Консультация для воспитателей “Приобщение детей к истории России”.
консультация на тему
Приобщение дошкольников к истории является одним из важнейших элементов патриотического воспитания. В современных условиях патриотическое воспитание становится одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением.Чувство патриотизма формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, детскому саду, родным местам, родной стране.
Вниманию коллег я предлагаю программу приобщения дошкольников к истории России всех возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа приобщения дошкольников к истории России | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
First Page;МБ ДОУ №41
“Заряночка”
Консультация для воспитателей
“Приобщение детей к истории России”.
Воспитатель
Бабич Светлана Васильевна
Приобщение дошкольников к истории России.
Великий русский историк Николай Михайлович Карамзин об истории сказал следующее: “Народ, который не знает своей культуры и истории - презренен и легкомыслен.
Приобщение дошкольников к истории является одним из важнейших элементов патриотического воспитания. Патриотическое воспитание в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения, становятся одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это чувство сложное и возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируются в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, детскому саду, родным местам, родной стране.
В чем значимость приобщения дошкольников к истории России? Зажечь искорку любви и интерес к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, природе России, помочь нам, воспитателям.
Воспитать патриотов.
Задачи программы:
- дети должны полюбить и уметь играть в русские народные игры;
- использовать в активной речи русский фольклор;
- уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;
- принимать осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;
- знать былинных и сказочных героев, узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
- знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значения украшения костюма;
- уметь различать изделия разных народных промыслов.
Вниманию коллег я предлагаю программу приобщения дошкольников к истории России всех возрастных групп.
Младшая - средняя группы:
Начальная ступень патриотического воспитания детей - развитие привязанности и любви к родному дому. Основные задачи воспитания в младшей и средней группе:
- Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, улица города, села поселка, детский сад и его территория).
- Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок. Подчеркивать значение окружающих предметов быта (одежда, игрушки). Обращать внимание на природное окружение.
- Знакомить с фольклором России, народными сказками и иллюстрациями к ним.
- Рассматривать русские народные костюмы, старинные игрушки, атрибуты народного театра.
- Воспитывать любовь и уважение к родителям, прежде всего к матери, другим членам семьи, друзьям.
На занятиях знакомим детей с потешками, разучиваем их, проводим игры, разыгрываем сказки. Одним из средств воспитания любви к родному дому являются песни о маме, о родной природе.
Примерные темы занятий:
- Мой дом, моя семья,мои близкие родственники. Семья - это группа живущих вместе близких родственником, несколько поколений, составляющих род.
- На печи лежим, сказки слушаем. На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отмечать правду и вымысел.
- Времена года: “Ждем весну”, “Здравствуй лето красное”, “С новым урожаем”, “Здравствуй зимушка-зима!”
- Встречаем праздники: “Новый год”, “Праздник мам и бабушек”.
- Русский народный костюм и его элементы. Знакомство с такими деталями костюма как зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз.
- Вечера долгие - головушки умные - руки умелые. Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими, с украшениями головного убора: бусинками, бисером, пуговицами, тесьмой.
- Дом, дом открой свою тайну. Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: ухват, чугунок, рубель, кочерга.
- Играем в забытые детские игры:
- знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры);
- разучивание считалок, слов к играм;
- игры старинные детские: “Санки догонялки”, “Два веселых гуся”, “Кот и мыши”, “Волк и козлята”, “Солнышко-ведрышко”, “Жмурки”, “Едет дедушка Егор”, “Ходит Вася” (хоровод), “Во поле береза стояла”, “Ручеек”, “Два мороза”, “Лапта”.
Старшая - подготовительная группы:
В доступной форме знакомим детей с историческим прошлым и настоящим нашего поселка Заря , города Москвы. Дать представление о географическом расположении нашего поселка, города Москвы. Знакомим детей с историей России, с ее жителями, традициями. В России живет очень много родов людей, все они очень разные, но объединяет их одна Родина. Продолжаем прививать любовь к родным, семье, друзьям. Семья - это маленькая Родина, ее надо беречь и уважать каждого члена семьи, оберегать от бед, знать ее родословную, свои корни.
Знакомим с культурным наследием Москвы ( с произведениями поэтов, художников, музыкантов, архитекторов, с обрядами и ремеслами).
Формируем понятие Родины как места, где человек родился (город, поселок)и страны, где он живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
Дать представление о старинных русских городах: города-памятники, города-крепости, города-музеи, города-герои).
Знакомим с подвигами русских солдат.
Примерные темы занятий:
- Как земля русская в старину далекую. Просторы и богатства старины русской. Понятие столица. Столица Руси - князья и государи, купцы да бояре, да русский мужик лапотник. Князья и богатыри - защитники русской земли. (Использовать для примера произведения А.С.Пушкина: “Сказка о попе и работнике его балде”, “Сказка о рыбаке и рыбке”.
- Одежда древних русичей. История русского костюма, техника изготовления деталей и атрибутов.
- Дома терема-тесовые, ставеньки узорчатые. Деревянное зодчество на Руси: мастерство плотников, столяров, резчиков по дереву.
- Русская изба углами красна. Не только углами, но и пирогами. Отношение россиян к хлебу, профессии людей создающих хлеб.
- Древние церковные храмы и ансамбли. Их архитектура, убранство, величие церковных обрядов. Колокольный звон - музыка радости и беды. Наши столицы красотой и историей славны. Достопримечательности и архитектурные памятники Санкт-Петербурга, Москвы, Суздали.
- Русский человек здоровьем славился. Былинный богатырь - символ неисчерпаемости духа. Народные средства сохранения здоровья: физкультура и спорт, народные виды спорта, культура питания, особенности и достоинства русской кухни.
Наши дети знают и любят:
- играть в русские народные игры
- используют в русской речи народный фольклор
- умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами
- принимают активное и осмысленное участие в проведении праздников
- знают былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства
- умеют различать изделия разных народных промыслов
- знают русские костюмы, их элементы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Приобщение детей к народной игровой культуре"
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Издавна в них четко отражается образ жизни людей, их быт, труд, предста...
Консультация для воспитателей "Приобщение детей к художественной литературе"
Материал познакомит Вас с созданием условий для приобщения детей к художественной литературе; о содержании работы в процессе совместной деятельности детей и воспитателя; о самостоятельной деятельности...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Приобщение детей к театрализованной деятельности. Классификация театрализованных игр»
Значение театрализованной деятельности для развития ребенка. Классификация....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Приобщение детей к истории семьи, города, страны»
Советы родителям обращать внимание на природу , своей малой родины , знакомить с достопремичательностями , посещать театры , выставки...
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей "Приобщение детей к истории и культуре родного края посредством игровых технологий""
В современных условиях одним из главных направлений работы с детьми является нравственно- патриотическое воспитание....
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истории родного края и страны»
Консультация для воспитателей«Приобщение дошкольников к истории родного края и страны»...