«Ознакомление детей с социальной действительностью, как средство развития сюжета творческих игр
статья (старшая группа) на тему
Дошкольный возраст - это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия.
Существуют разные виды игр: подвижные, дидактические, театрализованные и сюжетно- ролевые.
Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра- это высшая форма развития детской игры, которая в дошкольном возрасте является основным, ведущим видом деятельности. Ребенок растет и развивается , вместе с ним развивается игра- от простейших обыденных сюжетов переходит к более сложным, отражающим все сферы деятельности человека.
В нашей подготовительной группе оформлены сюжетно- ролевые игры:
«Парикмахерская», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Семья», «Школа», «Строим дом».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnyy_vozrast_statya_ras.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ознакомление детей с социальной действительностью,
как средство развития сюжета творческих игр»
Дошкольный возраст - это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия.
Существуют разные виды игр: подвижные, дидактические, театрализованные и сюжетно- ролевые.
Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра- это высшая форма развития детской игры, которая в дошкольном возрасте является основным, ведущим видом деятельности. Ребенок растет и развивается , вместе с ним развивается игра- от простейших обыденных сюжетов переходит к более сложным, отражающим все сферы деятельности человека.
В нашей подготовительной группе оформлены сюжетно- ролевые игры:
«Парикмахерская», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Семья», «Школа», «Строим дом».
С помощью родителей сделали оборудования к ниже описанным ролевым играм.
- «Парикмахерская»
Фартук для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лак для волос, фен, бигуди, плойка, зеркало.
В этой игре цели были таковыми:1) систематизировать знания детей о профессии парикмахера; 2) воспитывать культуру общения; 3) расширить словарный запас детей.
В процессе игры уточняем, что в парикмахерской есть несколько залов: мужской, женский, маникюрный и там работают хорошие мастера, которые быстро и профессионально обслужат вас. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера - стрижка, бритье, укладка волос в прическу, маникюр. В салоне всегда поддерживается порядок, чтобы клиентам было приятно находиться в парикмахерской и пользоваться ее услугами.
2) «Магазин».
Оборудованная витрина с товарами, кассовый аппарат, весы, халат, сумочки.
Цели этой игры: 1) научить детей классифицировать предметы по общим признакам. 2) воспитывать чувство взаимопомощи. З) расширять словарный запас детей и ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда», «супермаркет» и названия отделов : овощной, молочный, хлебный, продуктовый.
В ходе игры обращаю внимание на взаимоотношения между детьми - продавцами и покупателями. Дети самостоятельно организовывают большое количество отделов в магазине.
3) « Больница»
Халаты, шапочки, набор «лекарств», витрина для лекарств, предметы для лечения больных и ухода за ними, игрушка-доктор Айболит, кушетка, стол, шкафчик.
Были поставлены следующие цели» 1) продолжать знакомить детей с профессиями врача, медсестры, санитарки; 2) воспитывать уважение к этим профессиям, заботливое отношение к людям; 3) расширять словарный запас детей и ввести понятия «аптека», «фармацевт», « осмотр», «доктор», «медсестра», «поликлиника», «рецепт», «скорая помощь».
В ходе игры детям объясняю, что все медицинские работники очень внимательно относятся к своим пациентам, которые, в свою очередь не забывают благодарить за оказанную помощь, что все больные выздоравливают, вместе с ними радуется и доктор Айболит, внимательно следивший за работой своих помощников. Он очень доволен их работой.
4) «Семья»
Мебель, посуда, куклы, разнообразные игрушки, оборудованный уголок для игры.
Цели – 1) расширять представление детей о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейном взаимоотношениях, совместных досугах; 2) воспитывать любовь и доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи; 3) проявлять интерес к деятельности своих близких.
В ходе игры наблюдаю за взаимоотношениями между членами семьи, своевременно помогаю им, слежу за межличностными взаимоотношениями в группе, помогаю справиться с трудностями, которые могут возникнуть.
5) «Школа»
Оборудование: ручки, тетради, детские книги, азбука, цифры, доска, мел, указка
Цель: 1) уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель; 2) воспитывать и развивать желание учиться в школе, уважение к труду учителя; 3)расширить словарный запас детей и ознакомить с названиями школьных принадлежностей, как портфель, пенал и т.д.
В ходе игры для уточнения знания детей, провожу беседу о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается учитель. Остальные дети- ученики. Учитель задает ученикам задания. Они самостоятельно и старательно выполняют их. На другом уроке выбирается другой учитель. Главную роль директора школы беру на себя, консультируя учителей, на какую тему можно вести разговор с учениками, какие вопросы задавать.
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других. Они также учатся отстаивать свое мнение и при необходимости постоять на своем. Ребёнок, исполняя разные роли, охватывает различные виды деятельности, что в свою очередь способствует развитию его мыслительной способности и умение воспринимать другие точки зрения.
В своей работе я больше уделяю внимание самостоятельной деятельности детей, когда они вступают в разнообразные контакты по собственной инициативе и имеют возможности строить свои взаимоотношения самостоятельно, сталкиваясь с интересами партнеров и в результате этой деятельности усваивают нормы поведения в коллективе.
Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой- то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети, тем не менее, испытывают вполне реальные чувства и переживания и, таким образом, обогащают свой внутренний мир.
Содержание игр детей отражают их отношение к окружающей действительности.
В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру, как в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире.
Чтобы дети играли, развивали сюжет творческих игр, следует а) обогащать ребенка яркими впечатлениями; б) расширять его знания об окружающем, знакомя с разными профессиями - продавец, врач, кассир, водитель, строитель, учитель; в) создавать условия для детских игр; г) читать детям книги с захватывающим приключенческим содержанием; д ) совершать прогулки, экскурсии; е) организовывать наблюдения.
Если на занятиях ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
В игре ребенок живет как в настоящей жизни, является ее активным участником. В этом и заключаются привлекательность игры для детей.
В процессе игровой деятельности дети учатся организовываться, познавать жизнь.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Я стараюсь развивать самостоятельность в создании игровой среды, в организации всех видов игр и соблюдении правил и норм поведения в игре.
Проводимые игры развивают инициативу, организаторские и творческие способности. Они также воспитывают умение договариваться с партнерами по игре, совместно продумывать игровые действия, что, в свою очередь, воспитывает чувство коллективизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью"
В консультации представлены некоторые аспекты ознакомления детей с социальной действительностью...
Опыт работы по теме: «Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста».
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма"....
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Тема:«Ознакомление детей с окружающей действительностью – как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста»
Презентация на тему "Ознакомление детей с окружающей действительностью - как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста"....
Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью и развитию речи.Тема:«Земля - наш общий дом»
Программные задачи.Ø Учить детей различать государственные символы России /флаг, герб/ среди государственной символики других стран.Ø Продолжать учить находить и обозначать на карте Россию и столицу Р...
Консультация для родителей "Средство ознакомления детей с социальной действительностью"
Консультация для родителей "Средство ознакомления детей с социальной действительностью"...
Презентация «Противоположности – ознакомление детей с социальной действительностью и развитие речи».
Материал для использования в работе по ознакомлению детей с социальной действительностью и развитию речи....