основы безопасности в жизни деятельности дошкольников
рабочая программа по теме
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_bezopasnosti_sred.doc | 2.18 МБ |
bezopasnostzhiznedeyatelnosti.doc | 516.5 КБ |
rab_pr_obzh_2mld.doc | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛИ:
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
ЗАДАЧИ:
- Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «опасно -не опасно»;
- Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным;
- Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБЖ
Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;
Формирование у детей качественно новых двигательных навыков бдительного восприятия окружающей обстановки;
Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОБЖ
Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными).
Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие - для среднего, третьи - для старших дошкольников. Второй путь - одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)
Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы.
Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно разворачивать определенные темы.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ
Социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу. Главное это показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя.
Предметы рукотворного мира. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Дети могут не замечать предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока кто-то не укажу на них, не создаст условия для действий с предметами. Лишь в этом случае предмет субъективно.для данного ребенка, станет средством познания мира.
Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Педагог сам отбирает литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Особое место уделялось сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность.
Музыка объединяет эмоциональные и эстетические сферы. Музыка позволяет ребенку любого возраста окунаться в музыкальный мир, понимать его, наслаждаться, душевно реагировать. Дети могут работать под музыку, по желанию включать магнитофонные записи любимых песен. Музыкальная окрашенность жизни создаёт жизнерадостность.
Деятельность как условие по ознакомлению детей с основами безопасности.
Игра даёт ребёнку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В этой работе использовались словесно-наглядные, настольно - печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок рисование соединяет с игрой. Р.И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин «игра - рисование», обозначив им такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь.
Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему
- Труд.
- Наблюдение.
- Учебная деятельность .
Месяц | Навыки безопасного поведения в природе | Правила пожарной безопасности | Основы безопасности собственной жизнедеятельности | Правила дорожного движения |
Сентябрь | Диагностика «Взаимосвязь и взаимодействие в природе» | Беседа «Труд пожарных» Чтение Т.Потапова «Пожарный», С.Маршак «Сказка про спички» | Диагностика «Поплотнее кран закрой, осторожней будь с водой» | «Пора не пора – не ходи со двора» Д/игра «Мы шоферы» Чтение Я. Пишумов «Машины» |
Октябрь | «Съедобные и несъедобные грибы» | Беседа «Спички не тронь – в спичках огонь» | «Электроприборы» стр. | «Мостовая для машин, тротуар для пешеходов» Д/игра «Водители» Чтение О.Бедарев «Азбука безопасности» |
Ноябрь | «Будем беречь и охранять природу» | Беседа «Что горит в лампочку. Узнай все об электрической лампочке». | «Запомните, детки, таблетки – не конфетки» | «О ступеньке под землей и полосатой зебре» Д/игра «Дорожные знаки, светофор и ты» |
Декабрь | Беседа «Почему зажигается спичка» п/игра «Пожарные на учении» | «Полезные вещи – молоток и клещи, ножницы, катушки – детям не игрушки» | Д/игра «Собери машину по частям» | |
Январь | «Мы пришли на водоем» | Беседа «Огонь злой, огонь добрый» | «Внешность человека может быть обманчива» | «Посмотри налево, посмотри направо» |
Февраль | «Контакты с животными» | Беседа «Почему огонь полезен и опасен» | «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице и дома» | «Человек с жезлом на перекрестке» Рисование «Регулировщик» |
Март | Опасный лед | Беседа «Пожарная безопасность в доме» | «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» | «Не играй в прятки с водителем» Чтение Н.Носов «Автомобиль» |
Апрель | «Гроза» | Беседа «Огонь важное открытие древнего человека» | «Ребенок и его старшие приятели» | Д/игра «Дорожные знаки» |
Май | «На прогулку мы идеи» стр.54 (21) | Беседа «Миф о Прометее» Развлечение «Пожарному делу учиться всегда, пригодиться» | «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» «Кошка и собака - наши соседи» | «О правилах поведения в общественном транспорте» Конкурс рисунков «Правила дорожного движения» |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встречее с возможными трудностями, формировать...
«Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
laquo;Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности» Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитан...
Консультация для педагогов: «Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формир...
Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ на тему: Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности"
Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ...
Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Знакомство дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»...
ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ОсНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обеспечение здоровья детей - основная цель, главная задача цивилизованного общества. Консультация для педагогов....
«Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формир...