Правовое воспитание в условиях ДОУ
статья (подготовительная группа) на тему
В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_vospitanie_v_dou.docx | 227.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Правовое воспитание в условиях ДОУ
Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.
В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.
Интеграция всех линий воспитательного влияния на формирующуюся детскую личность оказалась как актуальной, так и достаточно сложной для коллектива, решить которую можно при организации активного диалога, общения и содержательного взаимодействия сотворческой деятельности всех участников воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. В настоящее время возрастает актуальность проблемы «Гражданско-правовых знаний взрослых и детей». Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.
Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.
Организуя работу по вопросам правового воспитания рекомендуется опираться на такие виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная, организовать работу в 3-х направлениях: с воспитателями, с родителями, с детьми.
Для решения поставленных задач по правовому воспитанию просьба рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.
При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание.
Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.
Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходят за рамки закона.
Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:
- С взрослыми: формирование гуманного отношения к ребенку; формирование правовой культуры; обеспечение защиты прав.
- С детьми: создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие коммуникативной компетентности ребенка; развитие социальных навыков; формирование правового сознания детей.
Правовое воспитание дошкольников невозможно без формирования правовой компетентности педагогических кадров. Поэтому в нашем ДОУ используются разнообразные формы обучения правового сознания педагогов.
Таким образом, правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.
Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Временные (примерные) требования к содержанию и методам обучения и воспитания, реализуемые в ДОУ ориентируют педагогов дошкольных образовательных учреждений на правовое воспитание дошкольников, предлагая знакомить детей с международными правовыми документами, регулирующими отношения между людьми.
В ряде образовательных программ для дошкольных учреждений заявлен гражданский аспект образования. В них поставлены отдельные задачи развития представлений детей о своей стране, знаменитых людях своего отечества, приобщения к историко-культурным ценностям своего народа. Однако проблема воспитания правовой культуры (ознакомление дошкольников с международными правовыми документами, с правами человека) в упомянутых программах не ставится.
Базис правовой культуры детей дошкольного возраста – это система трех взаимосвязанных компонентов: нравственно-правовых представлений, нравственно-правовых суждений и ценностных ориентаций личности, адекватных представлениям и суждениям детей моделей нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых.
Воспитание основ правовой культуры детей в ДОУ осуществляется в соответствии с рядом педагогических принципов:
- гуманитарно-пропедевтическим,
- содержательно-доминирующим,
- деятельностного и интеграционного подходов,
- включенности субъекта,
- регионально-обусловленного содержания,
- открытости.
В содержании воспитания правовой культуры дошкольников выделены следующие линии:
1. Мои права и обязанности;
2. Моя страна;
3. Гражданин мира.
В процессе правового воспитания детей в ДОУ можно применять разнообразные организационные формы и методы работы. Например, цикл образовательных мероприятий “Приключения маленького человечка”; настольные, напольные и настенные игры-путешествия по глобусу, по географической карте мира, карте-ковру; этические беседы с детьми; рассматривание иллюстраций из книг, отражающих нравственно-правовую тематику. Широко используются в работе с дошкольниками хороводные игры, “игры-братания” и “игры-похвалы”. Целесообразно периодически устраивать в группе выставки любимых вещей. Участвуя в отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют представления о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи (игрушки, книги и др., приучаются бережно относится к своим и чужим вещам. На выставке дети рассказывают, откуда у них эта игрушка, как они с ней играют, почему она им так дорога.
Таким образом, разрабатывая содержание и методы формирования базиса правовой культуры дошкольника, мы предположили, что этот процесс будет эффективным при соблюдении следующих условий:
– обеспечение открытого характера деятельности ДОУ (диалог между педагогами и родителями, их взаимодействие, полная информированность по различным вопросам развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и семье; широкие контакты ДОУ с другими образовательными учреждениями и социальными институтами города) ;
– обеспечение прав участников образовательного процесса на свободный выбор вида деятельности, ее времени и продолжительности; закрепление прав и обязанностей каждого члена коллектива, включая и детей, и взрослых;
– организация предметно-пространственной среды в ДОУ, отвечающей принципам демократического общества (свободный доступ каждого члена детского коллектива к играм и игрушкам, владение личным имуществом в группе, экспонирование продуктов собственной деятельности и др.) .
Права детей в символах.
Из опыта работы.
Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.
Начинать знакомить детей с правами надо уже с детского сада. Работая с детьми подготовительной группы, я использовала разные формы и методы работы по теме «Права ребенка». Известно, что никакое дело в детском саду не обходится без наглядного материала. Для лучшего усвоения детьми своих прав я сделала небольшой альбом. В альбоме собраны символы, изображающие основные права детей.
Данный материал можно использовать на разных этапах работы при изучении прав.
1. Каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие.
2. Право на сохранение своей индивидуальности.
3. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
4. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.
5. Право на гражданство.
6. Право на медицинское обслуживание.
7. Право на отдых.
8. Право на любовь.
9. Право на образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проблема внедрения в практику правового воспитания старших дошкольников в современных условиях
В докладе раскрывается актуальность данной проблемы,организационно-педагогическая деятельность по правовому воспитанию старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении в современных услови...
Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.
Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...
ИГРА – ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ПРАВОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»
Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Совершенствовать знания, умения в игре «Танграм». Закрепить названия и авторо...
Правовое воспитание в условиях ДОУ
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся ...
Проект: Правовое воспитание и обучение детей и родителей в условиях ДОУ «Правик»
Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослого. Наше будущее и будущее зависит от того, какое воспитание, образ жи...
Организация правового воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Презинтация для воспитателей детского сада...
«Проблема формирования у детей основ правовой культуры в условиях семейного воспитания»
Консультация для родителей «Проблема формирования у детей основ правовой культуры в условиях семейного воспитания»Родители являются первыми педагогами детей. Они обязаны заложит...