Методическая разработка: "К вопросу о взаимодействии дошкольного учреждения с семьёй"
статья на тему

Упырёва Надежда Викторовна

В данной методической разработке подробно представлены пути взаимодействия детского сада и семьи, в которой воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.odt26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«К вопросу о взаимодействии дошкольного учреждения с семьей»

Семья остается важным государственным институтом. Хорошая семья - та семья, где дети чувствуют свою защищенность и знают, что их любят. Чем меньше дети, тем более значима для них семья. Особое значение имеет она для детей с нарушениями в развитии. Такие дети нуждаются в крайне бережном отношении к себе, а  взрослые должны постараться сделать их жизнь как можно более интересной и содержательной. Однако, общественное воспитание таких детей не менее значимо. Далеко не все родители обладают высоким уровнем общей культуры и педагогическими знаниями. Помощь профессионалов им необходима. Главная задача на данном этапе - разрушить барьер недоверия между детским садом и семьёй.

Наше дошкольное учреждение посещают дети со сложной структурой дефекта. Все воспитанники имеют ограниченные возможности здоровья.

 Такие дети нуждаются в особом педагогическом подходе. Родители зачастую считают себя жертвами судьбы, чувствуют себя виноватыми перед ребенком. А ребенок, в свою очередь, ощущает свою изолированность, недостаточную значимость в своей семье. За несколько лет работы с такими детьми я поняла, что помочь им можно только, помогая их родителям. Для более близкого ознакомления с семьей я использовала такие методы как: изучение медицинских карт, наблюдение за детьми, анкетирование родителей, посещения на дому. Наиболее характерным, на мой взгляд, в таких семьях является нестабильное социальное и эмоциональное состояние родителей, они не желают и не умеют осуществлять различные формы взаимодействия со своими детьми, как необходимое условие социальной адаптации и подготовки их к дальнейшей жизни. Самым сложным в работе с семьей было преодоление недоверия родителей.

По результатам исследования семей, я условно разделила родителей на 3 группы:

1. Родители, которые отрицают саму возможность каких-либо нарушений у ребенка Любой человек, высказывающий такую мысль, вызывает у них лишь обиду и недоверие.

2. Группа родителей, которые понимают, что ребенок плохо справляется с программой детского сада, но считают, что будь воспитатель немного более строг с ребенком, то результаты были бы лучше. Они сами готовы наказывать ребенка, лишать его удовольствий, так как лень считают основной причиной неуспеваемости.

3. Реалистически оценивающие своего ребенка родители, с готовностью следуют всем советам специалистов в том случае, если они видят искреннюю заинтересованность педагога.

В результате проведенных собеседований и анкетирования я увидела, что дома родители мало времени уделяют общению с детьми, не знают в какие игры и как можно играть с ними каким делом их занять, как объяснить некоторые понятия и свои чувства. В таком случае дети часто не чувствуют себя полноправными членами семьи, не чувствуют защищенности и уверенности в своей значимости для родителей.

В работе с семьей я определила две основные задачи:

1. Приобщить родителей к жизни ребенка в детском саду, установить доверительные отношения между детским садом и семьей путем ознакомления с педагогической и коррекционной работой учреждения.

2. Привлечь родителей к совместной деятельности в создании развивающей среды и организации мероприятий для детей.

Для решения этих задач мной было выбрано два направления в работе:

1. Обучение детей и родителей совместным играм

2. Использование творчества родителей для создания развивающей среды.

Значение игры для ребенка нельзя переоценить. Через игру он познает и воспроизводит различные сферы деятельности человека, осваиваетразнообраз ные способы общения людей друг с другом. По моим наблюдениям, малыши, поступающие в детский сад, совсем не умеют играть. Зачастую у них отсутствуют даже элементарные предметные действия, преобладают неадекватные действия с игрушками. Поэтому я стараюсь не просто научить ребенка манипулировать игрушкой, а показать родителям, как можно играть с ним. Я убеждена в том, что все, чему мы учим ребенка в детском саду, необходимо закреплять дома. Помочь нам в этом могут только родители.

Для родителей я провела практикум, состоящий из серии занятий «Поиграем вместе» в такой последовательности:

- «Ознакомительная экскурсия по группе»

-«Моем руки Маше»

-«Магазин продуктов»

- «Едем на машине»

- «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку»

-«Накроем на стол»

- «Масленица».

- «Врача вызывали?»

Большое значение в организации обучения детей игровой деятельности в коррекционном дошкольном учреждении имеет оборудование игрового пространства. Оно должно строго отвечать требованиям задач развития игровой деятельности и возраста детей, быть доступным. Я размещаю игрушки на нижних полках стеллажей. Наиболее важным я считаю обучение детей логике игры, усвоения алгоритма простого бытового сюжета. Например, обучая детей игре «Магазин продуктов», я провела большую предварительную работу с детьми и родителями. Она включила в себя экскурсию в ближайший продуктовый магазин, неоднократное посещение магазина родителями вместе с ребенком, составление рассказа «Магазин продуктов», изготовление атрибутики и оформление игрового пространства, проведение серии занятий, способствующих усвоению детьми ролевых действий и ролевых диалогов. Своеобразным итогом такой большой работы стало проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин продуктов» с привлечением родителей. Родители вместе с детьми выполняли роль покупателей, помогая им поддерживать ролевой диалог. Для проведения этой игры я приобрела настоящие продукты. После окончания игры все вместе с удовольствием пили чай с теми сладостями, которые сами «купили» в нашем «магазине».

Для проведения игр и занятий в группе необходим разнообразный дидактический материал. Я решила привлечь родителей к его изготовлению. Работу начали с организации выставки «Родители детям» к родительскому собранию. Затем я провела экскурсию по группам, где показали в действии дидактический и игровой материал, изготовленный руками родителей. Это разнообразные совместные игры: фланелеграф с пуговицами, тарелка с фруктами, кастрюля с овощами. Родители заинтересовались увиденными играми, задавали вопросы по их функциональному назначению и изготовлению.

 На родительском собрании я познакомила их с перспективами работы по изготовлению атрибутов и дидактических пособий в группах. Первая выставка «Папины руки» была организована в феврале, где папы продемонстрировали свое умение в использовании бросового материала для изготовления разных видов транспорта. Следующая выставка «Мамины руки» была в марте, где мамы проявили свои творческие возможности на тему «Самый красивый платочек». Совсем не обязательно было вышивать этот платочек, можно и нарисовать. Рисунок «Цветик-семицветик» на лепестках которого мамой написаны самые сокровенные желания одного из наших воспитанников, была оформлена выставка по росписи яиц к Пасхе.

Эти выставки посетили дети и родители ДОУ. В результате этой работы я почувствовала, что у родителей появился интерес к совместной с нами деятельности, они сами стали предлагать свою помощь. Например, в изготовлении дидактического ковра «Дикие и домашние животные»,кукол «Би-ба-бо» , «Ладонных кукол» и т. д.для пополнения развивающего игрового пространства. Эта работа заняла много времени и сил. В результате я имею хорошие дидактические пособия, которые помогают нам обогатить знания детей и формировать у них обобщающие понятия, а так же творческую активность родителей. Некоторые из наших детей не могут изготовить поделку даже с помощью взрослого, поэтому участие родителей в таких мероприятиях очень важно, прежде всего, для самих детей. Они чувствуют свою сопричастность к содеянному, гордость за своих родителей. Также это помогло родителям объединиться в коллектив, помогло им раскрыть свои способности и таланты, вызвать желание помогать дошкольному учреждению. Все дидактические материалы и пособия используются воспитателями в работе с детьми.

В ходе совместной работы с родителями я узнала много нового о детях, их жизни в семьях. А родители, видя  мою заинтересованность, стали лучше откликаться на просьбы, стали больше доверять детскому саду, помогать нам в решении многих проблем. Хочется верить, что сотрудничество с семьей на этом не закончится и принесет немало пользы, так как игра зачастую даёт детям образец поведения в обществе, а расширение круга общения позволяет социализировать ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.

семинар-практикум поможет молодым педагогам найти пути взаимодействия с родителями...

Актуальные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

•Партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенци...

Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

Семья и дошкольные  учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всесторонннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.    В п...

Методическая разработка. Проект:"Радужная неделя в дошкольном учреждении"

Проект "Радужная неделя" был представлен на выставке "Слагаемые успеха" в 2012 году в Санкт-Петербурге.Был представлен на пятой ярмарке инновационных технологий в сфере образования...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй»

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста....

Статья "Пути взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй". Воспитатель Драчева Л.Е.

Воспитание детей всегда оставалось  одним  из самых  важных,  и старейшим  из всех человеческих дел. В далёком прошлом его считали  самым трудным из занятий и поэтому наз...