Нравственно-патриотическое воспитание в условиях ДОУ
консультация (старшая группа) на тему
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx | 772.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
11 июля 2005 года Правительством Российской Федерации принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.
Россия - Родина для многих народов. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру страны и своей малой Родины как свои собственные.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Работа с детьми дошкольного возраста в МБДОУ № 87
включает в себя целый комплекс задач:
• воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание и уважение к труду;
• развитие интереса к народным традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах своей Родины;
• знакомство детей с символами РФ и РТ (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немаловажное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Систему и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить следующим образом:
семья - детский сад - родная улица, район - родной город - страна, её столица, символика права и обязанности (Конституция).
Для достижения поставленных целей обновляется дидактический материал по теме: «Моя страна», «Моя Республика», "Моя Казань", имеются видеофильмы про родной город, альбомы с подборкой фотографий достопримечательностей города.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, матери, отца, братьев, сестёр). Необходимо, прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к терроризму» и т.д. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами государства, со столицей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Необходимо полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, что их дедушка и бабушка получали награды? Знают ли знаменитых предков? и т.д.) . Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия проводимые по плану МБДОУ № 87: "Моя малая родина", "День Защитника Отечества", «День родного языка»- воспитатель Нотфуллина Раушания Хабибрахмановна. Такие мероприятия повышают детскую мыслительную активность. Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь счастью души ребёнка, началом продолжающим личность.
Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:
1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Другим важным направлением нашей работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
5. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.
6. Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
Наряду с изучением русской культуры и традиций В МБДОУ ведутся занятия на татарском языке, где дети разных национальностей изучают татарский язык, знакомятся с культурой, традициями и обычаями татарского народа. Периодически проводятся «Недели родного языка и культуры".
Ожидаемые результаты проекта - формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.
Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по трем направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Методическое сопровождение.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным городом, его историей
2. Знакомство с родным краем и Россией
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
6. Народные пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.
В процессе реализации проекта по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, экскурсии на предприятия города, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в музее детского сада и города.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, картинной галереи и т.д.
Педагог организует предметно-развивающую среду с учетом данного проекта, ведется подборка художественной литературы, готовит презентации, посвященные памятным датам, разрабатывает конспекты игр-занятий и сценарии развлечений
Данный проект предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни отдельного человека – героя и страны, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс маленького гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй
На современном этапе, перед педагогами дошкольных учреждений, стоит не только задача по формированию индивида с широким мировоззренческим кругозором, развитым интеллектом, но и воспитание ...
«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»
Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»...
РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственн...
Кейс-метод, как технология формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в ДОУ
Патриотизм (от греческого отечество, соотечественник) – чувство принадлежности к Родине, стране, месту, где человек родился; любовь и преданность, стремление служить интересам Отечества. Проблем...
Веб-квест, как технология формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в ДОУ
В продолжение изучения темы внедрения инновационных технологий в обучении и воспитании, а я напомню, что в прошлом году я занималась внедрением кейс-метода в развитии нравственно-патриотических качест...
Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...
Статья "Создание модели воспитательной деятельности по формированию нравственно -патриотического потенциала дошкольников в условиях реализации инновационного проекта"
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Реализация в дошкольном учреждении муниципальной площадки «Краеведческая деятельность в ДОУ как сред...