Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
статья на тему

Роговкина Нина Михайловна

В статье описываются особенности эмоциональной сферы дошкольников, раскрывается значение театрализованной деятельности для развития их творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Одной из проблем современного общества является бездуховность молодого поколения, падение уровня культуры. Решению этой проблемы во многом способствует приобщение детей к искусству. Искусство способствует проявлению лучших черт человека – доброты, бескорыстия, способности к сопереживанию, благородства. Очень важно, чтобы встреча человека с Искусством произошла как можно раньше. Приобщаясь к искусству, ребенок постигает прекрасное, поднимаясь над миром обыденности и повседневности.

Искусство и театр как один из его видов играют очень большую роль в воспитании культурного, гармонично развитого человека. Кроме того, театрализованная деятельность способствует развитию памяти, мышления, фантазии, воображения детей, их коммуникативных качеств. Поэтому театрализованная деятельность в детском саду является очень актуальным направлением работы с дошкольниками.

В дошкольном возрасте происходит развитие эмоциональной сферы детей, у них появляется способность к сопереживанию. У детей возникают представления. Ребенок становится способен к представлению уже в возрасте 3-4 лет. В отличие от детей раннего возраста (1-3 года), дошкольник уже может отвлечься от ситуации непосредственного действия (обладание привлекательной игрушкой, общение со взрослыми и т. д.).

Д.Б. Эльконин отмечает, что определяющим для эмоциональной жизни дошкольника становится уже «… не динамика непосредственно воспринимаемой ситуации, а динамика представлений». [1, с. 103]. Это делает возможным возникновение переживаний, не связанных с ситуацией непосредственного действия [1].

Особенно ярко эти переживания проявляются в игре и сказке.
Д.Б. Эльконин указывает, что при восприятии сказки у детей «впервые появляется возможность эмоционального содействия и сопереживания с героем литературного произведения, но не в плане реального участия в его деятельности, а в плане представлений» [1, с. 104]. Представления дошкольников отличаются необычайной яркостью, живостью и непосредственностью [1].

Известно, что ведущим типом деятельности дошкольников является ролевая игра. В старшем дошкольном возрасте у детей появляется желание играть роль в спектакле и получать признание публики.

Практика показывает, что почти все дети от природы – прекрасные актеры! Они открыты, искренни, непосредственны – а это важнейшие качества для театрализации! Д.С. Лихачев пишет, что « … то качество, которое … представляется наиболее важным в настоящем понимании искусства, – это искренность, честность, открытость к восприятию искусства»[2, с. 30]. Есть дети скованные, зажатые, стеснительные , и для них театрализованная деятельность особенно полезна, так как помогает им раскрыться.

Я работаю в сфере дошкольного образования с 2007 года, музыкальным руководителем. Помимо музыкальных занятий с удовольствием занимаюсь театрализованной деятельностью. Любимый жанр спектакля – музыкальная сказка. Были поставлены музыкальные сказки «Волшебное яблочко», «Теремок», «За солнышком», «Сказка о дружбе» (по мотивам пьесы С. Михалкова «Зайка-зазнайка»), «Щелкунчик» (по мотивам сказки
Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»). В этом музыкальном спектакле, конечно, звучит много прекрасной музыки П. Чайковского – из его балета «Щелкунчик» и из «Детского альбома». Для спектакля были разработаны танцы – «Танец снежинок» (на музыку «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского), «Танец Мари и Щелкунчика» (музыкальное сопровождение – «Вальс цветов» из балета), музыкально-ритмическая композиция «Сражение Щелкунчика и солдатиков с мышами» (под руководством Н.С. Кирилловой, преподавателя по режиссуре театрального отделения Ленинградского областного колледжа культуры и искусства) и другие. В этом году мы поставили «Щелкунчика» уже третий раз.

Много времени уделяется индивидуальной работе с маленькими исполнителями. Особенно интересно работать с исполнителями отрицательных ролей – например, с Волком и Лисой в «Сказке о дружбе», с исполнителем роли брата Мари в «Щелкунчике». Этому мальчику я говорю (в сцене, где он специально предлагает Щелкунчику самый твердый орех, чтобы он сломал зубы): «Я знаю, что ты – добрый мальчик. Но ты же артист! Ты должен сыграть вредного, злого мальчика. Он хочет, чтобы Щелкунчик сломал зубы. Понимаешь?» Надо отметить, что дети прекрасно справляются с этой задачей, проявляя при этом свое воображение и фантазию. Агрессивным детям, наоборот, полезно давать роли добрых персонажей.

Очень важно, чтобы педагог, занимающийся с детьми театрализованной деятельностью, сам был увлечен идеей спектакля, работал на эмоциональном подъеме и стремился передать это увлечение детям.

Литература

  1. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
  2. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит., 1985, –
    207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Реферат: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Современный подход к образованию связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания ребенка не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума...

Доклад «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В докладе раскрыта актуальность темы, изложен опыт работы музыкального руководителя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....