Статья на тему:"Особенности состояния тревоги у детей старшего дошкольного возраста".
статья (старшая группа) на тему

Зайцева Надежда Львовна

Эта статья будет полезна как педагогам, так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_osobennosti_trevogi_u_detey.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение детский сад №43 компенсирующего вида Выборгского района  Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Особенности состояния тревоги у детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Зайцева Н.Л.

Санкт-Петербург

2016г.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств.        

Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он учится не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.                                                          

Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.                 Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.                                        

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. (С. Л. Рубинштейн М.70) Всё, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей  - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер -  ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции. В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что - то не так ( т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность).                                                                                  Воспитание по типу гиперопеки, может сочетаться с крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей (обычно с матерью). В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями - тревожные,  мнительные,  неуверенные в себе.        Установив тесный эмоциональный контакт c ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности. (Т. В. Лаврентьева 1996)                                                                                  Например, существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас.        Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов.                

 Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.                        

Содержание страхов и тревог у детей и подростков неоднократно изучалось в психологии, социлогии, педагогике и медицине. В разнообразных исследованиях выделен ряд страхов и тревог, типичных для детей старшего дошкольного возраста - страх темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ. У девочек наибольшую тревогу вызывают проблемы семьи: возможность болезни, смерти, отрицательных переживаний родителей, боятся так называемых “опасных людей” - пьяниц, хулиганов. У мальчиков наиболее тревогогенной сферой оказывается семья, но в отличии от девочек их волнуют более всего проявления недовольства со стороны родителей, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи (воспитателя), боятся физических травм, несчастных случаев; кроме того, их тревожит возможность глобальных катастров («Земля столкнётся с кометой и погибнет, вся сгорит», «Воздух нагревается из-за машин всяких. Теплеет. Растопятся льды в Арктике, и Земля утонет»).                                        

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Образуется реакция психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: “чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня”. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Тревожность развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. Тем не менее, у детей старшего дошкольного  возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации. (А.И.Захаров, 1997)

Рекомендации родителям:

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши педагоги понимают! Бабушку лучше слушай!")

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость, и он не чувствовал себя ущемленным. Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Список литературы:

1.Абакарова Э.Г. Диагностика и коррекция тревожности у детей 5 – 7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Автореферат дисс канд. психол. наук. – Ставрополь, 2003.

2.Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок…Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – Спб.: «Речь». 2008.

3.Богачкина Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость/Книга для родителей и педагогов. – Ярославль.: Ярославль. 2007.

4.Волкова Е., Мишина Н.О специфике взаимодействия с тревожными детьми//Дошкольное воспитание. 2005. №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста"

Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

консультация для родителей на тему:Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Статья на тему «Профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и п...

Родительское собрание в старшей группе на тему : Особенности воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста

Родительское собрание: «Особенности воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста»Выступление на тему: «Старший дошкольный возраст – какой он?»...

Статья на тему "Особенности сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет."

Статья на тему  "Особенности сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет."...