Нравственное воспитание дошкольников в семье.
статья на тему
Воспитатель МАДОУ №20 Яровая О.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_v_seme.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственное воспитание дошкольников в семье» Консультация для родителей Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Нравственная основа личности закладывается в дошкольном детстве. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Влияние, которое семья оказывает на нравственное развитие ребёнка, обусловлено глубоко эмоциональным характером, основанным на родственной привязанности и любви. Семейные воздействия постоянны и длительны. Именно в семье у детей формируются такие важные нравственные качества личности, как трудолюбие, честность, ответственность, самостоятельность, доброта, чуткое отношение к окружающим людям. Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влияниям. Именно в дошкольном возрасте закладываются прочные основы заботливого, доброго, внимательного отношения к людям. Эти моральные чувства ,служащие основой нравственного воспитания дошкольников, несовместимы с равнодушием, безразличным отношением к радостям и огорчениям сверстника., печальному настроению взрослых. Умение деликатно проявлять внимание требует особого такта взрослых, с которых дети берут пример в искреннем проявлении чувств по отношению к другим людям. Если взрослые не проявляют по отношению к ребёнку должного внимания и заботы или если они чрезмерно требовательны к нему, постоянно упрекают. сердятся, то у ребёнка складывается недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой и злобность, зависть, страх, стремление к уединению. Возникают трудности установления контактов с окружающими людьми. Но при правильном воспитании эмоциональная отзывчивость детей становится мощным подспорьем в формировании важных положительных качеств личности. Поспешите выразить ребёнку одобрение, если вы видите, что он доброжелательно относится к сверстнику, дружно играет с ним, сочувствует в беде и старается выручить. Разделите радость ребёнка, которому удалось то, что раньше на получалось. Поощряйте старания ребёнка ,выражайте уверенность в том, что он справится с поручением, которое ему дают. Особо важно поддерживать робкого ребёнка, который отказывается что – то сделать лишь потому , что боится неудач. Дети . которые легкомысленно за всё берутся и при этом хвастлива заявляют, что они всё умеют, но бросают дело при возникновении первых же затруднений. Их следует научить, как именно надо сделать, потребовать, чтобы снова не была проявлена небрежность. Взрослый должен выразить чувство справедливого негодования. Если ребёнок позволил себе грубость, если он не желает делиться игрушками, дружно играть и трудиться. Не скупитесь на ласку Заинтересованность взрослых успехами ребёнка укрепляют его веру в свои силы, помогает видеть смысл и значение выполняемого дела. Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности. Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости. Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье. Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие. Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место. Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника. Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать , что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение. Насильственное вмешательство в нее взрослого лишает малыша и радости от игры, и интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых в играх младших дошкольников даже необходимо, так как они не умеют еще использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. Так что в этом случае нужен показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в пока еще примитивных играх: посоветовать поделиться или поменяться игрушками и т. п. Желательно участие взрослых в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др.), так как организаторские возможности младших дошкольников незначительны.
Подготовила
Воспитатель первой квалификационной категории Яровая О.А. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание в семье
Памятка для родителей...
Занятие по познавательному развитию, нравственное воспитание "Моя семья" во 2 младшей группе
На занятии закрепляется понятие семья, умение узнавать и называть по имени и отчеству членов своей семьи, идет знакомство с тряпичными куклами, с русским национальным костюмом....
Консультация «Нравственное воспитание в семье».
В консультации расказывается о формировании у детей нравственных чувств, представлений, понятий....
Консультация для родителей "Нравственное воспитание в семье"
Как воспитать у дошкольника ответствнность, отзывчивость, самостоятельность и организованность поможет этот материал....
Духовно-нравственное воспитание в семье
Раскрываются особенности духовно- нравственного воспитания в семье. Выявлены типы отношений между родителями и ребенком, в зависимости от дистанции между ними. Определено, что первостепенной зад...
Конспект открытого занятия в средней группе по нравственному воспитанию "Моя семья"
Конспект открытого занятия в средней группе...
Нравственное воспитание в семье
В каждой семье, где растёт малыш 2-3 лет, бывают подобные ситуации:✨ Ребёнок не хочет дать свою игрушку другому, при этом с удовольствием берёт у того ведёрко (куклу, лопатку). И уговоры мамы: «Дай ма...