Проекты
проект по теме
1. Проект «Русская народная деревянная игрушка – матрешка»
2.Проект «Русские народные сказки. Музейная педагогика как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkaya_derevyannaya_igrushka_-_matreshka.docx | 1.95 МБ |
proekt_skazki.docx | 65.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 «Снеговичок»
Проект «Русские народные сказки. Музейная педагогика
как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников»
Составила: Ухова Юлия Александровна,
воспитатель 1-й квалификационной категории.
Г. Нижневартовск 2016г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№ п/п | Структурные компоненты проекта | Содержание |
Тема проекта | «Русские народные сказки. Музейная педагогика - как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников» (вторая младшая группа) | |
Автор проекта | Воспитатель: Ухова Юлия Александровна МБДОУ ДС №8 «Снеговичок» ХМАО Тюменской области г. Нижневартовск, ул. Проспект Победы 11б р.т. 672417 | |
Актуальность проекта | Нравственно - патриотическое воспитание детей начинается в дошкольном детстве, когда они получают первое представление об окружающем мире. Именно в этот период важно сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника к получению опыта в познании истории своей Родины. Русские народные сказки, как и другие духовные ценности нашей культуры, теряют своё наивысшее предназначение, в большинстве, этому помогают современные печатные издания и создание детских мультфильмов, которые искажают первоначальный замысел сказки, а также превращают сказочное действие из поучительного в развлекательное, поэтому проект «Русские народные сказки. Музейная педагогика - как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников» очень актуален, потому что русские народные сказки преподносят нашим детям поэтический образ сказочных героев, в тоже время они оставляют простор детскому воображению, позволяют возвратить и привнести в естественную среду жизни ребёнка и семьи христианские нормы православия; темы веры, милосердия, добра составляют духовно-нравственное содержание русских сказок. | |
Цели и задачи проекта | Цель проекта: Создать условия для духовно-нравственного и патриотического развития детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке. Задачи проекта: Расширять представление детей об окружающем мире, посредством введения их в литературную культуру через чтение сказок. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения на основе русских народных сказок. Помогать усвоению детьми духовно нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость; и правил доброй, счастливой жизни на примере героев сказок. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, потребность радовать близких результатами своего труда. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных, межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь на примере героев русских сказок. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности. Развивать эстетический вкус. | |
Ожидаемые результаты | В результате совместной деятельности, в ходе реализации проекта дети получат возможность восполнить кругозор о сказках и их героях, научатся сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Усвоят социальные формы выражения чувств: проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи. Родители поймут ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. | |
Срок реализации | 2016-2017 г. | |
Вид проекта | Познавательно-творческий, групповой, долгосрочный. | |
Участники | Дети второй младшей группы, воспитатели, родители | |
Гипотеза проекта | Мы предполагаем, что использование сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста. |
В основу реализации проекта легли следующие принципы:
Принцип систематичности и последовательности (перспективное планирование работы).
Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола ребенка, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы).
Принцип активности, творчества.
Принцип наглядности (изготовление ряда пособий и игр на основе сюжета сказок).
Принцип гумманизации (ориентация на добро, справедливость, любовь к семье, воспитание гражданских качеств дошкольника);
Принцип интеграции (взаимодействие с родителями)
Методами сбора информации являлись: изучение научно-педагогической литературы, наблюдения, беседы, диагностические задания, анкетирование, апробирование и анализ проведенной работы.
Объектом проекта: является воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом представляется: сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Работа по нравственному воспитанию детей сказкой в рамках данного проекта осуществлялась по трем направлениям: работа с младшими дошкольниками, с родителями, работа над развитием предметно-развивающей среды.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально – техническое:
Интерактивная доска, аудио системы, фотоаппаратура, ноутбук, USB-носитель.
Материалы для продуктивной деятельности.
Учебно-методическое:
Детская художественная литература.
Методическая литература.
Дидактические игры.
Конспекты непосредственно образовательной деятельности, бесед, экскурсии по сказкам.
Мультимедийные презентации.
Разные виды театра:
Би-ба-бо, настольный театр, пальчиковый театр, плоскостной театр.
Основные этапы проведения и реализации проекта
№ | Мероприятия | Задачи | Сроки | Участники | |
1.Подготовительный этап Цель: создание благоприятных условий для реализации проекта | |||||
1.1 | Диагностирование младших дошкольников по социально – личностному развитию детей. | Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. | Сентябрь 2016 г. | Дети младшей группы | |
1.2. | Составление перспективного плана по реализации проекта. | Сентябрь 2016 г. | Воспитатели | ||
1.3. | Изучение литературы, новых методик и технологий по теме проекта. | Август-сентябрь 2016 г. | Воспитатели | ||
1.4. | Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы. | Август-сентябрь 2016 г. | Родители, воспитатели | ||
1.5. | Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. | Сентябрь 2016 г. | Воспитатели | ||
2.Основной этап Цель: реализация проекта в воспитательно-образовательном процессе | |||||
2.1. | Экскурсия в мини-музей «русские сказки» Знакомство со сказкой (чтение и рассказывание сказок, прослушивание и просмотр аудиозаписей и видеозаписей сказок): - «Волк и семеро козлят», - «Колобок», - «Маша и медведь», - «Курочка ряба», -«Теремок»,
| Дать представление о музее, что хранится в музее. Формировать умение строить предложения, добиваться правильного и чёткого произношения, развивать диалогическую речь; -повторять наиболее интересные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. («Речевое развитие»); - развивать эмоциональное взаимодействие с взрослыми и детьми, умение вступать в процесс общения; - воспитывать желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнёрам, сопереживать им, учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние («Социально - коммуникативное развитие»); - воспитывать умение слушать художественные произведения до конца, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. Способствовать повышению информационной культуры родителей о роли сказки в жизни детей. | Сентябрь 2016 -2017 учебный год | Воспитанники | |
2.2. | Инсценирование и драматизация сказок: - пересказ сказки В. Сутеева «Под грибом»; - инсценировка сказки «Репка»; - инсценировка сказки «Кошкин дом»; - театрализованное развлечение «В гости к колобку»; - настольный театр «Заюшкина избушка»; - игровая программа «Три медведя»; - обыгрывание сказки «Колобок»; - театрализованное развлечение «В гостях у героев сказки»
| 2016-2017 учебный год | Воспитанники | ||
2.3. | Консультации для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста» | Октябрь, январь, май 2016-2017учебный год. | Родители, воспитатели | ||
2.4. | - обзор и просмотр книжной выставки «В гости к сказке»; - просмотр кукольного спектакля «Теремок». | Расширять кругозор за счет представлений о мире книг, развивать умение строить общение с разными людьми, способствовать становлению субъектной позиции ребенка речевом общении. | В течение 2016-2017учебного года. | Воспитанники педагоги | |
2.5 | Рассматривание иллюстраций, слайдов по сказкам
| Развивать познавательный интерес к сказочным сюжетам | 2016-2017учебный год | Воспитанники | |
2.6. | Проведение дидактических игр: - «Узнай сказку», - «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?», - «Из какой сказки ге рой» «Один начинает – другой продолжает», Проведение настольно-печатных игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) | Способствовать повышению уровня познавательной компетентности младших дошкольников. | 2016-2017учебный год | Воспитанники | |
2.7. | Продуктивная деятельность: - лепка персонажей сказки, - раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д. | Закрепить полученные знания, развить наблюдательность и активность
| В течение 2016-2017 учебного года | Воспитанники родители, воспитатели | |
2.8. | Сюжетно-ролевые игры по сказкам: - «Под грибком»; - «Кот, петух и лиса»; - «Лиса и заяц».
| Обогащение жизненного опыта детей. Обогащение игрового опыта детей. Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми. Развивать познавательные способности детей. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Ознакомление с художественной литературой», «Труд». | В течение 2016-2017 учебного года | Дети младшей группы, воспитатели. | |
2.9. | Досуг: «В гостях у сказки»»
| Упражнять детей в узнавании сказок и отдельных героев по представленным элементам. Развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление. Развивать умение входить в определенный образ, представить его, выполнять имитационные движения. Воспитывать желание помочь героям сказок. | Декабрь, март 2016-2017учебного года. | Дети младшей группы | |
2.10. | Выставки поделок и рисунков младших дошкольников. | Способствовать активному участию родителей в реализации образовательного процесса. | Ноябрь, декабрь, май 2016-2017учебный год. | Дети младшей группы, родители | |
2.11. | Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
| Май 2017г. | Дети младшей группы, родители | ||
2.12. | Оформление презентации «Русские народные сказки». | Совершенствовать демонстрационное и методическое оснащение образовательного процесса по теме проекта. | Сентябрь 2016 года. | Воспитатели | |
2.13. | Конечные результаты мониторинга. | Выявить и оценить результаты мониторинга. | Май 2016-2017учебный год. | Дети младшей группы | |
3.Заключительный этап Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив | |||||
3.1. | Презентация проекта «Роль сказки в жизни ребенка ».
| Представить результаты проекта на итоговом педагогическом совете. | Май 2016-2017 учебного года. | Воспитатели. | |
|
|
|
| ||
3.2. | Анкетирование и опрос дошкольников и родителей. | Выявить мнение родителей и воспитанников. | Май 2016-2017учебного года. | Дети, родители. | |
Мониторинг эффективности
Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований (приложение № 1)
1 | Индивидуальные и подгрупповые беседы с детьми младшего дошкольного возраста. | «Любимый сказочный герой», «Любимые сказки». |
2 | Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью воспитанников. | |
3 | Анализ продуктов деятельности | Выставка поделок и рисунков «Любимая книжка». |
Заключение
Реализация проекта «Русские народные сказки» будет способствовать всестороннему развитию ребенка, а в особенности его нравственному воспитанию.
Обеспечивая нравственно - патриотическое воспитание в условиях музея, очень важно ориентироваться на возрастные особенности дошкольников в отборе как экспозиционного, так и теоретического материала. Необходимо постоянно пополнять и обновлять экспонаты, периодически должны проводиться экскурсии не только для дошкольников данной группы, но и приглашать в гости детей из других групп, должна быть налажена преемственность с другими музеями детского сада.
Список литературы
1.Ануфриева Г. Воображение и творчество журнал - Дошкольное воспитание.- 2008. - №12. – С. 12 -14
2. Евтухова Л. Н. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников [Л. Н. Евтухова, М. В. Пронина // Актуальные вопросы современной педагогики — Уфа: Лето, 2014. — С. 52-54.
3.Литвинцева Л.А. Сказка, как средство воспитания дошкольника – М., 2012. – 123 с.
4.Различные формы работы с народной сказкой, как средством воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // http://www.maam.ru/detskijsad/razlichnye-formy-raboty-s-narodnoi-skazkoi-kak-sredstvom-vospitanija-nravstvenyh-kachestv-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html
5. Роль сказки в жизни дошкольника [Электронный ресурс] // http://dohcolonoc.ru/stati/6299-rol-skazki-v-zhizni-doshkolnika.html
6.Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/doklad-rol-skazki-v-nravstvennom-vospitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
Приложение 1
Диагностика развития ребенка в ходе восприятия сказки
Для оценки результатов экспериментальной работы используются следующие критерии: наличие у детей представлений о добре, взаимопомощи, сострадании, терпимости, зле; перенос усвоенных знаний в новые условия, воспитанность эмоциональных реакций, проявление культуры поведения в отношении к сверстникам.
Высокий уровень культуры поведения характеризуется способностью ребенка сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение, доброжелательно воспринимать других, самостоятельно разрешать конфликты мирным путем, не смеяться над другими, а уметь оказать помощь, произвольно регулировать свое поведение, сдерживать непроизвольные эмоции и желания применять правила культуры поведения и эмоционально переживать итоги выполнения.
Средний уровень культуры поведения характеризуется тем, что ребенок не всегда сопереживает ближнему, проявляет дружеское участие и терпение по отношению к взрослым, но не всегда к сверстникам; иногда без веских оснований может создать конфликтную ситуацию, не смеется над другими, но и не желает прийти на помощь в трудной ситуации; прилагает усилия к применению правил культуры поведения, однако в большинстве случаев обращается за помощью к взрослым.
Низкий уровень культуры поведения характеризуется тем, что ребенок не способен сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение, доброжелательно воспринимать других, сдерживать непроизвольные эмоции и желания и поэтому часто провоцирует конфликтные ситуации, смеется над другими детьми попавшими в сложную ситуацию; знает, но не применяет правила культуры поведения; не считается с интересами сверстник
Таблица «Оценка уровня культуры поведения детей»
Группы | Всего чел. | Наличие представлений о добре, зле и т. д. (в баллах) | Перенос знаний в новые условия (в баллах)
| Воспит. эмоц-ых реакций (в баллах) | Проявл-е культуры поведения в отн-ии к сверстни-кам (в баллах) |
|
Экспериментальная
| ||||||
Контрольная
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8
«Снеговичок»
Консультация для родителей на тему:
«Как выбрать полезную сказку для малыша»
Подготовила: воспитатель Ухова Ю.А.
Г. Нижневартовск
«Как выбрать полезную сказку для малыша»
Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки.
На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Так какие же сказки вы читаете детям? Хотим обратиться к истории сказки. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, который никогда не создавался специально для детей. Корни русской сказки уходят в славянское язычество. Нельзя не сказать о том, что русская сказка не раз подвергалась гонениям. Церковь боролась с языческими верованиями, а заодно и с народными сказками. Так, в XIII веке епископ Серапион Владимирский запрещал «басни баять», а царь Алексей Михайлович издал в 1649 году специальную грамоту с требованием положить конец «сказыванию» и «скоморошеству». XIX век тоже не принес народной сказке признания чиновников охранительного направления. Но не только цензура боролась с народной сказкой. С середины того же XIX века на нее ополчились известные тогда педагоги. Они были уверенны в ее отрицательном воздействии на слушателя; считали, что сказка задерживает умственное развитие детей, пугает их изображением страшного, расслабляет волю, развивает грубые инстинкты и т. д. Такие же, аргументы приводили противники этого вида народного творчества уже и в советское время, после Октябрьской революции. Педагоги, считали, что сказка уводит детей от реальности, вызывает сочувствие к тем, к кому не следует, - ко всяким царевичам, царевнам и прочим антисоветским персонажам. Рассуждения о вреде сказки вытекали из общего отрицания ценностей культурного наследия.
Однако уже в XIX веке появились люди, которые хотели собирать и устное народное творчество (И. М. Снегирев, П. В. Киреевский, В. И. Даль, А. Н. Афанасьев, И.А.Худяков, П.А.Бессонов), благодаря их именам сегодня мы можем наслаждаться этими произведениями.
Но нам следует предостеречь родителей – не все народные сказки подходят для детей дошкольного возраста! Например, в сказках собранных А.Н. Афанасьевым встречаются выражения «недостойные» детского слуха; в них же мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить ребенка.
Поэтому, прежде чем рассказать (прочитать) своему малышу сказку, проанализируйте ее сами. В настоящее время существуют сборники, в которых написано «по А.Н. Афанасьеву», чаще всего такие сказки адаптированы под современного ребенка – слушателя. Но все же родителям следует познакомиться с их содержанием и только потом довести его до ребенка.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с произведениями народного творчества.
Рекомендуем обратить внимание на следующие сказки:
«Репка» обр. К. Ушинского;
«Колобок» обр. К. Ушинского
«Курочка ряба» обр. К. Ушинского;
«Козлята и волк» обр. К. Ушинского;
«Теремок» обр. М. Булатова;
«Маша и медведь» обр. М. Булатова;
«Волк и козлята» обр. А. Толстого;
«Заюшкина избушка» обр. О. Капицы;
«Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской;
«Теремок» обр. Е. Чарушина;
«Гуси-лебеди» обр. М. Булатова;
«Снегурочка и лиса» обр. М. Булатова;
«Бычок – черный бочок, белые копытца» обр. М. Булатова;
«Лиса и заяц» обр. В. Даля;
«У страха глаза велики» обр. М. Серовой.
Мы считаем, что русская народная сказка способствует:
- нравственному воспитанию ребенка;
- становлению социальных и коммуникативных навыков;
- формированию эмоциональной сферы и эстетического восприятия;
- развитию логического и образного мышления;
- познанию окружающего мира.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8
«Снеговичок»
Консультация для родителей на тему:
«Роль сказки в развитии речи детей»
Подготовила: воспитатель Ухова Ю.А.
Г. Нижневартовск
Консультация для родителей.
Тема: «Роль сказки в развитии речи детей»
Сказки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитии и обогащении речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки открывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Рассказывание и показ сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и т.п.). После просмотра или чтения сказки необходимо провести беседу с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т. е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.
Существует множество эффективных приемов в организации бесед по сказкам. Прежде всего, это вопросы - они помогут детям точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею сказки и т.д., одним словом, вопросы должны быть разнообразными по своей направленности.
Не менее важно рассматривать иллюстрации, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказки.
Иногда полезно повторять чтение отрывков из текста по заявки детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.
Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказать описание природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.
Эффективным приемом в беседах по сказке являются ее драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса, например зайца и тети вороны (сказка «Заяц-хваста»).
Систематическое чтение, рассказывание и показ сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывания сказок и рассказов.
Игры со сказками
В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.
Отгадай название сказки
Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Сивка… Мальчик…
Гадалка… Дюй…
Царевна… Золотой…
Гуси… Конек…
Крошечка… Мороз…
Аленький… Красный…
Доктор… Цветик…
Заюшкина… Бременские…
Что лишнее?
Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относятся к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка,дворец, собака петух(сказка «Лиса и заяц»).
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси- лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья-царевна(сказка «По –щучьему велению»).
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Сказочная чепуха
Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает зарят радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка и придумывается ее игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Между участниками распределяются роли, за каждым закрепляется дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.
Например: для сказки «Репка» примерный набор дежурных фраз для ее персонажей может быть таким:
Репка – «Вау!»
Дед – «Я вам покажу!»
Бабка – «Что тебе…»
Внучка – «Прикольно».
Жучка – «Сейчас сплю».
Кошка – «Бубльгум».
Мышка – «Выходи, подлый трус!».
Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая- пребольшая.
Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет-потянет – вытянуть не могут.
Позвала бабка (…) внучку (…) . Внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут- потянут – вытащить не могут.
Кликнула внучка (…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку, дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут. Кликнула Жучка (…) кошку (…). Кошка (…) за Жучку (…), Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…)- тянут – потянут – вытянуть не могут. И т.д.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8
«Снеговичок»
Консультация для родителей на тему:
«Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Ухова Ю.А.
Г. Нижневартовск
Консультация для родителей.
Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.
Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться в речь. А флольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.
Поэтому очевидна необходимость использования произведений устного народного творчества в развитии речевой активности детей. Для этой же цели эффективно использовать произведения многих детских писателей, многие из них близки к фольклору. Тем более у малышей большой интерес к потешкам, колыбельным песням, сказкам.
Знакомство с потешкой начинается иногда с беседы, с наблюдения, иногда с рассматривания картин или игрушек, иногда с объяснения новых слов.
Например, когда выглядывает солнышко, дети сразу восклицают "О, солнышко!" Я обращаю внимание детей на то, как солнце освещает нашу комнату, "смотрит к нам в окошко", спрашиваю, нравится ли им, когда солнышко освещает их комнату, и читаю:
"Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату,
Мы похлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку!"
(А. Барто)
А когда оно прячется, дружно зовём:
"Солнышко - колоколнышко,
Выгляни в окошко,
Дам орехов кучу!"
Тут особое внимание уделяю на то, как мы ласково зовём солнце: "солнышко - колоколнышко". Мне кажется, что именно с этих маленьких зёрнышек начинается знакомство детей с исконным богатством русской речи.
При знакомстве с потешкой "Пошёл котик на торжок…", объясняю, что такое "торжок", спрашиваю были ли они на рынке, что купила мама. Котик поочерёдно "угощает" каждого ребёнка. Детям это очень нравится:
"Самому ли съесть,
Или Чингизу снесть?" ит.д.
Малыши ждут, когда именно его угостит котик.
Очень часто использую потешки в режимных моментах: умывании, укладывании спать, одевании на прогулку, во время приёма пищи:
" Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся."
или " Чистая водичка
Умоет Саше личико
Анечке - ладошки,
А пальчики - Антошке".
Помогают произведения фольклора и в организации прогулок, наблюдений за природой, украшая речь и обогащая её, тем самым способствуют концентрации внимания детей. Например, во время наблюдения за птицами:
" Чики, чики, кички,
Берёзовые лычки!
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились".
Приятно наблюдать, что через некоторое время дети самостоятельно начинают использовать в игре колыбельные песенки, потешки.
Очень нравятся детям подвижные игры с использованием потешек. Часто с увлечением играем игру "Вороны". Сначала понаблюдаем на прогулке, что вороны - большие, чёрные птицы; что они каркают громко "кар - кар - кар", они могут летать, могут скакать по земле. Затем я знакомлю детей с потешкой:
"Вот под ёлочкой зеленой
Скачут весело вороны:
кар - кар - кар,
Целый день они кричали,
Спать ребяткам не давали:
кар - кар - кар,
Лишь к ночи умолкают,
И все тихо засыпают:
Кар - кар - кар!"
После этого дети, "превращаются" в больших птичек.
Основная цель таких игр для малышей - развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, добиваться ими понимания значения слов, правильного их произношения.
Очень любят дети и русские, татарские сказки. Старшие дети с удовольствием инсценируют сказки "Репка", "Колобок", "Курочка - ряба".
Вот так в повседневной работе очень часто обращаемся к кладезу русской речи. Я думаю, что малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и нашим воспитанникам постигать окружающий мир, стать добрыми и ласковыми, погружаться в стихию родной речи.
Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.
Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться в речь. А флольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.
Поэтому очевидна необходимость использования произведений устного народного творчества в развитии речевой активности детей. Для этой же цели эффективно использовать произведения многих детских писателей, многие из них близки к фольклору. Тем более у малышей большой интерес к потешкам, колыбельным песням, сказкам.
Знакомство с потешкой начинается иногда с беседы, с наблюдения, иногда с рассматривания картин или игрушек, иногда с объяснения новых слов.
Например, когда выглядывает солнышко, дети сразу восклицают "О, солнышко!" Я обращаю внимание детей на то, как солнце освещает нашу комнату, "смотрит к нам в окошко", спрашиваю, нравится ли им, когда солнышко освещает их комнату, и читаю:
"Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату,
Мы похлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку!"
(А. Барто)
А когда оно прячется, дружно зовём:
"Солнышко - колоколнышко,
Выгляни в окошко,
Дам орехов кучу!"
Тут особое внимание уделяю на то, как мы ласково зовём солнце: "солнышко - колоколнышко". Мне кажется, что именно с этих маленьких зёрнышек начинается знакомство детей с исконным богатством русской речи.
При знакомстве с потешкой "Пошёл котик на торжок…", объясняю, что такое "торжок", спрашиваю были ли они на рынке, что купила мама. Котик поочерёдно "угощает" каждого ребёнка. Детям это очень нравится:
"Самому ли съесть,
Или Чингизу снесть?" ит.д.
Малыши ждут, когда именно его угостит котик.
Очень часто использую потешки в режимных моментах: умывании, укладывании спать, одевании на прогулку, во время приёма пищи:
" Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся."
или " Чистая водичка
Умоет Саше личико
Анечке - ладошки,
А пальчики - Антошке".
Помогают произведения фольклора и в организации прогулок, наблюдений за природой, украшая речь и обогащая её, тем самым способствуют концентрации внимания детей. Например, во время наблюдения за птицами:
" Чики, чики, кички,
Берёзовые лычки!
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились".
Приятно наблюдать, что через некоторое время дети самостоятельно начинают использовать в игре колыбельные песенки, потешки.
Очень нравятся детям подвижные игры с использованием потешек. Часто с увлечением играем игру "Вороны". Сначала понаблюдаем на прогулке, что вороны - большие, чёрные птицы; что они каркают громко "кар - кар - кар", они могут летать, могут скакать по земле. Затем я знакомлю детей с потешкой:
"Вот под ёлочкой зеленой
Скачут весело вороны:
кар - кар - кар,
Целый день они кричали,
Спать ребяткам не давали:
кар - кар - кар,
Лишь к ночи умолкают,
И все тихо засыпают:
Кар - кар - кар!"
После этого дети, "превращаются" в больших птичек.
Основная цель таких игр для малышей - развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, добиваться ими понимания значения слов, правильного их произношения.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...