Организация игры дошкольников в условиях семьи. (Консультация для воспитателей).
консультация на тему
Консультация окажет помощь воспитателям в организации игровой деятельности родителями в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация игры дошкольников в условиях семьи.
(Консультация для воспитателей)
Дома у детей больше времени для игр, чем в детском саду. Причём в семейной обстановке общение взрослых с ребёнком осуществляется на фоне доверительных, тёплых отношений.
Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений усваиваемых в повседневной жизни. В семье ребёнок приобретает опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбу с соседями и друзьями. Живя в подобной атмосфере, подражая родителям, дети рано начинают играть в «семью». В свою очередь, игры, отражающие быт семьи, взаимоотношения между её членами, могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, чуткости, отзывчивости, внимания ко всему окружающему. Неумение многих родителей использовать семейные условия для всестороннего воспитания детей в игре объясняется отсутствием у них педагогических знаний, способности анализировать свои действия, давать им соответствующую оценку. Игрой в семье называют любую деятельность ребёнка: рисование, слушание детских пластинок, просмотр мультфильмов или просто возню, баловство.
Родители старших дошкольников отдают предпочтение играм, способствующим формированию познавательной сферы ребёнка, подготовки его к школе. И покупают главным образом, «умные» игрушки: настольно-печатные, электрофицированные,
механические.
Стремясь с ранних лет готовить ребёнка к школе, родители вместо игр, его занимают беспорядочным чтением книг, обучению письму, чтению.
Некоторые молодые, неуверенные в себе родители, боясь, что игра подорвёт их авторитет, помешает воспитывать сына или дочь в строгости, игнорируют игру как воспитательное средство. Они прибегают в основном к назиданию, морализации, забывают о великой силе игрушки, юмора. Однако ребёнок, несмотря на то, что ему много внушают, наказывают его, растёт непослушным. Большинство отцов и матерей убеждены, что игра самостоятельная деятельность, то взрослым вообще не следует в неё вмешиваться. Ребёнок должен играть сам. Главным средством развития игры многие считают приобретение игрушек. Вот типичные высказывания родителей: «Зачем руководить игрой? Он (она) у нас знаете, как хорошо играет. Ребёнок должен играть сам».
Взрослые не всегда осознают, что для ребёнка любого возраста важно даже самое малое участие в его игре, важно чувствовать поддержку, одобрение. Помощь педагога нужна любой семье, но особенно она важна там, где игру не используют в качестве средства воспитания.
Как известно, игрушка является одним из условий развития игры дошкольника. В детском саду большое значение придаётся подбору игрушек по возрастному принципу. В семье этого не придерживаются. Родители, не понимая значения игры, покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на их яркость, новизну, стоимость. В доме всегда есть игрушки, подаренные родственниками и друзьями. Как правило, при их выборе взрослые не задумываются о педагогической целесообразности, главное - доставить ребёнку сиюминутное удовольствие. В результате обычно у девочки скапливается много кукол, не всегда обеспеченных домашней кукольной утварью; у мальчиков - всевозможный игрушечный транспорт. Такие наборы при отсутствии руководства со стороны родителей ведут к однообразным сюжетам, бедным по содержанию играм: у девочек в основном в «Семью», «Детский сад»; у мальчиков - в «Воинов», «Водителей». Игры мальчиков дома практически бессюжетны. Весьма непопулярны среди них игры с куклами и мягкими игрушками, отображающими людей и животных. В результате и в детском саду они пытаются уклониться от некоторых сюжетно-ролевых игр, например: «Семья», «Больница» и другие.
Воспитатель должен объяснять родителям, что всем детям, особенно маленьким, необходимо играть с куклами, игрушечными животными. Такие игры пробуждают добрые чувства, закрепляют нравственные нормы. Овладев тем или иным правилом поведения, ребёнок пробует его, прежде всего на кукле, мишке, делая их партнёрами своей деятельности.
Покупая игрушки для девочек и для мальчиков, родители тем самым формируют интересы детей. Психологи установили, что в младшем дошкольном возрасте мальчики играют с девочками, но постепенно интересы расходятся, и к семи годам лишь незначительная часть мальчиков включается в игру с девочками, например: «Семья», «Столовая». Причём ребёнок, выбирая роль папы, не знает, что ему делать и поэтому старается уклониться от сюжетно-ролевой игры, предпочитая бегать, кричать, размахивать игрушками. Такие игры отрицательно влияют на неокрепшую нервную систему, ведут к одностороннему развитию ребёнка.
Если взрослые не понимают воспитательного значения игры, то они не учитывают опыта, который ребёнок должен получить в повседневной жизни в процессе чтения детской литературы, просмотра мультфильмов. В результате в игру стихийно переносятся лишь наиболее яркие моменты из жизни, затронувшие чувства ребёнка.
Воспитатель должен объяснить родителям, как использовать сказку, например, «Три медведя», в качестве сюжета для ролевых игр. В условиях семьи это можно организовать с участием детей, пришедших в гости к ребёнку.
В практике семейного воспитания отмечается несколько направлений в руководстве детской игрой. Одни родители вообще не интересуются, как и во что играют дети. Другие, наоборот, слишком регламентируют игру, превращая её в занятие, берут инициативу на себя, вступая во взаимоотношения с ребёнком по ходу игры, они не умеют стать равными партнёрами, сохраняя позицию старшего, не берут на себя роль, а подсказывают, командуют.
В результате игра теряет воспитательную ценность, превращается в упражнение, скучное нравоучение. Некоторые родители берут на себя второстепенные роли, реализуют все предложения ребёнка и не влияют на игру. Задача педагога - научить родителей руководить сюжетно-ролевой игрой исходя из своих наблюдений за его деятельностью, из сопоставления его поведения в игре с поведением сверстников.
Умение играть в домашних условиях зависит от количества взрослых членов семьи. Наиболее благоприятно обстоит дело там, где проживают три поколения. Отсутствие педагогических навыков у молодых родителей успешно компенсируется жизненным опытом бабушки. Бабушки чаще, чем матери используют игровые приёмы, помогающие им в повседневном уходе и воспитании, шутки, прибаутки, они проявляют большую терпимость к шалостям и капризам детей, пользуются в основном методами убеждения, а не категоричного подчинения своим требованиям.
Интересно складываются игровые отношения в семьях, где растёт несколько детей. Игры становятся более содержательными, если старшей становится сестра. Она выступает в роли мамы, принимает брата в «девчоночьи» игры, а в детском саду он играет с мальчиками, таким образом, приобщаясь к разным видам игр.
На характер игры большое влияние оказывают отношения, сложившиеся между детьми в повседневной жизни. В одних семьях младшие дети ни в чём не уступают старшим. Чувствуя поддержку взрослых, они захватывают себе лучшие игрушки, жалуются без всякого повода, нередко несправедливо. Это разрушает детские игры.
В других семьях отношения между детьми складываются иначе. Старший не хочет играть с младшим, оставляя в играх самые непривлекательные роли (Баба-Яга, Кощей и другие). Ещё большие трудности испытывают родители, имеющие двух детей младшего дошкольного возраста. Оба не умеют играть: не имеют игровых навыков.
Более, младший по возрасту хватает игрушки, носит их по комнате, разрушая игры брата или сестры. Дети ссорятся. Мать не должна пристрастно относится к младшему и взывать к разуму старшего. Выход один - играть самой с детьми.
Таким образом, что бы помочь родителям своих воспитанников организовать игровую деятельность детей дома, воспитатель должен знать обстановку в каждой семье и проводить работу исходя из конкретной ситуации. Можно организовать индивидуальные беседы о роли примера взрослых в играх ребёнка, о методах руководства играми, о видах игр, о количестве игрушек, их качественном составе и так далее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Режиссёрская игра дошкольников: педагогические условия для её организации и развития».
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают ...
Консультации для воспитателей "Игра дошкольников в условиях семьи".
Консультации для воспитателей"Игра дошкольников в условиях семьи".Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для примен...
Методические рекомендации для родителей по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми детей в условиях семьи.
Правила взаимодействия родителей с детьми во время сюжетно-ролевых игр....
Консультация для родителей "Основные формы организации двигательной активности дошкольников в условиях семьи"
Не только педагоги дошкольного учреждения влияют на воспитание физической культуры дошкольников. Семья – первоисточник воспитания. Двигательная активность детей в не стен детского сада снижается...
Консультация "Нейропсихологические игры для развития дошкольника в условиях семьи и дома"
Уважаемые родители, вы можете дома играть с детьми в эти несложные нейропсихологические игры, которые помогают всесторонне развивать ребёнка, способствовать формированию умений и навыков необходимых д...
Консультация "Игра дошкольников в условиях семьи"
quot;Игра дошкольников в условиях семьи".Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками ...
Консультация для родителей: "Организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи"
Консультация для родителей«Организация жизнедеятельности ребёнка в условиях семьи» «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,нравственн...