план самообразования 2016-2021 г.г.
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
план самообразования по экспериментальной деятельности на пять лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2016_-2021_g.g.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад № 400 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»
План по самообразованию на тему
«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
на 2016 – 2021 гг.
Воспитатель: Башкирова М.В.
Тема: Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности. Внесение регионального компонента
- Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
- Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Дата начала работы над темой :сентябрь 2016 год
Дата окончания работы над темой: май 2021 год
Предполагаемый результат:
- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;
- вторичное использование полезных отходов;
- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
Список литературы
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
- Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
- Материалы Интернет-сайтов.
Планирование работы по самообразованию
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход | |
Сентябрь- октябрь 2016 г. | Поисково-исследовательская деятельность дошкольников | Подбор и изучение литературы по теме; | Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» | |
Ноябрь-декабрь 2016 г. | Воспитание творческой личности с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением | Изучение познавательно-исследовательской деятельности как направления развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ | Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ» | |
Декабрь 2016 г. – январь 2017 г. | Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. | Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; | Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками» Памятки для педагогов «Примерная структура занятия-экспериментирования», «Планирование работы с детьми по экспериментированию» | |
Февраль – март 2017 г. | Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы; | Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности» | |
Апрель 2017 г | «Шаг за шагом» | Создание копилки опытов и экспериментов | Составление картотек опытов, экспериментов, игр | |
Май 2017 г. | Изучение условий и формы организации детского экспериментирования | Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. | Анкетирование родителей и воспитателей | |
Сентябрь 2017 г. | Знакомство детей со свойствами песка | Подбор литературы и материалов для экспериментов с песком. | Тематическое занятие «Волшебный песок» | |
Октябрь - Ноябрь 2017 г. | Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве | Подбор медиа-файлов по изучаемым темам | Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах. | |
Декабрь 2017 г. | Изучение методики Л.А, Венгера | Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка | Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования | |
Январь 2017 г. | «Хочу все знать» | Поиск интересной информации о явлениях природы | Папка-передвижка для родителей и детей | |
Февраль 2017 | Интернет-обмен передового опыта | Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» | Консультация для воспитателей по обмену опытом | |
Март 2017 г. | Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка» | Подборка материалов | Мастер класс «Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора» | |
Апрель 2017 г. | Деловая игра «Аукцион идей» | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности | Беседа, рассуждение, умозаключение | |
Май 2017 г. | Самоанализ по изучаемым темам | Оценка знаний по изучаемым темам | Прогноз на будущее | |
Сентябрь 2017 г. | Инновационные технологии - ТРИЗ | Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов | Тематическое занятие «Волшебница Вода» | |
Октябрь ноябрь 2017 г. | Знакомство детей с неживой природой. | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. Создание предметно-развивающей среды | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности» | |
Декабрь 2017 г. – январь 2018 г. | «Приборы-помощники» | Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами | Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» | |
Февраль- март 2018 г. | Деловая игра | Изучение метода игрового проблемного обучения «Что? Зачем? Почему? | Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения. | |
Апрель-май 2018 г. | Мастер - класс на тему: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада» | Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе. Участие на педагогическом совете. Посещение курсов повышения квалификации. | Консультации для воспитателей «Метод направленный на достижение идеального результата» (ТРИЗ). | |
Сентябрь – ноябрь 2018 г. | Изучение методики А.И.Ивановой | Изучить пособие А.И. Ивановой«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», и оборудовать природный уголок и уголок экспериментальной деятельности в соответствие с возрастом детей. | Консультация «Деятельность дошкольников в уголках природы». Оформить картотеку по экспериментальной деятельности. | |
Декабрь 2018г.- январь 2019г | Знакомство детей с экологическими сказками | Изучить формы работы и примерный перечень сказок, экологической направленности, для проведения непосредственно образовательной деятельности. | Консультация «Схема работы над сказкой». | |
Февраль – март 2019 г. | Круглый стол | Изучить пособие: С. Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста», на основе методического материала разработать критерии прогулок по временам года для младших дошкольников. | Консультация «Прогулка с младшими дошкольниками». Оформить картотеку наблюдений на прогулке. | |
Апрель – май 2019г. | Педсовет на тему: «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» | Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников. Разработать анкеты опроса педагогов и родителей. | Оформить практический материал (конспекты, консультации, доклады, анкеты и т.д.). | |
Сентябрь – декабрь 2019 г. | Обмен передового опыта | Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология души» с детьми дошкольного возраста. | Проект «Экология души» | |
Январь – февраль 2020 г. | Экологическая игра «Поле чудес» | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Выставка игр, пособий для практической деятельности. | |
Март – апрель 2020 г. | Создание предметно-развивающей среды | Изучение теоретических основ экологического воспитания дошкольников, на основе методических разработок авторов: О.А.Воронкевич, С.Н. Николаева. | Доклад «Дошкольник и экология». «Содержание зон экспериментальной деятельности» | |
Май 2020 г. | Самоанализ по изучаемым темам | Оценка знаний по изучаемым темам | Прогноз на будущее | |
Сентябрь-октябрь 2020 г. | Изучение программы Н.А.Рыжовой | Изучить особенности организации системы работы в детском саду. | Педагогические модели, работа с родителями, сотрудничество ДОУ с другими учреждениями | |
Ноябрь – декабрь 2020 г. | «Шаг за шагом» | Создание копилки опытов и экспериментов. | Консультация «Возрастные особенности дошкольников и экологическое образование» | |
Январь – февраль 2021 г. | Интернет-обмен передового опыта | Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» | Конспекты НОД, доклады , копилки игр | |
Март – апрель 2021 г. | Экологический праздник | Подготовка проведения непосредственно образовательной деятельности. | Беседы с родителями. Заседание творческой группы. | |
Май 2021 г.
| Круглый стол | Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников. Разработать анкеты опроса педагогов и родителей. | Оформление фотовыставки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межаттестационный план воспитателя 2016-2021 г.
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....
межаттестационный индивидуальный план на 2016-2021 г.
межаттестационный план воспитателя на 2016-2021 учебный год...
План самообразования на 2016-2021 уч.г.
План по самообразованию на 2016-2021 уч.г.«Развитие цветового восприятия у дошкольников»...
план по самообразованию на 2016-2021 год
план по самообразованию на 2016-2021 год...
годовой план на 2016-2021 г.г
план саморазвития на пять лет...
План самообразования 2016-2021 год
План самообразования на 5 лет...
межаттестационный план самообразования 2016-2021 год
межаттестационный план самообразования 2016-2021 год...