем накоплений, ориентированный на приобретение интегративных качеств, установленных ФГОС к структуре ООП ДО.
Кроме здоровьесберегающих технологий в своей деятельности использую следующие:
- педагогическая технология, основанная на ТРИЗ и РТВ;
- технология «Личностно-ориентированного взаимодействия»;
- игровые технологии;
- технология «Метод проектов»;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология исследовательской деятельности.
Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ и РТВ (Г.С. Альтшуллер, А.М. Страунинг, Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук) – технология творчества. Существующие в данной технологии методы и приемы позволяют создать творческий продукт высокого уровня новизны даже дошкольнику: загадки, стихи, сказки, рассказы с помощью определенных алгоритмов. Технология позволяет параллельно с обучением развивать и личностные качества ребенка. У ребенка формируется устойчивый познавательный интерес, самостоятельность в поиске информации, умение отстаивать свою точку зрения, критически относиться к своим результатам, способствует формированию ценностей, связанных с созидательной деятельностью. Данная технология позволяет раскрыть возможности ребенка. В своей работе использую элементы системы: системный оператор, морфологический анализ, метод маленьких человечков, «да-нет», «хорошо-плохо», метод мозгового штурма.
В процессе работы по ТРИЗ – РТВ технологии ребенок учится:
- Классифицировать предмет.
- Представлять объект как систему.
- Устанавливать причинно – следственные связи.
- Решать противоречия.
- Работать с моделями, схемами.
- Мыслить системно.
- Делать фантастические преобразования предмета.
- Составлять творческие задания по картине.
- Сочинять сказки.
Как упоминалось ранее, в 2015 году я прошла обучение «Реализация ФГОС ДО через моделирование мыслительных процессов детей» у сертифицированного тренера по ТРИЗ-РТВ - технологии Т.А. Сидорчук.
Я познакомилась с новой технологией освоения ребенком способов познания и становления на этой основе ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, технологической (Т.А. Сидорчук Методический комплекс «Я познаю мир»). В своей работе в настоящее время я применяю элементы данной технологии: работа с технологическими картами: анализаторы, признаки объектов; технологические карты для составления рассказа, заучивания стихотворений. Мною совместно с родителями и детьми создаются картотеки игр с использованием карт-условных обозначений.
При проведении ООД постоянно применяю игры с элементами ТРИЗ:
«Теремок», игра «Да-Нетки» или «Угадай, что я загадала», игра «Наоборот» или «Перевертыши», « Чем был - чем стал», «На что похоже», «Что из чего», «Цепочка».
Результат применения данной технологии - развитие у детей творческих способностей, воображения, коммуникативных навыков, мышления, самостоятельности, инициативы. А также - призовые места в конкурсах и марафонах: Всероссийский конкурс «Вопросита», Всероссийский марафон «Математика в загадках» (для дошкольников), Открытый областной конкурс-выставка «Часовых дел мастер», Всероссийский марафон «В мире животных» (для дошкольников), Международная занимательная викторина «Осенний день», V Всероссийский марафон «Веселая математика» (для дошкольников).
Технология «Личностно-ориентированного взаимодействия».
Основная и очень ответственная задача ДОУ - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Я, как педагог, организую воспитательный процесс на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому в своей педагогической деятельности я ориентируюсь на следующее:
- проявление уважения и доброжелательное отношение к личности каждого ребенка;
- создание условий для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками;
- чаще применение поощрения, поддержки, чем порицания и запрещения (порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у ребенка неуверенности в своих силах);
- Содействие становлению ребенка как личности.
В общении с детьми придерживаюсь правила: «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Применение данной технологии помогает развить познавательные способности каждого воспитанника; максимально выявить, использовать индивидуальный опыт детей; помогает личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, формировать умение мыслить, умение быть субъектом. Таким образом, педагогический процесс в группе представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотят идти домой и просят родителей прийти за ними позже.
О продуктивности используемой технологии также свидетельствует положительная динамика в эмоциональном благополучии детей, которые на период сентября 2014 года входили в группу риска по тревожности, замкнутости и СДВГ.
Игровые технологии
Игра содержит образец будущей взрослой жизни, понятный и доступный для подражания ребенком форме, игра содержит в себе огромное развивающее значение для ребенка. Применяю игровые технологии как ведущий вид деятельности дошкольников. Обучение в форме игры получается интересным, занимательным. У детей формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, развивается мышление, речь, возникает ориентация в собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения, что позволяет детям включаться в коллективную деятельность и общение.
Разработала перспективный план деятельности на учебный год по развивающим играм с блоками Дьенеша для детей средней группы, буклет для родителей «Речевые игры по дороге домой», презентацию для педагогов и родителей «Влияние игр на процесс формирования ребенка», копилку «Домашняя игротека» для родителей группы. Разработала план-конспект и логику итогового занятия для детей старшей группы «Интеллектуальная игра» и разместила 29.08.2015г. материал на сайте http://nsportal.ru/
Мои воспитанники неоднократно становились призерами игр-соревнований и игр-конкурсов:
- Городские игры-соревнования на приз клуба «Чудо шашки» среди детских садов городского округа Тольятти (апрель, 2013г – два I места);
- Международный конкурс по русским шашкам (молниеносная игра, быстрая игра) VII первенство Европы (май – июнь 2015г., победитель, I место);
- Международный конкурс-игра по технологии для девочек и мальчиков «Молоток» (январь 2015г., два победителя, III место).
При создании развивающего пространства мною в групповом помещении учтена ведущая роль игровой деятельности.
Работаю в тесном сотрудничестве с родителями, которые активно помогают в оснащении развивающей предметно-пространственной среды. Кухонный гарнитур, кухонная плита, гладильная доска (игровой центр «Семья»), ширма для уголка уединения сделаны руками пап воспитанников. Мамы помогли в создании массажных ковриков для «Дорожки здоровья»; сшили форму для дежурных, халаты для сюжетно-ролевой игры «Поликлиника», костюмы для инсценирования сказок, перекрытие для ширмы, помогли в изготовлении сезонного кукольного гардероба. Развивающая предметно - пространственная среда группы постоянно пополняется материалами, оборудованием, атрибутами, играми, выполненными лично мною: различные виды театра (стендовый, пальчиковый, на палочках, маски сказочных героев), маски-эмблемы для подвижных игр, мобильное панно для дидактической игры «Блоки Дьенеша», созданы иллюстрированные альбомы «Растения нашего края», «Животный мир нашего края», макеты «На улице», «Деревенский дворик», пиктограммы, схемы-условные обозначения к различным дидактическим и подвижным играм. Все материалы имеют эстетический внешний вид, аккуратно выполнены и практичны.
Важное место в своей работе отвожу театрализованной деятельности. Учитывая, что одним из приоритетных направлений в моей работе является развитие речи детей, я успешно использую театрализованные игры (игры – драматизации) для достижения положительных результатов в речевом развитии дошкольников. Каждый ребенок, участвуя в спектаклях, становится более раскрепощенным и социализированным. В нашей группе ребята очень любят участвовать в различных театральных постановках: русские народные сказки «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь» и др.; для этого мы совместно с родителями изготавливаем декорации, маски, костюмы. Также совместно с родителями и воспитанниками были изготовлены разнообразные виды театров: «Настольный театр», «Теневой театр», «Театр масок», «Пальчиковый театр», «Театр – настенное панно».
Дети играют не только в группе, но и на прогулке. Для игр на улице (подвижных, хороводных, театрализованных) руками взрослых изготовлены маски, эмблемы, шапочки.
Наши небольшие спектакли мы показываем детям других групп, родителям. Через театр, фольклор дети знакомятся с культурой, традициями, обычаями русского народа, народов Среднего Поволжья, осознавая свою сопричастность.
Считаю, что «Русское народное творчество и театрализованная деятельность» - это богатый кладезь, из которого можно черпать богатство русского языка.
Технология «Метод проектов»
Это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании в свете ФГОС. Метод проектов позволяет интегрировать знания детей из разных областей при решении проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, формирует ключевые компетентности и интегративные качества личности дошкольников, что является важным фактором преемственности между дошкольным учреждением и школой.
Применение технологии «метода проектов» позволяет успешно решать проблемы низкой мотивации к обучению и низкой познавательной активности детей.
«Метод проектов» один из самых трудных, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребенок, ребенок-родители, воспитатель-родители. Использую разнообразие формы: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости в коллективе.
Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.
Освоение технологии проектирования позволило повысить уровень профессионального мастерства и увлекло меня в воспитательно-образовательной работе с воспитанниками. Метод проектов, используемый в работе с детьми, дал возможность им самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
За межаттестационный период (с марта 2013г.) мною разработаны и проведены проекты: «Природные изменения весной», «Умные игры», «Что в имени моем», «Жалобная книга природы», «Путешествие в мир эмоций», «Умный мусор», «Витамины – наши друзья».
Результаты реализации проектов в работе с детьми:
- повышение эффективности процесса обучения и воспитания;
- активизация познавательной деятельности детей;
- выявление уровня психолого-педагогической компетентности родителей и повышение их педагогической культуры;
- активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды;
- создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания через использование информационно- коммуникативных технологий;
- участие родителей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
Итогами наших совместных проектов стало активное участие родителей и детей в благотворительных акциях - «Протяни руку лапам», «Помоги ветеранам», «Всякой пичужке – своя кормушка»; в городских конкурсах «Мы благодарны бабушке и деду за Великую победу», «Новогодняя игрушка», в городском семейном конкурсе «Парад снеговиков».
Информационно-коммуникативные технологии
Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют мне, как воспитателю решать ряд задач в системе дошкольного образования.
Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.
Во-вторых, это разнообразный иллюстрированный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий.
Я успешно и с удовольствием использую в своей работе Интернет-ресурсы, т.к. это позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс для дошкольников моей группы информационно емким, зрелищным, интересным. За информационно-методической поддержкой в виде электронных ресурсов я обращаюсь во время подготовки к ООД, для оформления стендов, группы, для составления сценариев к праздникам, досугам, родительским собраниям; для изучения новых методик. Использую возможности Интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации (для планов, конспектов, консультаций для родителей); для обмена опытом, знакомства с разработками других педагогов.
Большой интерес для меня представляет, например, электронная версия журнала «Дошкольное воспитание». Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей. Среди рубрик на сайте интересны: Детский мир; Родительская консультация; Мастерская; Игротека; Будь здоров!; Психологическая школа. Полезным ресурсом также является, на мой взгляд, подборка материалов Фестиваля педагогических идей, сюжетные электронные альбомы, электронные учебные пособия.
Кроме возможностей Интернета я, конечно, использую и возможности компьютера: для ведения документации, использования развивающих игр, простейших программ, мультимедийных презентаций
В данной сфере я стремлюсь быть компетентной.
Информационно - коммуникативные технологии использую в трёх направлениях:
- при организации воспитательно - образовательного процесса с детьми;
- в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанника;
- в процессе организации методической работы (педсоветы, семинары, мастер- классы).
Создан свой мини-сайт на http://nsportal.ru/ «социальная сеть работников образования», личный блог, размещено мое электронное портфолио и методические разработки. Также на данном портале мною создан и работает сайт группы № 117, который регулярно пополняется различными материалами: новости с фотографиями о прошедших тематических неделях, мероприятиях; консультации и важная информация для родителей, которые помогают им в воспитательно-образовательной работе со своими детьми.
Интернет изменил всю мою трудовую деятельность. Учебно-воспитательный процесс стал более успешным, эффективным с использованием компьютера и интерактивных технологий в качестве дидактического средства.
Можно смело утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на поисково-познавательную деятельность.
За межаттестационный период (с марта 2013 г.) мною разработаны и размещены на электронных образовательных ресурсах следующие материалы:
- МАОУ детский сад № 210 «Ладушки»: http://маоу210тольятти.росшкола.рф
- Мой персональный сайт в социальной сети работников образования http://nsportal.ru/useR (свидетельства о публикации)
В разделе «Методическая копилка» на сайте ДО следующие материалы (скриншот):
- Развитие коммуникативных способностей как фактор снижения уровня конфликтности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/06/21/razvitie-kommunikativnyh-sposobnostey-kak-faktor - Программа работы на учебный год по ЗОЖ с детьми 5 – 7 лет
http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/06/21/programma-raboty-na-uchebnyy-god-po-zozh-s-detmi-5-7 - План-конспект и логика итогового занятия для детей старшей подготовительной группы. Интеллектуальная игра. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/08/29/plan-konspekt-i-logika-itogovogo-zanyatiya-dlya-detey
- Итоговое занятие по художественной литературе с использованием ЭОР для детей старшей группы. Сказка «У страха глаза велики». http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/08/29/itogovoe-zanyatie-po-hudozhestvennoy-literature-s
На сайте «Планета детства»: www/planetadetstva/net
Проект "Витамины - наши друзья"
http://planetadetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/texnologicheskaya-karta-pedagogicheskogo-proekta-vitaminy-nashi-druzya.html
Все работы подтверждаются Свидетельствами (или Сертификатами).
Технология исследовательской деятельности
С отдельными аспектами детского экспериментирования я познакомилась благодаря изучению работ Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.
В настоящее время являюсь членом рабочей группы по организации деятельности региональной пилотной площадки по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по теме «Проектирование развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в ДОО».
10 марта 2015г. принимала участие в мастер-классе «Реализация познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОО» в рамках деятельности пилотных площадок по разработке методического сопровождения введения ФГОС ДО.
Почему я использую в своей работе технологию исследовательской деятельности? Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Экспериментальная деятельность развивает у детей мышление, речь, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость. Вот чем интересна для меня данная технология.
В группе проводятся эксперименты индивидуальные и групповые, однократные и циклические (цикл наблюдений за водой; за ростом растений, помещённых в разные условия и др.). Исследования, начатые в организованной образовательной деятельности, продолжаются и в свободное время. В процессе экспериментирования дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни.
Работу по познавательно-исследовательской деятельности мы начали с организации предметно-развивающей среды группы. С помощью родителей мы создали центр экспериментирования – лабораторию - одно из любимых мест ребят. В центре есть приборы – помощники: лупы, весы, фонарики, бинокль; мерные стаканчики и емкости одинакового и разного размера и разной формы; природный материал: песок, семена, камешки, ракушки, шишки и т.д.; бросовый материал; красители (гуашь, акварельные краски); медицинский материал: пипетки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши; цветные очки, зеркала; познавательные иллюстрированные книги, альбомы, схемы-алгоритмы опытов и экспериментов и т.д.
В течение дня ребенок может выбрать объект для самостоятельного изучения. Например, видеть живой организм в разнообразии его свойств, жизненных проявлений – декоративные растения, рост и развитие лука, петрушки, укропа, веточки березы весной; оценивать состояние природных объектов, как живых организмов, так и среды обитания – хватает ли света растениям, необходим ли полив, рыхление земли, уход за уголком природы; прогнозировать различные по степени сложности и по содержанию воздействия на объект – утонет ли камень или ракушка в воде, что будет, если срезать зелень у лука и др.
Все свои наблюдения и опыты дети любят зарисовывать на бумаге. Рисунки рассматриваются всеми детьми, делаются выводы.
Большое внимание в своей работе уделяю речевому развитию детей. Задачи по развитию речи решаются мною не только в организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов:
- создание речевой развивающей среды (свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций);
- ситуативные разговоры с детьми;
- называние трудовых действий и гигиенических процедур,
- поощрение речевой активности детей;
- обсуждения (пользы закаливания, физической культуры, гигиенических процедур и т.п.).
С каждым годом в ДОУ все больше детей приходят с дефектами речи, малоговорящие, двуязычные. Так как наш детский сад является садом общеразвивающего вида, в штатном расписании отсутствует логопед. Но есть дети, для которых ПМПК определила посещение специализированного ДОУ, однако некоторые родители не выполняют назначение. Поэтому мною широко используются методики, направленные на коррекцию речевого развития ребенка. Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук ребёнка, так как тренировка тонких движений пальцев рук оказывает значительное влияние на развитие речи детей. Одним из эффективных способов коррекции речи детей являются пальчиковые игры, конструирование, лепка, аппликация, работа в технике оригами.
Для обогащения словарного запаса я постоянно разучиваю с детьми потешки, считалки, поговорки, скороговорки, чистоговорки. В ООД и индивидуальной работе я использую как можно больше речевых игр.
Данная ситуация с проблемами в развитии речи детей способствовала более глубокому изучению мною этого направления в дошкольной педагогике:
- Городской педагогический марафон «От компетентного педагога к новому качеству образования» (2013г.). Ведущая мастер-класса на тему: «Решение задач речевого развития через активизацию общения, как одного из сквозных механизмов развития ребёнка» (Сертификат).
- Региональный Альманах «Введение ФГОС в систему дошкольного образования: требования к условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (из опыта работы). Выпуск № 10, 2014г. Автор статьи «Развитие коммуникативных способностей как фактор снижения конфликтности у детей старшего дошкольного возраста в ДОО».
- Международный уровень. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/ Размещение на сайте план-конспекта и логики итогового занятия по художественной литературе с использованием ЭОР для детей старшей группы «Сказка. «У страха глаза велики». Свидетельство о публикации в электронном СМИ (дата публикации 29.08.2015г.)
Большое внимание уделяю созданию развивающей предметно-пространственной среде, как основному средству формирования личности ребенка, источнику его знаний и социального опыта. «В пустых стенах ребенок не заговорит…» Е.И. Тихеева.
Насыщая групповое пространство, я, как воспитатель думаю в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, движении и в общении; чтобы группа была оснащена современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Конечно, самыми главными помощниками для меня в этом вопросе являются родители дошкольников.
Развивающая предметно-пространственная среда группы № 117 отражает основные направления образовательных областей ФГОС ДО, спроектирована в соответствии с программой, реализуемой в ДОУ, и возрастными особенностями воспитанников (в соответствии со справкой руководителя).
Групповое помещение можно условно разделить на три зоны: зону умеренной активности (центр познания, уголок уединения, центр книги, центр патриотического воспитания, центр природы); зону средней активности (центр творчества, центр конструирования, центр экспериментирования, центр социально-эмоционального развития); зону повышенной активности (центр двигательной активности, центр музыки, центр театра, центр игры, центр дежурства).
При создании развивающего пространства в групповом помещении учтена ведущая роль игровой деятельности.
Правильная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересную для себя деятельность, а мне, как воспитателю, дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Кроме организации пространства в групповом помещении я не забываю и о важности правильной организации развивающей предметно-пространственной среды и на участке группы, обеспечивающей физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке:
- Всероссийский творческий конкурс для педагогов и воспитателей «ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСТВА», 01.12.2014г. – 23.05.2015г.; участник конкурса в номинации «Лучшее оформление территорий детских садов» (Диплом лауреата).
Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества, когда я и ребёнок общаемся и действуем «на равных». В своей работе стараюсь синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей.
В работе, как с детьми, так и с родителями, использую демократический стиль общения. К сожалению, наблюдается, как возрастает пассивность наших родителей - часто свою роль они определяют лишь в том, чтобы накормить и одеть своих детей, забывая об интересах ребенка, о его эмоциональном состоянии. Поэтому я стараюсь работать в тесном сотрудничестве с родителями, вовлекать их в совместную воспитательно-образовательную деятельность, повышать педагогическую грамотность, привлекать к организации и проведению мероприятий детского сада. Организована работа «Папки-передвижки» (информация регулярно обновляется), проводятся групповые и индивидуальные консультации по интересующим родителей темам, родительские собрания в форме «круглого стола», диспутов, КВН с использованием презентаций, фото и видеоматериалов. Организована и работает взаимосвязь и общение «воспитатель – родитель» и через сеть Интернет (электронная почта, сайт группы). Родители воспитанников являются отзывчивыми помощниками в изготовлении игровых пособий, раздаточного материала, в ремонте группы, благоустройстве территории ДОУ. Огромную помощь родители оказывали по изготовлению костюмов, декораций, а нередко и играли роли в спектаклях, что доставляло необыкновенную радость всем присутствующим. Ежегодно родители являются активными помощниками в оформлении участка группы: зимой - снежные постройки, весной и летом – облагораживание цветника.
Я постоянно в поиске новых путей сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.
Являюсь активным участником методической деятельности ДОУ, повышаю свою профессиональную компетентность:
- На уровне ДОО. Педагогический совет № 4 от 28.03.2015г. «Развитие самостоятельной деятельности в процессе конструктивно-модельной деятельности». Открытый показ ООД по конструированию (II младшая группа № 13).
- Городской Педагогический проект «Педагогические высоты Тольятти»: игра «Что? Где? Когда?» (Мэрия городского округа Тольятти МАУ Культурно - досуговый центр «Буревестник» «Тольяттинская лига знатоков»), 24.03.2015г. Грамота за участие.
- Городской уровень. Мастер-класс «Реализация познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОО», март 2015г.; видеопоказ ООД по познавательно-исследовательской деятельности.
- Всероссийский конкурс «Вопросита», блиц-олимпиада «Методика воспитательной работы», 08.02.2015г. Диплом победителя (I место).
Считаю профессию педагога необычайно ответственной, воспитатель никогда не должен останавливаться в своем развитии (как профессиональном, так и в личностном). Для меня педагог – это, прежде всего, любовь к детям, высокий профессионализм, заинтересованность в результатах своего дела, постоянное стремление к саморазвитию.
«Ученик, воспитанник – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Плутарх.
Воспитатель МАОУ детский
сад № 210 «Ладушки»: _______________ О.В.Баюшева
Заведующий МАОУ
детский сад № 210 «Ладушки»: _______________О.Ю. Андрианова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самоанализ профессиональной деятельности
Создала самоанализ по экспертному заключению...
СХЕМЫ по АНАЛИЗУ (САМОАНАЛИЗУ), ОЦЕНКЕ ЗАНЯТИЙ и др.
Вашему вниманию предлагаю несколько видов схем анализа и самоанализа занятий в дошкольном учреждении. А также вы познакомитесь с правилами посещения занятий и мероприятий, организацией и проведением з...
самоанализ
самоанализ по теме "Роль экологического воспитания в развитии личности старшего дошкольника"...
Самоанализ к занятию" Советский город спорта"
Основной целью моего занятия было донести до детей мысль о том, что в нашем городе Советский много спортивных сооружений, что в них можно заниматься разными видами спорта, укреплять здоровье и с...
САМОАНАЛИЗ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МОИХ ВОСПИТАННИКОВ.Диагностика разработана мной самостоятельно.Тесты которые могут проверить знания дошкольников по экологическому воспитанию....
Памятка для самоанализа занятия воспитателем.
Анализ собственной деятельности вызывает затруднения у некоторыз воспитателей (особенно начинающих). Приведенные в памятке вопросы - не жесткая схема, которой должны следовать все воспитатели, а ...
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА
Уровень профессиональной подготовки, реализуемый в сфере образования, и содержание современных концептуально - законодательных документов ориентируют педагогов на сохранение, совершенствование п...
- Мне нравится (3)
Комментарии
Оксана Вячеславовна,
Оксана Вячеславовна, использование новых образовательных технологий в вашей работе дают прекрасные результаты! Как хорошо, что вы делитесь опытом с другими педагогами! Желаю Вам дальнейших успехов!