Социально-психологический тренинг "Путешествие на корабле"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) по теме
Социально-психологический тренинг "Путешествие на корабле" рассчитан на родителей и детей дошкольного возраста с целью укрепления детско-родительских отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_roditeli_i_deti.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-психологический тренинг детско-родительских отношений «Путешествие на корабле»
Пояснительная записка
На основании общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов МБДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, методиста д/с) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Но исследуя проблемы семьи и семейного воспитания, мы пришли к выводу, что родители всё больше нуждаются в помощи специалистов и психологическом сопровождении. Так как родители часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, допускают грубые просчёты, травмирующие детей, деформирующие их психику. Родители бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. Можно выделить несколько групп факторов, отражающих специфику неправильного воспитания, которая может привести к возникновению у детей неврозов. Наиболее типичные из них: родители не способны справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей дошкольного возраста; непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей формирования их личности, семейных конфликтов; неблагоприятные личностные изменения у самих родителей; высокий уровень занятости родителей; попустительское отношение к детям или формальный подход к воспитанию и др. В связи с этим появилась необходимость проведения социально-психологического тренинга детско-родительских отношений «Путешествие на корабле» рассчитанного на родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Создание условий для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации.
Задачи
- Расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка;
- увеличить время совместного пребывания детей и родителей;
- повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка;
- дать родителям возможность увидеть своего ребенка во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- создать благоприятный психологический климат.
Форма проведения: психологический тренинг.
Длительность: 40 минут.
Методы и приемы:
- игровой метод (все упражнения проводятся в игровой форме),
- словесный метод (объяснение, дискуссия),
- метод стимулирования интереса (поиск решения, игра).
Участники: группа родителей с детьми старшего дошкольного возраста, 8-10 пар – мама (папа) – ребенок.
Оборудование: магнитофон, записи музыкальных зарисовок, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры) для каждой пары участников, канат, повязки, стулья детские.
Предварительная работа:
а) Изучение литературы по данной теме;
б) психологическое просвещение (дать родителям знания о механизмах семейных систем, показать влияние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье) посредством информационного стенда; электронного сайта, буклетов, памяток и др.;
в) тестирование родителей «Хорошие ли вы родители»;
г) тестирование детей методика Кормана «Рисунок семьи»;
д) индивидуальное консультирование родителей;
е) родительское собрание «Хорошие ли вы родители».
Основные блоки работы: диагностический, информационный, развивающий. Диагностический блок заключается как в первоначальной психодиагностике взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением тренинга, так и в последующей диагностике во время проведения занятий, в том числе совместных занятий для родителей и детей.
Информационный блок раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые стремится донести ведущий до участников тренинга посредствам информационного стенда, буклетов, памяток, электронный сайт ДОУ. Дополнительно с родителями, которым необходима помощь и поддержка специалиста, проводиться индивидуальное консультирование.
Развивающий блок направлен на формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознания и познания своего ребенка.
Общая структура занятия включает следующие элементы:
- приветствие (формирование позитивного настроя и сплочение группы);
- разминку (воздействие на эмоциональное состояние участников, повышение уровня их активности, поднятие настроения либо снятие чрезмерного эмоционального возбуждения);
- основную часть (комплекс психологических упражнений и приёмов, направленных на решение задач занятия, продуктивная деятельность);
- рефлексию занятия (оценка занятия в эмоциональном аспекте - как себя чувствуешь «здесь и сейчас»);
Ожидаемый результат:
- осознание участниками особенностей родительского отношения;
- признание за ребёнком права на собственный выбор;
- получение навыков построения отношений конструктивным способом.
- формирование ценностного отношения к пониманию ребёнка;
Время: 1час
Место проведения: музыкальный зал.
Ход тренинга
В начале занятия педагог-психолог общается только с родителями.
Ведущий: Здравствуйте уважаемые родители, я рада вас приветствовать. Сегодняшняя встреча направлена на взаимодействие взрослых и детей. Я прошу вас во время нашей встречи не делать детям замечаний. Работа только через взгляд, или легкое манипулирование, например: поглаживание по спине, объятие, легкое прикосновение к подбородку чтобы переключить внимание и др.
Наш разговор хочу начать с упражнения «Очищение от тревог»(музыкальное сопровождение)
Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...
Садитесь по удобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу...
Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...
Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...
Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...
Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!
Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...
На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...
Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...
Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.
Пока вы возвращаетесь к реальности я расскажу вам притчу о мудром воспитании.
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
Рефлексия. «Ответьте на вопрос, что вы чувствуете сейчас».
В зал заходят дети.
Ведущий: Здравствуйте, я рада приветствовать вас всех на волшебном корабле, мы отправляемся в путешествие. Чтобы не было скучно во время поездки нам необходимо познакомиться по ближе.
1.Приветствие. Каждый участник приветствует всех словами: «Здравствуйте, я – называет свое имя»…
2. Знакомство с семьей.
Цель. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата.
«Нам очень важно знать, а какая у вас семья, и поэтому следующее задание: что вместе делаете в семье? Какие у вас увлечения, занятия, хобби». Все участники (мама и ребенок, папа и ребенок) по кругу выполняют задание – отвечают на вопрос «Что нас объединяет в семье?».
3. «Встаньте те, кто…»
Цель. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата.
Участникам предлагается вставать, если описание подходит:
- кто любит мороженное, читать книги, танцевать, гулять, мыть посуду, ходить в лес, путешествовать и др.
4. «У дядюшки Абрама»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Все сидят на стульях и произнося одновременно текст: «У дяди Абрама двенадцать сыновей, они не ели, они не пили и не скучали никогда. Правая рука» (правая рука касается колена без остановки и повторяется текст). Затем прибавляются разные части тела с различными движениями (левая рука, правая нога, левая нога, правое плечо, левое плечо, голова и т. д.). Все движения повторяются одновременно.
5. «Совместное рисование»
Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.
Необходимые материалы: карандаши, бумага.
Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, 1 карандаш на двоих.
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги дом, дерево, собака, будка и солнце. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться, что вы будите рисовать, нельзя разговаривать в процессе работы. Начинаем по сигналу, через 5 минут я вас останавливаю».
После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую оригинальную работу и задать вопросы авторам, как у них это получилось.
Ведущий: «Прошу всех покинуть корабль и осмотреть остров. На острове нас ждут невероятные впечатления, и так первое это ущелье, нам надо пройти по канату и преодолеть первое препятствие».
6. «Пройди ущелье»
Цель: телесный контакт. Помочь детям почувствовать свое единство с другими.
Надо пройти по канату, при том все родители превращаются в горы и стоят вдоль каната.
Рефлексия. Трудно ли было преодолеть ущелье?
Ведущий: «Как-то грустно на острове, нет цветов и деревьев. Давайте вместе посадим цветы».
7. «Вырос цветок» (упражнение сопровождается плавной музыкой)
Цель: снятие мышечного напряжения, формирование способности выражать эмоции.
Родители превращаются в семена дивных цветков, дети в цветоводов. Родителям предлагается почувствовать себя семечком, которое посадили дети-цветоводы в землю. Выглянуло солнышко, своими горячими лучами согрело землю, в которой было наше семечко. Из семени проклюнулся росточек. Из ростка вырос красивый цветок. Хорошо цветочку под тёплыми лучами солнышка – цветоводы поглаживают свои цветы и поливают, чтобы они росли в любви. «Цветы» протяните солнышку свои лепесточки-ручки и улыбнитесь. Затем родители и дети меняются.
Ведущий: «Становиться темно на острове, но нам повезло, так как в парах один видеть в темноте очень хорошо»
8. «Слепой поводырь»
Цель игры – формирование доверия к окружающему миру.
По комнате раскладываются предметы и препятствия. Участники группы делятся на пары. Одному человеку завязывают глаза. Второй становится поводырем. Он должен провести партнера по всей группе, обходя при этом препятствия. Слепой при этом должен стараться тактильно воспринять как можно больше предметов. Затем участники пары меняются ролями. По окончании упражнения проводится обсуждение, кому из участников больше понравилось быть поводырем, а кому слепым. Что они чувствовали в этих ролях.
Пришла пора нам возвращаться на корабль, чтобы вернуться детский сад, а чтобы нам не было скучно поиграем.
9.«А я еду!»
Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с ...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.
Ведущий; «Наше путешествие подошло к концу и вот мы и на месте в д/с»
Рефлексия: каждый участник заканчивает фразу: «Мне сегодня понравилось и как я чувствую себя…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"
Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....
Конспект социально-психологического развивающего тренинга «Прогулка в волшебный лес».
Конспект социально-психологического развивающего тренинга «Прогулка в волшебный лес». ...
КОНСПЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»
КОНСПЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»...
III краевая социально-психологическая акция «Корабль детства по волнам литературы» 2015г.
И снова Акция! В дошкольном учреждении № 9 "Росинка" стартовала псхологическая акция "Корабль детства". Участниками данного мероприятия стали все участники образовательного процесса ПЕДАГОГИ-ДЕТ...
Краевая социально-психологическая акция «Корабль детства» 2017 г
способствовать сохранению физического и социально-психологического здоровья детей посредством нивелирования причин и условий, продуцирующих девиантное, делинквентное и криминальное поведение в среде п...
Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»Цели:Формирование благоприятного психологического климата;Сплочение колл...
Социально-психологическая акция «Корабль детства: Личный бренд – инструмент успешности в будущем», «Нет жестокому обращению с детьми» 2019
Используемые материалы (методические рекомендации) разработаны ИРО Забайкальского края, Центром "Семья", Центром " ДАР" Цель акции: Создание условий для формирования гармоничн...
- Мне нравится (5)
Комментарии
Занимательно.я бы
Занимательно,я бы поучавствовала в таком тренинге.
Таиса Валерьевна, мне очень
Таиса Валерьевна, мне очень нравятся Ваши тренинги как для детей и родителей так и для нас педагогов! Вы умеете подать полезный, актуальный материал интересно и увлекательно.После тренинга всегда чувствую позитивный настрой! Успехов!