Консультация для воспитателей
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №248 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района
г.Казани
Консультация для воспитателей
«Прогулка и здоровье дошкольников в летний период»
Выполнила: Хазиева А.Р.
Казань 2016
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель и направление. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия в летнее время и добиться, чтобы каждый ребенок хорошо поправился и закалился. Лето вносит ряд перемен в условия жизни детей, в организацию работы с ними, так как весь день они проводят на воздухе. Это - утренний прием на участке, дневная и вечерняя прогулки. Рабочий день воспитателя начинается с подготовки участка к приему детей. Участок должен быть чистым, политым, песок вскопан и влажен. Необходимо проверить территорию там, где будут играть дети, нет ли битого стекла, торчащих гвоздей, сухих веток на уровне роста детей, а также ядовитых растений, и обеспечить охрану жизни и здоровья детей. На чистом и влажном участке детям легче дышится, чистый участок вызывает желание играть. К уборке участка можно привлекать и детей - предложить им собрать бумагу, камушки, сухие ветки, старшим детям предложить полить участок, из детских леек, подмести участок, для этого должны быть приготовлены небольшие метелки.
Ежедневно утром проводится гимнастика. Физические упражнения на свежем воздухе оказывают большое влияние на развитие организма, способствуют росту костей, укреплению мышц. Они улучшают работу жизненно важных органов дыхания, кровообращения, регулируют газообмен, вызывают у детей чувство бодрости. Движения, не стесняемые одеждой, приобретает особую легкость.
Дневная прогулка - время развития детей. Продолжительность прогулки дает возможность воспитателю организовать разнообразную деятельность детей. На свежем воздухе организуются все виды детской деятельности. Каждому из них отведено место и время в, распорядке дня. Особенно выделяется игра, как форма организации всей жизни детей, многообразнее становится трудовая деятельность. В течение долгого летнего дня дети нуждаются в том, чтобы их объединяли для коллективных занятий, иначе они устают и излишне возбуждаются. Поэтому занятия с детьми проводятся ежедневно. Кроме занятий с коллективом детей (физкультурные, музыкальные), проводятся занятия с небольшими группами и индивидуально. В прохладные дни занятия проходят в более быстром темпе, дети получают несколько большую физиологическую нагрузку. В жаркие дни физиологическая нагрузка в занятиях несколько ниже, занятия проводятся в более медленном темпе. На участке ежедневно проводятся подвижные игры, в которые вовлекается вся группа детей. Среди них - игры, знакомые детям, новые, которые по своему содержанию и правилам больше соответствуют особенностям летнего сезона. Количество игр может быть небольшим, но, придумывая различные варианты, можно осуществлять различные воспитательные задачи. Самостоятельные игры детей с движениями требуют со стороны воспитателя систематического руководства и внимательного наблюдения. Чтобы дети, увлеченные игрой, не переутомлялись и своевременно менял характер движения, их переключают с одной игры на другую. При разнообразии упражнений усилия распределяются на различные группы мышц: одни отдыхают в то время, когда другие находятся в напряжении
На прогулке предусматриваются организация дидактических игр природоведческого содержания и руководство ими. Следует планировать название игры, цель, ее проведения, приемы руководства игрой их усложнение при повторном проведении. Предусматриваются игры с отдельными детьми, требующими индивидуальной работы. В распорядке детской жизни предусмотрено участие детей в посильном труде. Утром, как обычно работают дежурные по уголку природы, по столовой. Между завтраком и обедом, а также после дневного сна дети могут участвовать в уборке участка, могут заняться изготовлением игрушек- самоделок. Особенно полезен труд детей в природе - на огороде, цветнике, в уголке природы. Воспитатель регулирует нагрузку, учитывая силы каждого ребенка. При переноске воды для полива растений или уборки, дети, во избежание боковых искривлений позвоночника, должны иметь небольшие леечки или ведерки в обеих руках. Значительная часть времени отводится на игры детей. Дети играют до завтрака, между завтраком и занятием, между занятием и обедом, а также после дневного сна. Игра, руководимая воспитателем - лучшее средство укрепления сил ребенка. Летом нужно использовать игры с движениями. Поэтому на участке подбираются игрушки и пособия, пользуясь которыми дети упражняются в разнообразных движениях, полезных для физического развития. Воспитатель, руководя играми, заботится о чередовании детской деятельности: после игр, требующих значительной нагрузки, физических усилий, привлекает детей к более спокойным играм. С большим удовольствием играют дети в сюжетно-ролевые игры. Игрушки которые используют они в своих играх, должны находиться рядом с местом игры. Особого оборудования и места требуют игры с песком и водой. У детей должны быть игрушки для игр с песком: лопатки, ситечки, совки, формочки, палочки, дощечки, камушки. Песок требует систематического ухода. Каждый день его следует обдавать кипятком. Ежедневно "прочесывать" граб- лями, очищая от мусора, сгребать после игры. Вечером и за час до игры поливать: песок будет чистым и пластичным. Воспитатель должен внимательно следить за играми с песком, предупреждать, что насыпать его нужно осторожно, чтобы он не попадал кому-нибудь в глаза. Для игр с водой можно использовать тазы, ванночки, надувные плавающие игрушки, изделия из пластмассы, резины. Летом особенно важно следить за чистотой игрушек и материалов, ежедневно их мыть. Организуя игровую деятельность, следует учитывать предыдущую и последующую деятельность, так в наиболее жаркие часы игры детей должны быть более спокойными. В это время хороши игры с водой, настольные игры. Важно вызывать интерес детей ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствуют разностороннему развитию. Конструирование из разнообразных материалов - одно из наиболее увлекательных и полезных занятий летом. Оно тесно связано с игрой и вытекает чаще всего из ее потребностей. В сюжетно-ролевых играх можно видеть ребенка, который использует кусок коры, сухую ветку, сучок как машину, куклу и т.д. Он наделяет эти бесформенные предметы качествами нужного ему образа. Насколько богаче будут игры, если он нужную ему игрушку сможет сделать сам. Воспитатель учит детей видеть вокруг себя интересный для конструирования материал, показывая при этом возможности его использования. Так, дети собирают листья клена, а воспитатель в их присутствии может смастерить шапочку. Работа с разнообразным конструктивным материалом не только помогает создать дружный коллектив, но и имеет большое воспитательное значение: у детей развивается смекалка, сообразительность; они приобретают полезные навыки: научаются ставить цель и добиваться результата, преодолевать препятствия.
Дети, находясь в непосредственной близости к природе, каждый день встречаются с интересными явлениями. Все привлекает их внимание: и маленькая букашка, и яркая радуга. Обилие впечатлений создает у детой повышенное эмоциональное настроение, что заметно сказывается на их стремлении отразить, в творческой деятельности то, что видели, узнали, почувствовали. Чтобы дети могли отразить в рисунке, лепке, аппликации свои впечатления, их наблюдения должны носить систематический характер. Следует научить детей целенаправленному наблюдению, во время которого ребенок не только познает предмет или явления, но и воспринимает его эстетические качества. Нужно чаще предоставлять детям возможность самим придумать содержание рисунка, лепки. Занятия по замыслу летом занимают особенно большое значение. Летом проводится больше коллективных работ по рисованию, лепке, аппликации. Чтобы дети могли плодотворно заниматься изобразительной деятельностью, воспитателям необходимо позаботиться о создании необходимых условий. На участке хорошо иметь доску для рисования мелом. Большое место: летом занимает лепка из глины. Работы детей из глины можно обжечь или высушить В тени, на сквозняке, затем их ставят на солнце, расписывают гуашью. Работа такая проводится с небольшими группами. Развлечения помогают педагогу в интересной форме решать серьезные воспитательные задачи. Радостные эмоции поднимают жизненный тонус, создают бодрое настроение, положительно влияют на укрепление нервной системы ребенка. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести новью навыки (певческие, двигательные), у детей развиваются творческие способности, органи- заторские навыки. Но надо помнить, что летнее время предназначено для укрепления здоровья детей, для их отдыха, поэтому нельзя загружать их обилием материала, давать сложные танцы, постановки, упражнения, которые потребуют большого напряжения, внимания, усиленной тренировки. Все игры, сценки, упражнения должны быть рассчитаны на имеющиеся у детей навыки. Некоторые посильные приготовления для организации развлечений нужны и полезны, они вносят разнообразие в жизнь детей, способствуют развитию таких качеств, как чувство ответственности, внимательное отношение друг к другу. Развлечения проводятся во всех группах, иногда для одной группы, а иногда для нескольких групп вместе. Это зависит от содержания материала. Некоторые развлечения проводятся еженедельно: просмотр диафильмов, слушание музыки, спектакли настольного театра, вечера самодеятельности, спортивные развлечения. Задача детского сада - в полной мере использовать благоприятные для укрепления здоровья и физического развития детей условия летнего времени и предохранить их от возможных опасностей. Солнце, воздух и вода особенно помогают нам летом.
В детском саду процесс воспитания должен строится с учетом знаний по охране безопасности жизни и здоровья детей. Надо воспитывать у детей навыки правильного поведения при помощи бесед, знакомства с художественной литературой, использовать сложившиеся ситуации. Создавать проблемные ситуации, рассматривать картины, модули, игры, досуга, развлечения, знакомить детей с ядовитыми растениями, ягодами и грибами. Почему надо мыть руки и т.п. В подготовительный к лету период очень важно соблюдать "Инструкцию по организации охраны жизни и здоровья детей". Летом у детей повышается потребность в питье. Удовлетворяя ее, нужно в то же время регулировать количество употребляемой ими жидкости. Для питья должна быть всегда приготовлена свежая кипяченая вода. Недопустимо во время прогулки пользоваться одной чашкой. Большое внимание летом уделяется одежде детей, она не должна стеснять движения и соответствовать погоде, обязательно должны быть головные уборы. В дни, когда погода неустойчивая, приходится одежду менять несколько раз. Регулируя одежду детей, необходимо учитывать степень закаленности и состояние здоровья каждого. Прекрасным средством закаливания летом является хождение босиком, при условии, если участок чист, и нет опасности поранить ноги. В летнее время проводятся и другие средства закаливания: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, купания в открытом водоеме. При проведении вечерних прогулок количество планируемых видов деятельности сокращается. Чаще планируются игры малой, средней подвижности, продумываются условия для самостоятельных игр. Намечаются наблюдения за явлениями природы вечером.
Разумное применение всех указанных средств воздействия на организм детей, правильное их сочетание с учетом состояния здоровья каждого ребенка, его особенностей, дают хорошие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...