Арт – терапевтические технологии на занятиях в адаптационный период.
консультация
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_art-terapevticheskie_tehnologii_na_zanyatiyah.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
Тема: «Арт-терапевтические технологии на занятиях в адаптационный период»
Жернакова Данна Александровна,
воспитатель МБДОУ Детский сад № 7 «Крылышки,
г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ
Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершено иным условиям. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающим. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответствен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезен, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, я создаю атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу и его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи из заботы. Основная задача педагога – заслужить доверие ребенка. Считаю, что педагогу, работающему с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, следует, прежде всего, любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, в словах и действиях. Детям нравится в воспитателе: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.
В адаптационный период использую в работе с детьми арт-терапевтические технологии. Арт-терапия – метод психологической помощи, использующий искусство как терапевтический фактор. Значение метода возрастает в связи с повышением роли искусства в жизни современного человека: более высокий уровень образования, культуры обусловливает интерес к искусству. Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно в работе с маленькими детьми.
Дети играют с красками, карандашами, песком, с любым материалом, который помогает создавать изображение. Главное – дать ребенку возможность создать собственное произведение.
Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено либо не принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Работы являются объективным свидетельством настроения и мыслей ребенка.
Работа ведется с помощью приемов арт-терапии, в которых акцент делается не на искусство вообще, а на его визуальные разновидности: живопись, скульптуру и прочие формы творчества, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.
Основные принципы арт-терапевтических занятий:
- поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ "Я";
- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
- отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой,
а не с другими детьми; - не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
- не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
- применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо
от содержания, формы и качества; - не утомлять занятиями.
Выбор ребенком материала, которым он будет пользоваться на занятии, имеет большое значение. При известных условиях материал указывает на область конфликтов и на степень готовности к эмоциональному самовыражению.
Краски, изготовленные на основе муки, больше, чем другие материалы, позволяют отражать эмоции и настроения, воплощать образы.
Акварель позволяет наносить мазки по-разному: ярко и тускло, четко и размыто, тяжело и легко, тем самым выявляя степень выраженности тех или иных эмоций.
Восковые мелки имеют очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем другой материал, что позволяет тренировать навыки психической саморегуляции.
Фломастеры требуют во время рисования строгого контроля. Рисование фломастерами может выявить страх ребенка перед богатством собственных переживаний и ощущений.
Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, выбирает простой карандаш, значит, возможно, что-то препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.
Песок позволяет развивать "ручной интеллект", способствует гармоничному и интенсивному развитию познавательных функций, коммуникативных навыков. Кроме того, песок и вода помогают избавляться от отрицательной энергии.
Цветное тесто развивает моторику, вызывает эмоциональное насыщение, позволяет ярко передавать образы.
Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.
Для групповых рисунков использую обойную бумагу. Также требуются дополнительные материалы: ножницы, клей ПВА, посуда для воды, составляющие для коллажа.
Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:
- в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;
- арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего школьного возраста;
- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;
- она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния;
- является средством свободного самовыражения;
- вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;
- основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
Таким образом, использование арт-терапевтических технологий в работе с детьми, позволяет значительно улучшить процесс протекания адаптационного периода.
Список литературы
- Дети раннего возраста в детском саду. С.Н., Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. Москва 2007
- Жердеева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду – Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-192 с.
- Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы. «Линка - Пресс», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период
Семинар для педагогов...
Методические рекомендации для воспитателей: «Технология психологической поддержки детей в адаптационный период»
Технология психологической поддержки детей в адаптационный период...
«Технология психолого-педагогической поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»
Рекомендации воспитателям по адаптации ребенка к ДОУ...
Мастер-класс «Применение некоторых логопедических технологий в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.Главной фигурой и центром внимания для малышей всег...
Технология организации адаптационного периода при поступлении ребёнка в детское дошкольное учреждение
В данном материале дано подробное описание успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ, согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в се...
Особенности использования здоровьесберегающих технологий в адаптационный период.Эффективность физкультурно-оздоровительной технологии в первой младшей группе.
Особенности использования здоровьесберегающих технологий в младшей группе...
Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»
Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....