Ознакомление дошкольников с народами России
статья на тему

Резенова Надежда Александровна

В данной статье показано, как происходит формировапние личности ребенка через нравственно-патриотическое воспитание в процессе ознакомления с народами Росии (их быт, традиции, обряды и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_koleso_istorii.docx41.02 КБ

Предварительный просмотр:

Надежда Резенова

Ознакомление дошкольников с народами России

Современные исследователи особенностей развития ребёнка дошкольного возраста, все чаще утверждают, что духовное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности. Народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, особенности взаимоотношений, идеалы. Народные традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Еще К.Д. Ушинский отмечал: “Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”. В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей. Ведущей идеей этнопедагогики является достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека, которая делает данное направление актуальным во все времена. В народной педагогике обязательно включение ребёнка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и др.). Кроме того, народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность детей, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, развивают способность к волевым усилиям, способствуют формированию положительного отношения к миру, что соответствует целевым ориентирам, представленным в ФГОС ДО.

Учитывая актуальность нравственно-патриотического воспитания и большой потенциал этнопедагогики, мы разработали программу занятий «Колесо истории: народы России». Принципы и подходы, используемые в программе, соответствуют требованиям ФГОС ДО. Реализация программы организуется нами в рамках дополнительного образования в детском саду. Деятельность детей, посещающих кружок «Колесо истории: народы России», может помочь детям органично влиться в мир культуры народов России, осознать его целостность, постичь человечность, приобщиться к вечному и прекрасному.

Целью программы дополнительного образования является создание условий для нравственно-патриотического воспитания и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народами России, культурой, обычаями и традициями наших предков.

Задачи программы:

  1. Расширять кругозор детей через ознакомление с элементами материальной культуры народов России (жилище, предметы быта, орудия труда, национальный костюм и кухня).
  2. Развивать интерес к культуре народов России через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством.
  3. Способствовать формированию эмоционально-положительных чувств к окружающему миру (уважение к культуре и традициям народов, к историческому прошлому, восхищение народным творчеством, гордость за  свою страну).
  4. Создать условия для развития инициативности детей, умения самостоятельно решать поставленные задачи (вариативность и гибкость мышления).
  5. Формировать навыки презентации результатов собственной и коллективной деятельности.

В ходе реализации программы дополнительного образования будет обеспечена её связь с образовательными областями основной образовательной программы детского сада.

Образовательная область

Содержание интеграции

Речевое развитие

Развитие свободного общения между взрослыми и детьми.

Развитие всех компонентов устной речи.

Социально-коммуникативное развитие

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения.

Развитие интереса к обычаям наших предков.

Формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности к мировому обществу.

Развитие игровой деятельности.

Познавательное развитие

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие изобразительной деятельности и детского творчества.

Приобщение к народной культуре.

Формирование представления о культурном наследии наших предков, их быте, труде и мировоззрении.

Физическое развитие

Расширение представлений о рациональном питании (на примере национальной кухни народов России).

Формирование представлений об активном отдыхе через знакомство с народными играми.

Развитие психофизических качеств.

Формирование навыков безопасного поведения.

Методы, используемые в образовательном процессе (беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, картин, показ образца последовательности работ, создание проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, организация экскурсий, коллективный анализ творческих работ, игра) обеспечивают разностороннее, полноценное развитие ребёнка, формирование основ нравственности, гражданственности. Реализация программы кружка осуществляется в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа), прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности, в форме творческой активности в процессе совместной деятельности педагога и детей. Кроме того, к работе кружка привлекаются родители детей, что не только повышает эффективность образовательной деятельности, но и позволяет формировать конструктивные детско-родительские отношения.

Планируемые результаты

  1. Дети проявляют эмоционально-положительное отношение к разным народам, их обычаям, традициям и творчеству, уважительно высказываются о культуре и историческом прошлом народа, проявляют желание принимать участие в предложенной деятельности, восхищаются народным творчеством.
  2. Дети проявляют познавательную инициативу и любознательность: имеют элементарные представления о народах России, задают уточняющие и конкретизирующие вопросы об особенностях их уклада жизни; обнаруживают стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способны к простому рассуждению.
  3. Дети проявляют инициативу в коммуникативной сфере и продуктивной деятельности: свободно выражают свои мысли, выстраивают речевые высказывания в ситуации общения; в развернутой словесной форме договариваются о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирательны в выборе, осознанно стремятся к поддержанию слаженного взаимодействия; обозначают конкретную цель, удерживают ее во время работы; стремятся достичь хорошего качества; доводят работу до конца; представляют результаты своей деятельности родителям и сверстникам.

Содержание программы, виды деятельности

Знакомство с народами России (русские, коми, башкиры, народы севера, хакасы, дагестанцы) через рассказ, чтение, рассматривание иллюстраций и картин, встречу с людьми разных национальностей, носителей национальной культуры (встречи с интересными людьми)

Знакомство с особенностями быта, народным творчеством, искусством, кухней народов России

Игровая деятельность (знакомство с народными играми)

Интеграция чтения художественной литературы с продуктивной деятельностью (рисование, лепка, изготовление поделок по мотивам народного декоративно-прикладного творчества и др.)

Опытно-экспериментальная деятельность

Организация экскурсий в музей

Организация выставок; изготовление альбомов, книжек-малышек

Перспективный календарно-тематический план

Занятие

Тема

Основное содержание

1

Большое путешествие по России.

Мы все разные.

Рассматривание географической карты «Народы России». Рассматривание картинок «Национальный костюм».

Беседа «Чем мы похожи, чем отличаемся».

Мотивирование детей на участие в работе кружка («Что знаю? Что не знаю? Что хочу узнать?)

2

Русская ярмарка. Ремесло

Рассматривание картины "Сельская ярмарка".

Формирование представлений о мастерах: гончар, плотник, кузнец, плетельщик

3

Русский костюм. Народная игра "Молчанка"

Формирование представлений о национальном мужском и женском костюме. Пополнение словарного запаса словами: штаны, рубаха-косоворотка, сарафан, сорочка.

Организация народных игр, способствующих расширению кругозора.

4

Что такое городской краеведческий музей?

 Экскурсия «Русская изба»

Формирование представлений о музее как о месте хранения,  предметов старины, собрания предметов культурно-исторического значения.

Формирование представлений о быте крестьянина через ознакомление с русской избой.

Встреча с интересным человеком. Мастер-класс «Кукла-пеленашка» (изготовление детьми куклы из кусочков ткани)

5

Русская каша.

Как сделать кашу вкусной (совместная деятельность с родителями)

Формирование представлений о каше как обязательном компоненте меню русской кухни.

Гурьевская каша в современном детском саду и приготовленная по старинному рецепту.

Секреты приготовления каши (дегустация каш, приготовленных родителями).

«Из манки можно приготовить не только кашу» (чаепитие с манником). Во время чаепития обсуждение и рассматривание книжек-малышек «Интересные истории о кашах», выполненных дома с родителями.

6

Экскурсия в музей. Посуда наших предков

1 часть

Формирование представлений об особенностях быта народов России.

Расширение представлений о гончаре, плетельщике лозы.

Встреча с интересным человеком. Мастер-класс «Работа с глиной» (лепка детьми посуды из глины).

2 часть

Дома с родителями: декоративное рисование (роспись вылепленной из глины посуды).

7

Путешествие в прошлое: посуда и игрушки наших предков

Оформление в группе выставки поделок детей «Путешествие в прошлое: посуда и игрушки наших предков».

Обсуждение с детьми композиции экспозиции, рассматривание «экспонатов».

Презентация выставки детьми (организация экскурсии) для родителей и сверстников из других групп.

8

Народы Коми

Формирование представлений о народе Коми – «людях леса», «больших людях», их повседневных занятиях, обычаях.

Формирование навыков безопасного поведения в лесу.

9

Чтение сказки "Перя-богатырь"

Обсуждение с детьми образа "лесного человека" (лешего), о котором сложено множество былин и сказок.

Рисование иллюстраций к сказке "Перя-богатырь".

Брошюрование иллюстраций (создание книжки «Перя-богатырь».

10-11

Игры народов Коми: "Невод", "Ловля оленей", "Стой, Олень!"

1 часть

Формирование устойчивого заинтересованного, уважительного отношение к культуре Коми.

Развитие умения соблюдать правила игры, действовать в команде.

2 часть

Презентация книжки «Перя-богатырь» детям старшей группы.

Организация детьми подготовительной группы народных игр Коми с детьми старшей группы.

12

Башкиры Зауралья. Скотоводство

Формирование представлений о восточных и западных башкирах, скотоводстве и кочевом ведении хозяйства с постоянной сменой пастбищ.

13

Охота с ловчими птицами. Кумыс. Курай

Рассматривание картины (обсуждение особенностей охоты с ловчими птицами).

Встреча с интересным человеком: рассказ про изготовление кумыса, игра на курае (народный музыкальный инструмент).

14

Башкирские народные игры.

Башкирская юрта

Формирование представлений об особенностях быта башкир через организацию игровой деятельности (башкирские игры "Юрта", "Стрелок").

Рисование юрт, обсуждение работ, выбор лучших рисунков для создания альбома о Башкирии.

15

Башкирское переносное жилище – кош.

Овцеводство.

Валяние шерсти (совместная деятельность с родителями)

Формирование представлений об особенностях быта башкир (образ жизни народа влияет на жилище; жилище башкирских скотоводов – кош).

Расширение представлений о предметном окружении (валенки, войлок – это материал, полученный методом валяния из овечьей шерсти).

Встреча с интересным человеком: мастер-класс «Валяние из шерсти».

Деятельность детей с родителями по выбору:

  1. валяние из шерсти одеялка для куклы (участие в мастер-классе);
  2. рисование жилища кош.

Оформление альбома рисунков о Башкирии: брошюрование рисунков юрты и кош.

16

Народы Сибири – Якуты

Формирование представлений о Республике Саха.

Знакомство детей с историей и обычаями якутов.

17

Кумысный праздник

Формирование представлений о культуре народов Севера: самый древний и значимый праздник якутов - Ысыах.

Чорон – деревянный кубок для питья кумыса.

Народная игра «Тахбах тайсыы».

18

Якутские народные игры: "Табун", "Перетягивание на палках"

Формирование представлений о культуре народов Севера через организацию народных игр (в народных играх якутов много юмора, шуток, проявляется чувство коллективизма).

Рассматривание иллюстраций и фотографий, рисование лошадей. Оформление рисунков различных пород лошадей в альбом.

19

Чтение народной сказки «Девушка-хвощинка».

Плетение оберегов

Формирование представлений о быте якутского народа.

Встреча с интересным человеком: мастер-класс «Плетение из шнурков» (плетение оберегов из белых и черных шнурков).

20

Народы Севера: жители тундры

Ознакомление детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.

Формирование элементарных представлений у детей о влиянии среды обитания на особенности жизнедеятельности людей, флоры и фауны.

Организация экспериментальной деятельности: почему летом большая часть тундры покрыта болотами?

21

Оленья и собачья упряжки в тундре

Ознакомление детей с особенностями природных условий тундры и их влияние на быт людей (способы передвижения, транспорт).

Развитие умения делать выводы в ходе экспериментальной деятельности (эксперимент: для чего оленю такие широкие копыта?).

22

Чтение сказки "Как собака друга искала". Плетение узлов

Расширение представлений о быте жителей тундры.

Встреча с интересным человеком: мастер-класс «Этнографические особенности запряжки собак» (практическая работа – плетение узлов).

Рисование собаки в упряжке (в парах).

23

Игры народов Севера. "Хейро каюр и собаки"

Развитие физических качеств, повышение эмоционального фона через организацию народных подвижных игр.

Организация выставки рисунков «Собачья упряжка», её презентация родителям.

24

Историческое прошлое Хакасии

Формирование представлений о Хакасии как республике с богатой историей.

Чтение рассказов о наскальных рисунках, их рассматривание, обсуждение значения символов.

Рисование символов на камешках.

25

Экскурсия в музей. Хакасская юрта

Формирование представлений об особенностях быта хакасов.

Организация  участия детей в городской выставке «История Хакасии глазами детей» (рисунки на камешках).

26

Сказки, легенды и мифы Хакасии.

Изготовление «Пого» (совместная деятельность с мамами)

Формирование нравственно-патриотических установок через чтение хакасских сказок о дружбе, честности, смелости, отваги.

Встреча с интересным человеком: мастер-класс «Пого» - женский оберег» (работа детей с мамами: бисер, пуговицы, пайетки).

27

Хакасские народные игры. "Поднимем монету окрас" (петух).

Развитие физических качеств, повышение эмоционального фона через организацию народных подвижных игр, которые сближают детей, доставляют им радость в достижении успеха.

28

Дагестан – страна гор. Как человек использует кудрявую шерсть овец

Формирование представлений о том, как в Дагестане дети помогают взрослым в труде.

Коллективная творческая деятельность: лепка овечек из пластилина, веточек и шерсти; создание композиции «В горах Дагестана».

29

Опасности гор: вулкан.

Игра "Надень папаху"

Формирование представлений о природным явлении - вулкан, причинах его извержения.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи через организацию эксперимента  «Извержение вулкана».

30

Как появляются горы?

Игра "Поднимаем платок"

Формирование представлений о причинах образования гор, движения земной коры, вулканического извержения гор через организацию опыта «Как появляются горы?» (с использованием соленого теста).

31

Чтение народной сказки «Шейдулла-лентяй»

Воспитание нравственных качеств, развитие умения понимать нравственный смысл сказки, оценивать поступки героев.

32

Нанайцы.

Чтение сказки «Айога»

Формирование представлений о природе Дальнего Востока,  особенностях ремесла народа: рыболовы и охотники.

Воспитание нравственных качеств, развитие умения понимать нравственный смысл сказки, оценивать поступки героев.

33

Дикий олень.

Игра "Ловля оленей"

Формирование представлений о природе Дальнего Востока. Изготовление дикого оленя из проволок и  гофрированной бумаги. Оформление выставки детских работ.

34

Праздник «Мы Россияне» (с участием детей, родителей и представителей разных национальностей, принимавших участие в реализации программы дополнительного образования)

Литература

  1. Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор.– М.: Детство-Пресс, 2014.
  2. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. – М.: Учитель, 2007.
  3. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. – М.: Учитель, 2014.
  4. Кенеман А. В. Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. – М.: Учитель, 2007.
  6. Московка О.С. Мастерилка. – М.: Мастерилка, 2015.
  7. Турулева Г.П. Шестякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
  8. Тыгдымаева Е. Моя Хакасия. – Абакан, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА – СИНТЕЗ «НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК» Ознакомление дошкольников с культурными общечеловеческими ценностями, обычаями, обрядовыми праздниками народов России и Европы в условиях детского сада. Ч.3

Русские с интересом осваивают европейскую и мировую культуру, но и богатейшая российская культура, одна из наиболее своеобразных и богатых культур Евразии, не должна оставаться тайной за семью п...

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с многонациональной культурой народов России»

В проекте предлжены разнообразные приемы работы по формированию культуры межличностных отношений в многонациональном обществе....

Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов России

Статья о приобщении старших дошкольников к восприятию людей другой культуры и других традиций, о воспитании в детях общечеловеческих ценностях (доброты, дружбы, честности, любви, справедливости, взаим...

Ознакомление дошкольников с историей России

Патриотизм-любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себ...

Ознакомление дошкольников с народами России.

Россия - многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других кул...