Игра как проявление детского творчества
статья на тему

Нигматуллина Гузаль Хабибулловна

В статье говорится о значении игровой деятельности в развитии дошкольника, о великой возможности игры в формировании и развитии творческой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_proyavlenie_detskogo_tvorchestva.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как проявление детского творчества

( выступление на семинаре   «Самоценность детства. Роль игры в старшем дошкольном возрасте»)

           Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.        

        Задача дошкольного воспитания должна состоять не в максимальном ускорении развитии ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в правильном и целостном развитии ребенка.

        В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Для детей старшего дошкольного возраста характерна игровая и музыкально-игровая деятельность .
      Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в ней источник душевного равновесия, гармонии души и тела.

      По мнению психологов, игра - ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические, духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                     Значение игровой деятельности:

1.Обеспечивает развитие двигательных, умственных, речевых навыков

2.Способствует всестороннему развитию ребенка

3.Расширяет сферу их интересов, возникает потребность в занятиях; происходит становление мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе

 4.Способствует ускоренному формированию произвольной регуляции действий

 5.Ведет к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности; укрепление саморегуляции поступков.

           Важное значение игры заключается в том, что дети в непринужденной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях. Дети, отражая в игре различные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся сопереживать и отличать вымысел от реальности.

          Велики возможности игры в формировании и развитии творческой деятельности детей. В игре изображаются различные события жизни, разыгрываются роли. В старшем дошкольном возрасте дети стремятся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания. Сюжет игры становится более связным; жизнь отражается в игре все полнее и реальнее; мысли и чувства становятся более осознанными, глубокими; фантазия делается богаче; средства изображения разнообразнее; развивается согласованность действий, обдуманность. Игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней живо работает мысль, она богата эмоциями, требует активной деятельности, волевых усилий. В игре начинает формироваться творческая деятельность детей.

             Детское творчество- одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

        Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Воспитание творчества в игре мы понимаем как развитие у детей инициативы, активности, творческой фантазии, умения придумать игру, осуществить задуманное. Творчество нельзя противопоставлять подражанию. Ведь сущность игры - отражение действительности, подражание взрослым. Если мы обогащаем ребенка впечатлениями от окружающей жизни, то его воображение развивается; он лучше, полнее, правильнее подражает деятельности взрослых .

       Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

             Виды детского творчества:

-Художественное (изобразительное, литературное)

-Техническое

-Музыкальное



      Творчество детей значимо в мире детской игры. Как отмечает О.П.Радынова, критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, оригинальности и вариативности.

          Л.С. Выготский считал игру основой, источником любого творчества, его подготовительной ступенью. Особенность детского творчества состоит в том, что оно связано с игрой. Из всех видов художественной деятельности детей исследователь выделял драматизацию как наиболее своеобразную двигательной природе воображения детей и наиболее близкую к игре. Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость.

       Сочиняя, придумывая, изображая, ребёнок берётся за любые темы. Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей - новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка. Для детского творчества характерны гуманизм и оптимизм - всегда побеждает добро.

Ребёнок ещё не знает о сложной закономерности событий и отношений между людьми, поэтому его герои просты и ясны в своих положительных поступках, он их любит и стремится к их безусловному благополучию. Таким образом, творчество детей разделяется на изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Оно имеет свои особенности, которые отличают детское творчество от творчества взрослых.

Благодаря  исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи В.Глоцер, Б.Джеферсон утверждают, что любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности . Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества.                                                                                                                                                                                                                                   Другие исследователи А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова и другие признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.

   Л.С.Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов. Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной.

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей. Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский считали, что музыкальное творчество имеет большое значение в восприятии ребёнком окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное творчество - это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развиваются зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями .

             Чем же характеризуется детское музыкальное творчество? В пении это импровизация простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно. Эти проявления возникают очень рано и позволяют ребенку выполнять творческие задания: придумать свою мелодию на заданный текст, воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер (марш, вальс); передать грустное или веселое настроение. В музыкальной игре это собственная трактовка различных персонажей, характер которых подсказан программной пьесой, инсценированием песен по литературной основе. Здесь возможны проявления стереотипных движений. Творческими их можно назвать в том случае, если ребенок придумал оригинальное движение, характерные повадки, интересно выразил поведение персонажа в соответствии с музыкой и литературным текстом. Танцевальное творчество проявляется в умении детей комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, сочинить простой танец типа польки. Если в сочинительстве участвует несколько детей, то варианты коллективно обсуждаются и лучший из них разучивается, а иногда исполняется на праздничном утреннике. Музыкальное творчество активизирует фантазию ребенка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла, способствует обучению, лучшему усвоению песен, танцев, игр, хороводов. Старшие дошкольники могут, например, самостоятельно составить небольшую партитуру для оркестра: прослушав пьесу, предлагают отдельные фрагменты исполнять на тех или иных инструментах, проявляя свою индивидуальность достаточно ярко.

Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты. Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и даже в области слушания музыки. Иногда музыкально-дидактические игры проводятся на занятии (чаще всего во второй его части) как отдельный вид деятельности. Такие игры имеют обучающий характер. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также используются и технические средства обучения.

                                 
Примеры музыкально-дидактических игр:

  1. Игры для развития звуковысотного слуха «Ступеньки»

 Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, фортепиано.

  Ход игры: а) музыкальный руководитель играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

 - Игру можно провести с использованием игрушек (матрешка, мишка, зайчик). Музыкальный руководитель исполняет на инструменте мелодию, ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

 2. Игры для развития чувства ритма «Наше путешествие»

 Игровой материал: Металлофон, бубен или барабан, треугольник.

Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям обыграть небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. Пример рассказа: Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на треугольнике). Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан, или бубен). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне)

3.«Учитесь танцевать» 

Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих). Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.      4. Игры для развития тембрового слуха «Слушаем внимательно» 

Игровой материал: Магнитофон, CD инструментальной музыки, знакомой детям; карточки с изображением музыкальных инструментов (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).

Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся карточки с изображением музыкальных инструментов. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти соответствующую карточку. Игра проводится на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга.

5. «Музыкальные загадки»

 Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубен и т.д.

Ход игры: Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой находятся ребенок – ведущий. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

6. Игра для развития диатонического слуха «Громко-тихо»

 Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается. по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку. Игру можно провести как развлечение.

7.Игры для развития памяти и слуха «Слушаем музыку» 

Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), магнитофон и записи на CD.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают. Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.

8.«Какая музыка?»

 Игровой материал: Магнитофон, CD с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

 Ход игры: Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано музыкальные пьесы или они звучат на CD, соответствующие содержанию рисунков на карточка. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ - путь к детскому творчеству.

практикум для воспитателей. родителей и учителей младших классов  "Театрализованные игры" для детей младшего возраста...

"Театрализованные игры- путь к детскому творчеству"

консультация для педагогов. рольтеатрализованных игр в жизни ребёнка....

Консультация для родителей. «ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ - путь к детскому творчеству».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район....

Консультация для родителей «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству и самовыражению»

Консультация для родителей «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству и самовыражению»...

Консультация для родителей «театрализованные игры - путь к детскому творчеству».

laquo;ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ -ПУТЬ К ДЕТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ»....

«ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ - путь к детскому творчеству».

Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности...