Консультация "Игра дошкольников в условиях семьи"
консультация
"Игра дошкольников в условиях семьи".
Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, усваиваемых в повседневной жизни. В семье ребенок приобретает бесценный опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах. Живя в подобной атмосфере, подражая родителям, дети рано начинают играть в «Семью». В свою очередь, игры, отражающие быт семьи, взаимоотношения между ее членами, могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, нежности, чуткости, отзывчивости, внимания ко всем окружающим.
Неумение многих родителей использовать семейные условия для всестороннего воспитания детей в игре объясняется отсутствием у них педагогических знаний, способности анализировать свои действия, давать им соответствующую оценку. Игрой в семье называют любую деятельность ребенка: рисование, слушание детских песен, просмотр мультфильмов или просто возню, баловство. Большинство родителей убеждены: если игра самостоятельная деятельность, то взрослым вообще не следует в нее вмешиваться. Ребенок должен играть сам. Главным средством развития игры многие считают приобретение игрушек. Взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно чувствовать поддержку, одобрение. Социологи отмечают: общение родителей с детьми духовно обогащает всех членов семьи, расширяет круг их интересов, дает возможность взрослым, наблюдая за ростом и развитием ребенка глубже понять истинный смысл своей жизни, осознать свою педагогическую функцию.
Игрушка является одним их условий развития игры дошкольника. В детском саду игрушки подбираются по возрастному принципу. В семье этого не придерживаются. Родители покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на их яркость, новизну, стоимость. В доме всегда есть игрушки, подаренные родственниками. В результате обычно у девочек накапливается много кукол, у мальчиков - машинки и оружия. Такие наборы при отсутствии руководства со стороны родителей ведут к однообразным сюжетам, бедным по содержанию играм: «Семья», «Детский сад», «Водители».Игры мальчиков в доме практически бессюжетны. Весьма непопулярны среди них игры с куклами и мягкими игрушками, отображающим людей и животных. В результате и в детском саду им не хочется играть в «Семью», например.
Всем детям, особенно мальчикам, необходимо играть с куклами, игрушечными животными. Такие игры пробуждают добрые чувства, закрепляют нравственные нормы. Овладев тем или иным правилом поведения, ребенок пробует его прежде всего на кукле, на мишке, делая их партнерами своей деятельности.
Покупая игрушки» для девочек», «для мальчиков», родители тем самым формируют игровые интересы детей. Получая то, что предлагают, ребенок активно подражает действиям отца или матери, их труду, привычкам поведения, отношению к окружающим.
Дети, часто ломают игрушки из любопытства, с целью узнать, «что там внутри». Родителям не нужно их выбрасывать, особенно на глазах детей, а принять меры к их починке. Если прививать в детях бережное отношение к вещам, окружающим предметам, игрушкам, то воспитывая бережливость, воспитывается ответственность, организованность, трудолюбие, самоконтроль и др. нравственные качества.
Купив ребенку игрушку, у шестилетнего дошкольника следует спросить, как он будет играть с такой игрушкой, какой игровой материал ему еще понадобиться, с кем будет играть. Можно родителям убирать на время часть игрушек. Которые надоели ребенку, а затем постепенно вносить их.
Не все родители понимают, что для игры должно быть отведено специальное место. Если ребенок не имеет определенного места для игрушек, у него развивается небрежность, безответственность, стремление переложить свои обязанности по уходу за ним других членов семьи. С возрастом эти отрицательные качества закрепляются и проявляются в учебной и бытовой деятельности.
В практике семейного воспитания отмечается несколько направлений в руководстве детской игрой. Одни родители вообще не интересуются, как и во что играют их дети. Другие, наоборот, слишком регламентирует игру, превращая ее в занятия, берут инициативу на себя. Вступая я во взаимоотношения с ребенком, по ходу игры, не умеют стать равными партнерами, сохраняют позицию старшего, не берут на себя роль, а подсказывают, командуют. В результате игра теряет воспитательную ценность, превращается в упражнение скучное нравоучение. Некоторые родители берут на себя второстепенные роли, реализуют все предложения ребенка и не влияют на игру. Родителям прежде всего нужно увидеть во что играет ребенок, как он умеет договорится со сверстниками, как происходит распределение ролей, какие отношения складываются с партнерами.
Родителям нужно научиться руководить сюжетно – ролевой игрой ребенка исходя из сопоставления его поведения в игре с поведения сверстников. Если ребенок не играет, надо постарается понять, почему. Родителям целесообразно понаблюдать за действиями воспитателя в группе и сопоставить со своими попытками руководить игрой ребенка дома. Для этого нужно проследить поведение ребенка во время игр в детском саду, посещая чаще детский сад.
Умение играть в домашних условиях в немалой степени зависит от количества взрослых членов семьи, от наличия братьев и сестер. Наиболее благополучно обстоит дело там, где вместе проживает три поколения: бабушка и дедушка, мама и папа, дети. Отсутствие педагогических навыков у молодых родителей компенсируется жизненным опытом бабушек, обычно хорошо чувствующих потребности и возможности внуков. Бабушки чаще используют игровые приемы. Они проявляют большую терпимость к шалостям и капризам детей, пользуются в основном методами убеждения, а не категоричного подчинения своим требованиям. Все это создает спокойный, эмоционально-положительный тон внутрисемейных отношений.
Есть и исключения. Они показывают, что в семьях могут складываться и менее благоприятные условия для воспитания. Все зависит от отношений между старшим и средним поколениями. Если мать или отец ребенка не разрешают бабушке или дедушке общаться с внуком или ограничивают их общение, это отрицательно влияет на эмоциональный климат семьи. Постоянный дефицит эмоционально – положительного общения и в игре, и в повседневной жизни сказывается на нервно – психическом развитии ребенка. У него формируется недоверие к окружающим, к сверстникам, а отсюда и неумение наладить отношения в игре с товарищами.
В семьях не имеющих бабушек и дедушек все заботы ложатся на плечи в основном молодой матери. В такой семье благополучное игровое и эмоциональное общение возможно лишь в том случае, если отец уделяет достаточно внимания ребенку, часто играет с ним, помогает жене по хозяйству. Без осознания своей роли как воспитателей детей родители психологически оказываются неподготовленными к этой важной социальной миссии.
Особого внимания требуют дети из неполных семей. Все те же требования к игре нужно соблюдать и тут.
Интересно складываются игровые отношения в семьях, где растут несколько детей. Наблюдение показывает, что игры младшего дошкольника со старшим становятся содержательными и разнообразными. Положительные отношения складываются между однополыми детьми, имеющими разницу в возрасте 4-5 лет. При этом сохраняется общность интересов, старшие передают младшим опыт игровых отношений, учат правилам игры.
На характер игры большое влияние оказывают отношения, сложившиеся между детьми в повседневной жизни. В одних семьях младшие ни в чем не уступают старшим. Чувствуя поддержку родителей, они захватывают себе лучшие игрушки. Это разрушает детские игры. В других семьях отношения между детьми складываются иначе: старший не хочет играть с младшим, не уступает ему ни в чем. Младший, чтобы быть рядом со старшим и его друзьями, готов полностью находиться в его подчинении.
Иногда дети дружат между собой, но общих интересных игр у них не получается. Причина кроется в разных игровых уровнях. Младшему главное игрушки, а не правила; старшему – правила важнее. Родители, не догадываясь, в чем причина несогласия детей, не могут помочь в налаживании игровых отношений, дети ссорятся. Мать не должна пристрастно относиться к маленькому и взывать к разуму старшего. Выход из такого положения – самой играть с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_doshkolnikov_v_usloviyah_semi.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
"Игра дошкольников в условиях семьи".
Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, усваиваемых в повседневной жизни. В семье ребенок приобретает бесценный опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах. Живя в подобной атмосфере, подражая родителям, дети рано начинают играть в «Семью». В свою очередь, игры, отражающие быт семьи, взаимоотношения между ее членами, могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, нежности, чуткости, отзывчивости, внимания ко всем окружающим.
Неумение многих родителей использовать семейные условия для всестороннего воспитания детей в игре объясняется отсутствием у них педагогических знаний, способности анализировать свои действия, давать им соответствующую оценку. Игрой в семье называют любую деятельность ребенка: рисование, слушание детских песен, просмотр мультфильмов или просто возню, баловство. Большинство родителей убеждены: если игра самостоятельная деятельность, то взрослым вообще не следует в нее вмешиваться. Ребенок должен играть сам. Главным средством развития игры многие считают приобретение игрушек. Взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно чувствовать поддержку, одобрение. Социологи отмечают: общение родителей с детьми духовно обогащает всех членов семьи, расширяет круг их интересов, дает возможность взрослым, наблюдая за ростом и развитием ребенка глубже понять истинный смысл своей жизни, осознать свою педагогическую функцию.
Игрушка является одним их условий развития игры дошкольника. В детском саду игрушки подбираются по возрастному принципу. В семье этого не придерживаются. Родители покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на их яркость, новизну, стоимость. В доме всегда есть игрушки, подаренные родственниками. В результате обычно у девочек накапливается много кукол, у мальчиков - машинки и оружия. Такие наборы при отсутствии руководства со стороны родителей ведут к однообразным сюжетам, бедным по содержанию играм: «Семья», «Детский сад», «Водители».Игры мальчиков в доме практически бессюжетны. Весьма непопулярны среди них игры с куклами и мягкими игрушками, отображающим людей и животных. В результате и в детском саду им не хочется играть в «Семью», например.
Всем детям, особенно мальчикам, необходимо играть с куклами, игрушечными животными. Такие игры пробуждают добрые чувства, закрепляют нравственные нормы. Овладев тем или иным правилом поведения, ребенок пробует его прежде всего на кукле, на мишке, делая их партнерами своей деятельности.
Покупая игрушки» для девочек», «для мальчиков», родители тем самым формируют игровые интересы детей. Получая то, что предлагают, ребенок активно подражает действиям отца или матери, их труду, привычкам поведения, отношению к окружающим.
Дети, часто ломают игрушки из любопытства, с целью узнать, «что там внутри». Родителям не нужно их выбрасывать, особенно на глазах детей, а принять меры к их починке. Если прививать в детях бережное отношение к вещам, окружающим предметам, игрушкам, то воспитывая бережливость, воспитывается ответственность, организованность, трудолюбие, самоконтроль и др. нравственные качества.
Купив ребенку игрушку, у шестилетнего дошкольника следует спросить, как он будет играть с такой игрушкой, какой игровой материал ему еще понадобиться, с кем будет играть. Можно родителям убирать на время часть игрушек. Которые надоели ребенку, а затем постепенно вносить их.
Не все родители понимают, что для игры должно быть отведено специальное место. Если ребенок не имеет определенного места для игрушек, у него развивается небрежность, безответственность, стремление переложить свои обязанности по уходу за ним других членов семьи. С возрастом эти отрицательные качества закрепляются и проявляются в учебной и бытовой деятельности.
В практике семейного воспитания отмечается несколько направлений в руководстве детской игрой. Одни родители вообще не интересуются, как и во что играют их дети. Другие, наоборот, слишком регламентирует игру, превращая ее в занятия, берут инициативу на себя. Вступая я во взаимоотношения с ребенком, по ходу игры, не умеют стать равными партнерами, сохраняют позицию старшего, не берут на себя роль, а подсказывают, командуют. В результате игра теряет воспитательную ценность, превращается в упражнение скучное нравоучение. Некоторые родители берут на себя второстепенные роли, реализуют все предложения ребенка и не влияют на игру. Родителям прежде всего нужно увидеть во что играет ребенок, как он умеет договорится со сверстниками, как происходит распределение ролей, какие отношения складываются с партнерами.
Родителям нужно научиться руководить сюжетно – ролевой игрой ребенка исходя из сопоставления его поведения в игре с поведения сверстников. Если ребенок не играет, надо постарается понять, почему. Родителям целесообразно понаблюдать за действиями воспитателя в группе и сопоставить со своими попытками руководить игрой ребенка дома. Для этого нужно проследить поведение ребенка во время игр в детском саду, посещая чаще детский сад.
Умение играть в домашних условиях в немалой степени зависит от количества взрослых членов семьи, от наличия братьев и сестер. Наиболее благополучно обстоит дело там, где вместе проживает три поколения: бабушка и дедушка, мама и папа, дети. Отсутствие педагогических навыков у молодых родителей компенсируется жизненным опытом бабушек, обычно хорошо чувствующих потребности и возможности внуков. Бабушки чаще используют игровые приемы. Они проявляют большую терпимость к шалостям и капризам детей, пользуются в основном методами убеждения, а не категоричного подчинения своим требованиям. Все это создает спокойный, эмоционально-положительный тон внутрисемейных отношений.
Есть и исключения. Они показывают, что в семьях могут складываться и менее благоприятные условия для воспитания. Все зависит от отношений между старшим и средним поколениями. Если мать или отец ребенка не разрешают бабушке или дедушке общаться с внуком или ограничивают их общение, это отрицательно влияет на эмоциональный климат семьи. Постоянный дефицит эмоционально – положительного общения и в игре, и в повседневной жизни сказывается на нервно – психическом развитии ребенка. У него формируется недоверие к окружающим, к сверстникам, а отсюда и неумение наладить отношения в игре с товарищами.
В семьях не имеющих бабушек и дедушек все заботы ложатся на плечи в основном молодой матери. В такой семье благополучное игровое и эмоциональное общение возможно лишь в том случае, если отец уделяет достаточно внимания ребенку, часто играет с ним, помогает жене по хозяйству. Без осознания своей роли как воспитателей детей родители психологически оказываются неподготовленными к этой важной социальной миссии.
Особого внимания требуют дети из неполных семей. Все те же требования к игре нужно соблюдать и тут.
Интересно складываются игровые отношения в семьях, где растут несколько детей. Наблюдение показывает, что игры младшего дошкольника со старшим становятся содержательными и разнообразными. Положительные отношения складываются между однополыми детьми, имеющими разницу в возрасте 4-5 лет. При этом сохраняется общность интересов, старшие передают младшим опыт игровых отношений, учат правилам игры.
На характер игры большое влияние оказывают отношения, сложившиеся между детьми в повседневной жизни. В одних семьях младшие ни в чем не уступают старшим. Чувствуя поддержку родителей, они захватывают себе лучшие игрушки. Это разрушает детские игры. В других семьях отношения между детьми складываются иначе: старший не хочет играть с младшим, не уступает ему ни в чем. Младший, чтобы быть рядом со старшим и его друзьями, готов полностью находиться в его подчинении.
Иногда дети дружат между собой, но общих интересных игр у них не получается. Причина кроется в разных игровых уровнях. Младшему главное игрушки, а не правила; старшему – правила важнее. Родители, не догадываясь, в чем причина несогласия детей, не могут помочь в налаживании игровых отношений, дети ссорятся. Мать не должна пристрастно относиться к маленькому и взывать к разуму старшего. Выход из такого положения – самой играть с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»...
Организация игры дошкольников в условиях семьи. (Консультация для воспитателей).
Консультация окажет помощь воспитателям в организации игровой деятельности родителями в семье....
Консультации для воспитателей "Игра дошкольников в условиях семьи".
Консультации для воспитателей"Игра дошкольников в условиях семьи".Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для примен...
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и ...
Конференция для родителей "Формирование самостоятельности, инициативности дошкольников в условиях семьи и ДОУ через игру и творчество" из опыта семейного воспитания
Выступление Юрченко Оксаны Степановны, мама моих воспитанников, двух замечательных сыновей, поделилась своим опытом семейного воспитания на конференции для родителей....
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи малыша, рассказать о роли художественной литературы в развитии речи и речевом общении....
Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада
Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада...