Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
статья на тему
В статье описываются особенности эмоциональной сферы дошкольников, раскрывается значение театрализованной деятельности для развития их творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Одной из проблем современного общества является бездуховность молодого поколения, падение уровня культуры. Решению этой проблемы во многом способствует приобщение детей к искусству. Искусство способствует проявлению лучших черт человека – доброты, бескорыстия, способности к сопереживанию, благородства. Очень важно, чтобы встреча человека с Искусством произошла как можно раньше. Приобщаясь к искусству, ребенок постигает прекрасное, поднимаясь над миром обыденности и повседневности.
Искусство и театр как один из его видов играют очень большую роль в воспитании культурного, гармонично развитого человека. Кроме того, театрализованная деятельность способствует развитию памяти, мышления, фантазии, воображения детей, их коммуникативных качеств. Поэтому театрализованная деятельность в детском саду является очень актуальным направлением работы с дошкольниками.
В дошкольном возрасте происходит развитие эмоциональной сферы детей, у них появляется способность к сопереживанию. У детей возникают представления. Ребенок становится способен к представлению уже в возрасте 3-4 лет. В отличие от детей раннего возраста (1-3 года), дошкольник уже может отвлечься от ситуации непосредственного действия (обладание привлекательной игрушкой, общение со взрослыми и т. д.).
Д.Б. Эльконин отмечает, что определяющим для эмоциональной жизни дошкольника становится уже «… не динамика непосредственно воспринимаемой ситуации, а динамика представлений». [1, с. 103]. Это делает возможным возникновение переживаний, не связанных с ситуацией непосредственного действия [1].
Особенно ярко эти переживания проявляются в игре и сказке.
Д.Б. Эльконин указывает, что при восприятии сказки у детей «впервые появляется возможность эмоционального содействия и сопереживания с героем литературного произведения, но не в плане реального участия в его деятельности, а в плане представлений» [1, с. 104]. Представления дошкольников отличаются необычайной яркостью, живостью и непосредственностью [1].
Известно, что ведущим типом деятельности дошкольников является ролевая игра. В старшем дошкольном возрасте у детей появляется желание играть роль в спектакле и получать признание публики.
Практика показывает, что почти все дети от природы – прекрасные актеры! Они открыты, искренни, непосредственны – а это важнейшие качества для театрализации! Д.С. Лихачев пишет, что « … то качество, которое … представляется наиболее важным в настоящем понимании искусства, – это искренность, честность, открытость к восприятию искусства»[2, с. 30]. Есть дети скованные, зажатые, стеснительные , и для них театрализованная деятельность особенно полезна, так как помогает им раскрыться.
Я работаю в сфере дошкольного образования с 2007 года, музыкальным руководителем. Помимо музыкальных занятий с удовольствием занимаюсь театрализованной деятельностью. Любимый жанр спектакля – музыкальная сказка. Были поставлены музыкальные сказки «Волшебное яблочко», «Теремок», «За солнышком», «Сказка о дружбе» (по мотивам пьесы С. Михалкова «Зайка-зазнайка»), «Щелкунчик» (по мотивам сказки
Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»). В этом музыкальном спектакле, конечно, звучит много прекрасной музыки П. Чайковского – из его балета «Щелкунчик» и из «Детского альбома». Для спектакля были разработаны танцы – «Танец снежинок» (на музыку «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского), «Танец Мари и Щелкунчика» (музыкальное сопровождение – «Вальс цветов» из балета), музыкально-ритмическая композиция «Сражение Щелкунчика и солдатиков с мышами» (под руководством Н.С. Кирилловой, преподавателя по режиссуре театрального отделения Ленинградского областного колледжа культуры и искусства) и другие. В этом году мы поставили «Щелкунчика» уже третий раз.
Много времени уделяется индивидуальной работе с маленькими исполнителями. Особенно интересно работать с исполнителями отрицательных ролей – например, с Волком и Лисой в «Сказке о дружбе», с исполнителем роли брата Мари в «Щелкунчике». Этому мальчику я говорю (в сцене, где он специально предлагает Щелкунчику самый твердый орех, чтобы он сломал зубы): «Я знаю, что ты – добрый мальчик. Но ты же артист! Ты должен сыграть вредного, злого мальчика. Он хочет, чтобы Щелкунчик сломал зубы. Понимаешь?» Надо отметить, что дети прекрасно справляются с этой задачей, проявляя при этом свое воображение и фантазию. Агрессивным детям, наоборот, полезно давать роли добрых персонажей.
Очень важно, чтобы педагог, занимающийся с детьми театрализованной деятельностью, сам был увлечен идеей спектакля, работал на эмоциональном подъеме и стремился передать это увлечение детям.
Литература
- Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
- Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит., 1985, –
207 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности".
презентация...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....
Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ
Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА...
Реферат: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Современный подход к образованию связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания ребенка не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума...
Доклад «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
В докладе раскрыта актуальность темы, изложен опыт работы музыкального руководителя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....