Консультация для педагогов: «Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
консультация
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_izobraz_deyat.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 55 «ПОЛЯНКА» ГОРОДА НЕРЮНГРИ НЕРЮНГРИНСКОГО РАЙОНА
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ:
«Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
Составила:
Воспитатель Кушматова Л.А.
Консультация для воспитателей ДОУ
«Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека. Нередко люди страдают из-за элементарного неумения грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Вот почему возникла необходимость готовить детей к решению проблем безопасности жизнедеятельности еще в стенах дошкольного учреждения.
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.
Необходимо разъяснять и детям и родителям, что обеспечение безопасности жизнедеятельности возможно через духовно – нравственное воспитание и правильное поведение каждого из нас, взрослых.
Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Безопасность это не только сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка, поведения, опыта. Ведь всё чему учат детей, они должны применять в реальной жизни, на практике. В этом могут помочь занятия по изобразительной деятельности.
Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок рисование соединяет с игрой, Р. И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин «игра – рисование», обозначив им такое состояние ребёнка, когда он рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, видят себя пожарными. От того как, ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета расположение предметов на листе, их взаимосвязь.
Знания по ОБЖ можно получить также при ознакомлении с произведениями живописи.
Рассматривая с детьми репродукции картин К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», педагог читает стихи, загадывает загадки, беседует с воспитанниками по их содержанию – о признаках приближающейся грозы, правилах поведения во время непогоды (необходимо остаться в помещении и закрыть все окна и двери; выдернуть наружный антенный кабель из телеаппаратуры…)
Во время знакомства с репродукциями картин художников И. Хруцкого «Натюрморт с грибами» и Е. Зуева «Дары лесов» следует обратить внимание детей на то, что грибы бывают съедобные и несъедобные. Дать им практические советы - как нужно собирать грибы (не использовать в пищу незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и тем более не пробовать их на вкус).
Поскольку в лесу и на участке детского сада дошкольники встречаются с различными насекомыми, следует с помощью иллюстраций художника В. Конашевича к стихотворениям К. Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище» сформировать представления детей о разнообразии мира насекомых, дать необходимые знания о правилах поведения при встрече с ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда; сохранять спокойствие и не размахивать руками, если вокруг головы вьется пчела…)
Во время рассматривания иллюстраций Е. Чарушина к рассказам о животных необходимо научить детей понимать состояние и поведение зверей, знать, как следует правильно обращаться с ними (не брать на руки бездомных кошек и щенят; не обижать и не дразнить их…)
Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева, помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в себе, гармонизовать отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе» для детей – то, что дает приятные зрительные впечатления. «Некрасивое, злое» - все неприятное, страшное, пугающее, оформляется в изобразительной деятельности обычно темными красками. Во время рисования ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, непонятными, травмирующими образами. Графическое изображение опасности не приводит к ее усилению, а наоборот, снижает напряжение юного художника. В детских рисунках опасность уже во многом реализована, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся.
Основные правила безопасности, которым обязательно следует обучить ребенка:
- знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, милиции, пожарной охраны, газовой службы;
- во время прогулки не уходи далеко от своего дома;
- не гуляй до темноты;
- не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт;
- никогда не бери ничего у незнакомых людей, сразу же отходи в сторону;
- избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков, подвалов;
- не дразни на улице собак;
- не открывай незнакомцам дверь, когда дома находишься один;
- никогда не садись в чужие машины;
- на все предложения незнакомцев громко отвечай: «Нет!» и немедленно уходи или убегай от них туда, где есть люди;
- не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде или даже у себя дома;
- в минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, громко кричи, кусайся, вырывайся, убегай.
Подводя итоги, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизни является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются, в том числе и любовь к изобразительной деятельности. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приёмы, вводит ребёнка в социальный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встречее с возможными трудностями, формировать...
«Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
laquo;Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности» Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитан...
Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ на тему: Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности"
Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ...
Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Знакомство дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»...
ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ОсНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обеспечение здоровья детей - основная цель, главная задача цивилизованного общества. Консультация для педагогов....
«Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формир...
Консультация для педагогов "Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности"
Безопасность жизнедеятельности через духовно-нравственное воспитание...