план самообразования педагога 2024-2029 уч.год
календарно-тематическое планирование
План работы по самообразованию на тему "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как средство формирования предпосылок познавательных УУД"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_pedagoga.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 92 «ЛАДУШКИ»
План работы по самообразованию воспитателя
МАДОУ «ЦРР – д/с №92 «Ладушки»
в старшей группе
Гайнановой Руфии Равилевны
Тема: «Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников как средство формирования предпосылок познавательных УУД»
на 2024-2029 гг.
НИЖНЕКАМСК
План повышения квалификации (самообразования)
воспитателя МАДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад №92 «Ладушки»
Ф.И.О.: Гайнанова Руфия Равилевна.
Должность: воспитатель.
Образование: высшее, 2006 г., Набережночелнинский государственный педагогический институт, учитель татарского языка и литературы.
2011 г., курсы профессиональной переподготовки: Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, по дополнительной образовательной программе профессиональной переподготовки «Дошкольная педагогика и психология».
Повышение квалификации: «Особенности организации и проектирования образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС ДО дошкольной образовательной организации», 72 часа, Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)», г. Нижнекамск, 2020 год
Квалификационная категория: высшая.
Стаж: 22 года.
Дата составления плана: май 2023 г.
Тема самообразования: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как средство формирования предпосылок познавательных УУД».
- Актуальность темы и ее обоснованность. Ребенок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будут его творческая, исследовательская деятельность», - писал
Л. С. Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Экспериментирование становится для ребенка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности, развивается и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы, формирующие предпосылки познавательных УУД.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию его творческой активности и воображения через «умение учиться». Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свое представление о мире, развивая предпосылки УУД.
- Цель: создать оптимальные условия, и объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как средства формирования предпосылок познавательных УУД, творческого развития.
- Задачи:
1. изучить методическую и детскую художественную литературу по данному вопросу;
2. создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
3. подержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критичное отношение к миру;
4. развивать познавательную активность детей с помощью средств формирования предпосылок УУД;
5. развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
6. развивать и слуховую внимание, зрительную чувствительность.
Ожидаемый результат: работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Блок «Родители». У родителей повышается интерес в использовании познавательно-исследовательской деятельности в процессе повседневной жизни.
Блок «Педагог». Повышение уровня использования мною современных технологий в области познавательно-исследовательской деятельности, наблюдения, экспериментирования, беседы, игры в различных видах образовательной деятельности.
Блок « Дети»:
• приобщать детей к экспериментированию с природными и искусственными материалами (бумага, ткань, песок, глина, пластмасса, металл и др.).
• разнообразие методов и форм в экспериментальной деятельности дошкольников;
• воспитывать эмоционально-положительное отношение дошкольников к познавательному процессу;
• развивать психические процессы в активизации познавательно-исследовательской деятельности;
• привлечь родителей к сотрудничеству при ознакомлении дошкольников с природой.
- Механизм реализации:
- сроки 5 лет
- блоки.
Подготовительный этап:
- создание условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Теоретический этап:
- изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
Аналитико-диагностический:
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители);
- задачи для каждого этапа (для достижения промежуточного результата);
- перспективные планы (технологическая карта).
№ п/п | Блоки | Мероприятия | Сроки проведения | Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения |
2024 – 2029 учебный год | ||||
1. | Теоретический | - изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме; - обзор в интернете информации по образовательным областям; - изучение и внедрение новых технологий; - участие в конкурсах, проводимых в детском саду, также в профессиональных конкурсах; - общение с коллегами в детских садах, районе, городе и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями; - работа с родителями (консультация, анкетирование, памятки); - разработка инструментария для формирования предпосылок познавательных УУД | В течение всего периода | Из интернет ресурсов |
2. | Практический.
2. Работа с родителями 3. Работа с педагогами | Составление перспективного плана по образовательной области «Познавательное развитие», включающие в себя деятельность по экологическому воспитанию, беседы, экскурсии, наблюдения за предметами «живой и неживой природы», эксперименты, исследования и опыты, опираясь на учебную рабочую программу, методическую и детскую художественную литературу. Примерное планирование познавательно-исследовательской деятельности. Инструментарий для реализации плана в формировании предпосылок познавательных УУД. Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. Цель: выявить сходства и различия свойств природного материала на основе опытов с песком и глиной. Экскурсия в осенний парк. Цель: Собрать природный материал для ручного труда. Проект «Подарки осени». Цель: выявить причинно-следственную связь между трудом человека в природе и результате деятельности. Развлечение «Осенний бал» (осенний утренник). Цель: учить проявлять свой эмоциональный всплеск через самовыражение в музыке, игре, танце, пении. Эксперимент с засушенными листьями. Выставка детских работ из природного материала на тему: «Осенняя фантазия». Цель: выявить сходства и различия между засушенными и «свежими» листьями; приучать работать с природным материалом; развивать творческие способности детей. Опыты с водой. Цель: наблюдение, исследование свойств воды в различных ситуациях ее использования. Ситуативная беседа «Могут ли в группе расти деревья?» Цель: исследование условий и место обитания деревьев. Итоговая образовательная деятельность «Золотая осень». Цель: закрепить знания детей об осенних признаках, применяя методы наблюдения и исследования; развивать речь, память, внимание. «Почему снег белый?» (исследование снега). Цель: доказать свойства цвета снега на основе изучения научной литературы и исследований; приучать детей выдвигать гипотезы; развивать фантазию. Эксперимент «Таяние льда в воде». Цель: показать взаимосвязь количества и качества от размера (см. опыты и эксперименты в детском саду, в исследовательской зоне). Проект «В гостях у снеговичка». Цель: изучение свойств снега в различных ситуациях; развивать творческие способности детей. Спортивный досуг «В здоровом теле здоровый дух». Цель: изучение свойств воздуха и его влияние на здоровый образ жизни. Опыты с воздухом. Цель: продолжать изучать свойства воздуха и его значение для жизни на Земле. Акция «Покормите птиц зимой». Цель: наблюдение за повадками птиц зимой, выявить причины недостатка корма; формировать желание помогать им в сложной ситуации. Эксперимент «Витамины с грядки». Цель: приучать детей ставить перед собой цель и добиваться результата; закрепить знания о строении растений, об условиях роста; развивать речь, активизировать словарь. Эксперимент «Разноцветные растения». Цель: показать сокодвижение в стебле растения (см. опыты и эксперименты в детском саду, в исследовательской зоне). Исследование веток березы. Цель: расширять представления о деревьях; показать особенности цветения деревьев в зимний период путем создания «искусственной» среды обитания. Эксперимент «Животворное свойство воды». Цель: показать важное свойство воды – давать жизнь живому (см. опыты и эксперименты в детском саду, в исследовательской зоне). Проект «Папа, мама, я – дружная семья». Цель: расширение представления у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы. Опыты с бумагой. Изготовление поделки из бумаги «Подарок мамочке». Цель: исследование свойств бумаги, ее роль в изготовлении поделок; приучать работать в коллективе; развивать познавательно-исследовательские и художественно-творческие способности Опыты с магнитом. Цель: изучение свойств магнита в самостоятельной, во время коллективной, опытно-экспериментальной деятельности. Наблюдение за оживлением природы. Цель: продолжать формировать установление причинно-следственных связей между явлениями природы; развивать познавательные способности детей. Тематическая неделя «День птиц». Цель: выявление причин перелета птиц; расширять представления об их поведении весной. «День космонавтики». Цель: изучение планет и звездного неба, вызвать интерес к возникновению небесных тел и установить их причины. Наблюдение за комнатными растениями. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». Цель: изучение условий для оптимального роста растений. Итоговая образовательная деятельность «Весна-красна». Цель: закрепление признаков весны; формирование познавательно-исследовательских способностей; расширение словарного запаса; развитие художественно-эстетического восприятия. Проект «Была война…» Цель: умение осуществлять поисково- исследовательскую деятельность; расширение социальных представлений детей и формирование у них интереса, симпатии и уважительного отношения к людям, пережившим эту войну; пробуждение в детях интереса и уважения к истории России. Высадка рассады цветов в цветники. Цель: расширять знания о цветах, о способах их выращивания и ухода. Мониторинг по познавательно-исследовательской деятельности детей на конец учебного года. 1. Проведение родительских собраний по ознакомлению с познавательно-исследовательской деятельностью дошкольников как средство формирования предпосылок познавательных УУД. 2.Проведение совместных проектов, досугов, развлечений, экскурсий в природу. 3. Выставки работ, выполненные детьми с родителями
4. Консультации для родителей:
6. Провести анкетирование по теме: «Роль экспериментирования в развитии детей»; «Виды игр и упражнений в домашних условиях»; «Какова роль УУД в формировании познавательных интересов ваших детей?» 7. Пополнение природного уголка комнатными растениями, атрибутами для исследовательской деятельности. 8. Папки-передвижки по соответствующей тематике. 1. Разработка инструментария по проблеме. 2. Участие в семинарах-практикумах и распространение опыта работы по данной теме. 3. Показ итоговой деятельности по проблеме. | Сентябрь - май | |
3. | Аналитический блок | Уровень освоения образовательной области «Познавательное развитие» на начало и конец учебного года. | октябрь, май |
Примеры практических выходов:
1. Презентация для родителей и педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как средство формирования предпосылок познавательных УУД».
2. Принять участие в семинарах-практикумах и распространение опыта работы в форме мастер-класса, круглого стола, видеороликов.
3. Оформление консультаций для родителей.
4. Изготовление инструментария по познавательно-исследовательской деятельности и распространение среди педагогов.
5. Итоговая образовательная деятельность по теме самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ
Формами самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня....
Индивидуальный план самообразования педагога Купцовой Елены Александровны.
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. ...
План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1. Изучен...
План самообразования педагога дополнительного образования
Примераная структура плана самообразования...
План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов
Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
План работы по самообразованию на 2024\2029 учебные года.
План работы по самообразованию на 2024\2029 учебные года. «Оздоровление детей с тубинтоксикацией»В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обст...