Знакомство детей с пространственными отношениями.
учебно-методический материал на тему

Газизянова Эльмира Саматовна

Работа по ознакомлению с пространственными отношениями в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство детей с пространственными

отношениями.

Работу по ознакомлению с пространственными отношениями в детском саду, я начала уже в младших группах.  Я знакомила детей с направлениями в пространстве, учила понимать, что означают слова “направо”, “налево”, “вперёд”, “назад”, “вверх”, “вниз” и т.д. В основном я это учила в образовательной области ”Познание”, а так же на музыкальных и физкультурных занятиях, где умение ориентироваться в пространстве необходимо для выполнения упражнений и участия в играх. Когда дети подрастают, их учим ориентироваться на листе бумаги – находить правый верхний угол, левый нижний угол и т.д. Но этого недостаточно.

Дети – дошкольники живут в своем маленьком мирке: вот мама, вот папа, вот моя квартира, мой детский сад.И в детском саду у нас всё такое маленькое , уютное: мой шкафчик в раздевалке, моя кроватка, моя группа.

Познавательная деятельность позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы и экспедиции, познакомиться со своим краем, изучить свою страну, начиная с “малой родины”, познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания. Самое большое географическое пространство для ребёнка – это деревня, где живёт его бабушка. В былые годы дети участвовали в дальних поездках – в другой город к родственникам, на юг к морю. Это расширяло кругозор детей. А сейчас возможностью разъезжать в разные концы обладают лишь избранные. И большинство детей замкнуты в своём маленьком мире.

Но ведь пройдёт немного времени, и наши дети пойдут в школу. Они должны стать более самостоятельными. Для развития их самостоятельности, для расширения кругозора было бы хорошо, чтобы дети лучше осозновали свое место в огромном мире, чтобы у них выробатывалось ощущение своей причастности ко всему происходящему. Я считаю, что необходимо воспитывать и обучать детей так, чтоб они осознавали себя, с одной стороны-детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны-детьми своей страны, республики и, наконец –жителями Земли.

Конечно, возможности воспитания патриотизма у дошкольников, заложенные в познавательной деятельности, не реализуются сами по себе: необходима целенаправленная, систематическая деятельность воспитателей, разработка программ, маршрутов, методических рекомендаций и т.д. Одним из эффективных средств для решения воспитательных задач, позволяющих сочетать умственное развитие с эмоциональным является знакомство с планами и картами, умение ориентироваться по ним.

Схемы, планы детского сада, участка, района, карты, глобусы – всё это модели окружающего нас мира. И если моделирование как метод и занятия с применением этого метода очень помогают умственному развитию детей, то и занятия с применением карт и схем помогут детям моей группы стать более умными, более развитыми, более подготовленными к школе, к будущей жизни.

Хорошо известно, что ведущей для дошкольников в развитии является познавательная деятельность. Дошкольники любопытны и любознательны. Они деятельны и активны по природе, хотя часто переоценивают свои возможности. Именно познавательная деятельность, в которой дошкольники вступают в непосредственный контакт с окружающим миром, позволяет им реализовать свою потребность в познавательной и физической активности, открывать “секреты” окружающего мира, формирует образ Родины.

Возраст пяти-семи лет благоприятен для целенаправленной работы по изменению взглядов ребёнка на мир  и на свое место в нём. Этому способствует система занятий и игровых упражнений.

Я начинала работу от осознания ребёнком самого себя, от создания комфортного ощущения от пребывания в мире. Поэтому прежде чем ставить какие бы то ни было задачи, я создала комфортную обстановку в группе, чтобы дети чувствовали себя здесь как дома, на своём месте. От осознания себя, своих эмоций и настроений, своих ощущений и чувств можно вести ребёнка дальше, к осознанию огромности окружающего нас мира и своего места в нём, к ощущению расширения СВОЕГО пространства.

Ещё в младшей группе я начала работать с детьми по теме “Пространственные отношения”. Всё началось со схемы автомобильных дорог с перекрёстками, светофорами, пешеходными переходами, парковками рядом с торговыми сетями. Эту схему, ввиде ковра, мы преобрели в свою группу для знакомства с правилами дорожного движения. Здесь были изображены дороги, улицы, парковки, домики, торговые сети – вид городка сверху. Дети с удовольствием задействовали схему в своих играх с игрушечными автомобильчиками: ездили по дорогам, поворачивали на перекрёстках, останавливаясь на парковках возле магазин. Эту схему я так же использовала для проведения дидактических игр по формированию пространственных представлений.

Наблюдая за тем, как дети с огромным интересом играют с этой схемой, я решила  составить план нашей группы при этом задействовать самих детей. Это было не только интересно, но и познавательно. Я предложила детям принести картинки где изображены  мебель которые есть в нашей группе, после этого мы вместе вырезали, таким образом,  ещё и закрепляли навыки по вырезанию. При составлении плана было объяснение каждого процеса, так же выслушиволось мнение детей. Когда план был полностью составлен, дети с интересом комментировали его. Особенно было интересным, как дети находили свое место за столом. С использованием плана я проводила следующие игры: “Покажи на плане”,”Ищем клад”. Детям так понравились эти игры, что через некоторое время они стали играть в них самостоятельно.

Следующим этапом деятельности было составление схемы территории нашего детского сада. Здесь я нарисовала дороги по которым они идут в детский сад,  все экологические тропы территории  (огород, цветники, турбазу, лес и т.д.) участки и сам детский сад. Схема была нарисована на картоне и вывешена на стене. Детям было интересно его разглядывать. Они показывали узнаваемые объекты, комментировали схему : “Это дороги по которым мы идём в детский сад, это участки,  это огород где мы сажаем овощи и фрукты, а это цветники там растут цветы и мы за ними ухаживаем”. Дети довольно быстро освоили схему территории детского сада, и мы смогли играть в свои любимые игры. Схему мы брали и на прогулки, где вместе с детми придумывали новые игры как: “Пройди по дорожке”.

Эти занятия и игры я проводила в старшей группе. В подготовительной же группе, я планирую, опираясь на нынешнее  знания детей,  знакомство с планом города, картой респулики и картой страны. При этом использовать игры: “Покажи город”, “Проплывём по рекам”, Собери пазл”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с жизнью пчёл в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью пчёл в природе....

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....

Конспект совместной организованной деятельности педагога и детей на тему "Знакомство детей с производством цемента"

Интеграция с образовательными областями "Познание", "Коммуникация", "Труд" по освоению образовательной области "Социализация" в старшей группе...

Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению «Знакомство детей со свойствами ткани» для детей 4-5 лет

Цель: познакомить детей с различными свойствами тканиЗадачи:Дать понятия о происхождении ткани.Развивать внимание, любознательность.Воспитывать бережное отношение к своей одежде и к труду взрослых....

Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.

Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....