Викторина на тему "В мире сказок К. И. Чуковского"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
Закрепление знаний о творчесте К. И. Чуковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_skazok_k._i._chukovskogo.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«В мире сказок К. И. Чуковского»
(викторина по сказкам Чуковского)
Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского. Задачи:
-показать детям удивительный мир сказок,их мудрость и красоту;
-научить высказывать суждения к поступкам героев произведений;
-воспитывать чувство уважения к великим людям России, их достижениям и чувство гордости за свою страну.
Оборудование: портрет К. И. Чуковского, его книги.
Предварительная работа:
Беседы о великих людях России, чтение произведений К. И. Чуковского.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
– Как, ребятушки, живете?
– Как здоровье, как животик?
– Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: “Подъём!”
– Мы занятие проведём.( дети садятся за столы).
Воспитатель:
-Ребята! Великих людей в России много, всех мы пока не знаем, но с некоторыми уже знакомы. Сегодня мы познакомимся с человеком, который своим творчеством прославился на весь мир.
II. Основная часть.
(воспитатель показывает портрет К. И. Чуковского)
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на этот портрет, это великий русский писатель К. И. Чуковский .
31 марта 1882 году в Петербурге родился Корнейчуков Николай Васильевич. (КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ - литературный псевдоним),когда мальчику было 3 года отец, петербургский студент, покинул семью, и мать с двумя детьми вынуждена была переехать житье в Николаев затем Одессу.
Детство и юность писателя прошли в Одессе.
Мама была чернобровая, осанистая, высокая женщина. Она, не разгибая спины, стирала чужое белье, и деньги, получаемые ею за стирку, были, ее единственным заработком. Екатерина Осиповна, прилагала все силы, чтобы дать детям образование: сестра поступила в епархиальную школу, Корней Иванович в одесскую гимназию.
С детства Корней Иванович пристрастился к чтению, с малых лет начал писать стихи и поэмы. В одесской гимназии он познакомился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Чуковский часто ходил к нему домой, где была богатая библиотека, собранная родителями Бориса. Из 5 класса гимназии он был исключён по указу об освобождении гимназии от детей «низкого» происхождения. С юношеских лет вел трудовую жизнь, много читал, изучил самоучкой английский и французский языки, самостоятельно прошел гимназический курс, сдал экзамены и получил аттестат зрелости.
В 1901 году (19 лет) в газете "Одесские новости" появилась первая статья "Корней Чуковский", под заглавием "К вечно юному вопросу". Затем писались статьи и фельетоны на самые разные темы. Так и началась его литературная деятельность Свою профессию Корней Иванович очень любил и искренне считал ее своим призванием. И если бы кто-нибудь сказал ему, что скоро он станет, знаменит совсем в другом литературном жанре, он бы, наверное, очень удивился. А еще больше он удивился бы, если бы ему сказали, что его прославят стихи и сказки для детей. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал совершенно случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Заболел он в г. Хельсинки, Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Начав, он и сам не знал, что будет дальше. Да и не так уж это было важно. Важно было не замолчать, не останавливаться, не запнуться ни на секунду, а быстро лепить строку к строке под четкий стук вагонных колес:
Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил!
По - турецки говорил,-
Крокодил Крокодил Крокодилович
Ему самому все это казалось, вероятно, чистейшей ерундой, но мальчик неожиданно затих и стал слушать. О том, что было дальше, Корней Иванович вспоминал так: «Стихи сказались сами собой. Единственная была у меня забота – отвлечь внимание больного ребёнка от приступов болезни. Поэтому я страшно торопился… ставка была на скорость, на быстрейшее чередование событий и образов, чтобы больной мальчуган не успел ни застонать, ни заплакать. Поэтому я тараторил, как шаман:
И дать ему в награду
Сто фунтов винограду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов шоколаду
И тысячу порций мороженого!»
Мальчик перестал капризничать, слушал, не, отрываясь, а потом спокойно уснул. Но наутро, едва проснувшись, он тот час, же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.
Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал над важной статьей, которую ему заказал один серьезный научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился знаменитый «Мойдодыр».
Чуковский всегда, сколько его помнят современники, был окружен детьми. Обычно он затевал с ребятами различные игры, много возился с ними, и всегда там, где раздавался детский смех, можно было найти Чуковского. Он часто играл с детьми около своей дачи, на берегу залива, строил с ними различные крепости, затевал увлекательнейшие игры, в которых он сам принимал участие. Дружба писателя с детьми продолжалась более полувека. Трудно представить себе Корнея Ивановича без детей, без постоянного живого общения с малышами. Он был постоянным другом в санаториях, садах, школах, на праздниках у тяжелобольных детей - его приход был всегда праздником для детворы «Чукоше» всегда были рады.
Волшебные сказки он дарит детям не только в книгах. Собирая вокруг себя ребятишек, Корней Иванович играет с ними в разные игры, зимой вместе с ними разгребает снег, лепит снежную бабу, летом собирает хворост и шишки, разжигает в лесу костер. Постепенно веселые костры Чуковского в начале и в конце каждого лета («Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!») становятся традиционными праздниками детворы всех ближних поселков. «На костер приглашаем всех! Плата за вход—10 шишек!» В последние годы на костре бывало до полутора тысяч детей. В гости к детям в дни костра приезжали в разные годы: -Лев Кассиль, Сергей Михалков, Сергей Образцов, Аркадий Райкин, Рина Зеленая, Серафима Бирман, Агния Барто, Константин Федин.
В 1957 г. Чуковским была построена и открыта детская библиотека. В библиотеке работали кружки. Писатели, живущие в Переделкино и приезжающие из Москвы, часто встречаются с детьми. Выстроенную на собственные сбережения детскую библиотеку Корней Иванович подарил поселковому Совету, но продолжал непрестанно и повседневно заботиться о ней.
В 1957 году Чуковскому присвоено ученое звание доктора филологических наук.
В 1962 году Оксфордский университет присудил Корнею Чуковскому почетное звание доктора литературы.
28 октября 1969 года писатель скончался.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щёточка усов, большой нос, непослушная прядь, свисающая на лоб, - это Корней Иванович Чуковский.
Динамическая пауза:
В разных углах групповой комнаты размещены картинки с изображением героев сказок Чуковского (Мойдодыр, Федора, Муха-Цокотуха, Айболит). Дети подходят к ним в соответствии с текстом и по показу воспитателя выполняют движения (пружинка, ковырялочка, кружение, притопы).
В гости к Мойдодыру
Все скорей спешите,
Вместе с Мойдодыром
Весело пляшите.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.
В гости к Федоре
Все скорей спешите,
Вместе с Федорой
Весело пляшите.
Та-та-та-та-та-та-та.
В гости к Цокотухе
Все скорей спешите,
Вместе с Мухой
Весело пляшите.
Па-па-па-па-па-па-па.
Корней Чуковский написал для детей много сказок и стихов. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского. Сегодня мы совершим необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
I тур «Вспомни сказку»
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)
«Тараканище»
Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
«Бармалей»
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»
II тур «Кто есть кто»
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
Ш тур «Аукцион»
-В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»).
-Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
-Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»).
-Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков).
-В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»).
-Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»).
-Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши).
-На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы).
-Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку).
-В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»).
IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
- У меня в корзинке (мешке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
V тур «Героический поступок».
Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
III. Заключительная часть.
Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Чуковского. Вы молодцы, хорошо знаете сказки этого замечательного писателя.
1ребенок.
Хорошие книжки писал дед Корней,
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
2ребенок.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал:
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В мире сказок К.И. Чуковского»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«В мире сказок К.И. Чуковского»Цель: Показать детям удивительный мир сказок К. И. Чуковского, их мудрость и красоту....
В МИРЕ СКАЗОК К.И. Чуковского. (Занятие для детей с ОНР в подготовительной логопедической группе)
В настоящее время большое внимание мы уделяем театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и я...
Проект "В мире сказок К.И. Чуковского"
Проект во второй младшей группе....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В мире сказок К.И. Чуковского» для старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В мире сказок К.И. Чуковского» для старшего дошкольного возраста Образовательная область: «Познание».Задачи: р...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «В мире сказок К.И. Чуковского»
Цель: Обобщить знания детей о писателе К.И. Чуковском и его произведениях.Задачи: Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.Развивать познав...
Литературная викторина "В мире сказок К.И.Чуковского"
Викторина по закреплению знаний о произведениях К.И.Чуковского...
Литературная викторина в подготовительной к школе группе по сказкам К. И. Чуковского «В мире сказок К. И. Чуковского
Цель:-закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- развивать у детей умение понимать характеры сказочных героев,...