Развитие внимания у ребенка
статья по теме
Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Педагог должен овладеть вниманием учащихся и приковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учебы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._razvitie_vnimaniya_u_rebenka.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания у ребенка.
В развитии внимания у ребенка можно отметить его неустойчивый характер в раннем детстве. Обычно ребенок, увидев новую игрушку, выпускает из рук ту, которую он держал секунду назад. Однако, бывает, что какой – либо предмет привлечет внимание ребенка или, скорее, манипулирование с этим предметом так увлечет его, что, начав манипулировать им (открывать и закрывать двери и т.п.), ребенок будет повторять это действие раз за разом. Не следует недооценивать этот факт, и его нужно использовать для дальнейшего развития внимания у ребенка. Но, тем не менее, конечно, правильным остается то положение, что на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребенок еще в очень слабой степени владеет своим вниманием. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребенка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств.
В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка.
Развитие устойчивости детского внимания изучал Бейрль, определяя, какова в среднем максимальная длительность детских игр в различные возрасты. Результаты этого исследования дает таблица 1.
Таблица 1. .
Возраст | Наибольшая длительность игр |
0,6 – 1,0 1,0 – 2,0 2,0 – 3,0 3,0 – 4,0 4,0 – 5,0 5,0 – 6,0 | 14,5 21,1 27,0 50,0 83,3 96,0 |
Таблица 2
Возраст | Число отвлечений |
2,0 – 3,0 3,0 – 4,0 4,0 – 5,0 5,0 – 6,0 | 3,7 2,06 1,6 1,1 |
В этой таблице особенно показателен быстрый рост устойчивости внимания после 3-х лет и, в частности, относительно высокий уровень его к 6 годам на грани школьного возраста. Это существенное условие «готовности к обучению».
Рост концентрации внимания Бейрль определял по количеству отвлечений, которым поддавался ребенок в течение 10 минут игры. В среднем они выразились в цифрах, отображенных в таблице 2.
Отвлеченность 2 - 4- летнего ребенка в 2 – 3 раза больше отвлекаемости 4 – 6-летнего.
Вторая половина дошкольного возраста – годы, непосредственно предшествующие началу школьного обучения, дают такой значительный рост и концентрации внимания.
Говоря об этих возрастных различиях, нельзя выпускать из виду существование индивидуальных различий, и притом весьма значимых.
Развитие внимания у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Решающим значением для его развития является формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.
Основываясь на слабости произвольного внимания у детей, ряд педагогов рекомендовали целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладеть вниманием учащихся и приковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать эмоционально насыщенный, яркий материал, избегая всякой скучной учебы. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании не правильно, да и невозможно. Каждое, даже самое захватывающее дело, включает себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо:
- использовать непроизвольное внимание и
- содействовать развитию произвольного.
Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести эмоциональную насыщенность. При этом, однако, существенно, чтобы эта эмоциональность и интересность были не внешними.
Существенным условием поддержания внимания, как это вытекает из экспериментального изучения устойчивости внимания, является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения. Для того, чтобы удерживать внимание, необходимо вводить новое содержание, связывая его с уже известным, основным и наиболее способным заинтересовать и придать интерес тому, что с ним связывается.
Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция развития внимания гиперактивного ребенка на занятиях с учителем-дефектологом.
В последнее время педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке....
Развитие внимание ребенка в ваших руках.
В статье даны примеры игр на развитие внимания у дошкольников....
Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»
"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...
рекомендации по развитию внимания у ребенка подготовительной группы
методическая помощь родителям, педагогам, а также молодым специалистам и студентам....
Советы для родителей по развитию внимания у ребенка.
В этом материале вы сможете найти советы, упражниния и конечно же игры, которые помогут развить внимание у ребенка....
Советы по развитию внимания у ребенка!
информация для родителей...
Консультация для родителей «Как помочь ребенку с нарушением внимания» (ребенок с дефицитом внимания, гиперактивный ребенок)
Данный материал будет полезен родителям, педагогам...