Формирование нравственных норм и правил у старших дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Григорьева Татьяна Алексеевна

Работа по воспитанию у дошкольников этических норм поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ласточка»

Мастер – класс для педагогов «Формирование нравственных норм и правил у старших дошкольников»

к семинару – практикуму «Формирование у дошкольников представлений о нравственных нормах и ценностях»

Подготовила: Григорьева Татьяна Алексеевна (воспитатель высшей квалификационной категории)

2016 – 2017 учебный год

с. Акатьево Коломенский район

   

    Основы морали и нравственности закладываются в дошкольном детстве. Именно в дошкольном учреждении можно заложить в детей то зерно нравственности, которое вырастет во взрослом человеке красивым цветком морали и воспитанности. Проблема этического воспитания актуальна всегда, так как моральное развитие и становление личности ребенка происходит на протяжении всей его жизни. Вежливый ребенок – мечта каждого взрослого.

    Между тем сами взрослые нередко забывают о соблюдении правил этикета. Наиболее простой путь воспитания вежливости – личный пример и вежливое обращение с ребенком. Объединение усилий воспитателей и родителей воспитанников в этом направлении, создание соответствующих условий будет способствовать тому, что наши дошкольники станут вежливыми и доброжелательными. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В нашей группе воспитательно - образовательный процесс по данному направлению строится, учитывая:

1. Комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей:

• Социально-коммуникативное развитие.

• Познавательное развитие.

• Речевое развитие.

• Художественно-эстетическое развитие.

• Физическое развитие.

2. Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

3. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

4. Развивающую среду (тема отражает подбор материалов, находящийся в возрастной группе, в центрах развития).

Образовательная деятельность с детьми включает:

- ознакомление детей с народным фольклором;

- театрализованные представления;

- выставки детского творчества;

- экскурсии;

- беседы;

- проектная деятельность;

- праздники и развлечения.

    Современным детям не хватает ласки, внимания, объятий, поэтому в образовательном процессе нами планируется провести такие мероприятия, как «День вежливости», «День прощения», «День радости», «День объятий», тематическую неделю «Этикет вежливости».

 Основными целями тематической недели «Этикет и вежливость» станут:

• формирование у детей дошкольного возраста этических норм поведения;

• овладение речевым этикетом и культурой общения.

    Целенаправленная систематическая работа по воспитанию у дошкольников этических норм поведения расширяет и обогащает их представления о нормах морали, этикете, способствует проявлению воспитанниками истинных чувств вежливости, добропорядочности и терпимости. При многократном повторении дети, в основном, запоминают все основные правила. Например, если кто-то не спит и мешает другим, мы говорим: «Даже если вы не спите, то лежите не шумите! Не мешайте другу спать и спокойно отдыхать». Или разговаривают за столом: «Ты не знаешь? За столом надо есть с закрытым ртом! Не спешить, не говорить. Крошки на пол не сорить!». Или, все одеваются, а ребенок играет в раздевалке. Ему говорим: «Кто долго одевается, то мало гуляет», «Семеро одного не ждут!», «Кто много разговаривает, тот медленно одевается».   Благодаря проводимой работе у детей на практике закрепляются новые навыки речевого этикета и правильного поведения в общественных местах. Например, дети играют на прогулке. Все бегают, смеются. Ваня нечаянно толкнул Варю. Девочка упала. Ваня остановился, подошел к Варе, помог ей встать, извинился. Заходя в помещение, мальчики стараются сначала пропустить девочек, взрослых, а затем заходят сами, если кто забывает — напоминают.

    Очень важно, чтобы нравственное становление ребенка предполагало не только освоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила и воспитание нравственных чувств, но и происходило освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во всех аспектах его проявления.

Для создания у детей практического общественного поведения проводим:

- Упражнения. Некоторые дети, обращаясь к воспитателю или детям, не называют имени того, к кому обращаются. Лиза говорит: «Причешите меня». Василиса спрашивает у Лизы к кому она обращается и подсказывает, что надо сказать: «Татьяна Алексеевна, причешите меня, пожалуйста». Часто наблюдая за детьми, можно услышать, как дети говорят: «Скажи, пожалуйста», то есть вежливое слово закрепляется  в их жизни.

- Пример взрослых.

- Показ действия.

- Организация деятельности.

- Создание проблемных ситуаций, разрешая которые, дети будут овладевать определёнными коммуникативными навыками, например, «отнял игрушку, толкнул, долго качается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди, нечаянно разрушил постройку товарища и т.д.». Важно, познакомить детей с такими ситуациями как, поведение за столом, обмен приветствиями при встрече и прощании. Необходимо помочь детям понять, что воспитанный человек всегда будет пользоваться у окружающих симпатией. Здесь нет мелочей: это и опрятный внешний вид, и умение вести себя в гостях, выбрать подарок, встретить и накормить гостей, когда сам выступаешь в роли хозяина дома.

- Игра. Широко использую игры — перевоплощения. Например, «Если бы ты был цветком», «Все когда-то мечтают стать птицей», «Я белое облачко». Использую игры-импровизации, пластические этюды, например, «Мы листочки» «Я бабочка». Цель этих игр - развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Для формирования у дошкольников этических норм и правил используем:

- Убеждение.
- Познавательно-этические беседы, например, «Как можно назвать человека по имени», «Как и чем можно порадовать близких», «Как можно поздороваться», «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой».

- Чтение литературы. Например, после чтения вместо вопроса «Вам понравилось?» задаем вопросы о чувствах, об ощущениях ребёнка: «За кого ты переживал?».
- Обсуждение поведения героев сказок, рассказов, стихотворений.

    Большое значение имеют сказки, в них заложена народная мудрость. В сказках даются наставления детям. Например, «Не уходи из дому без разрешения, слушайся родителей, уважай старших». В их содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Герои сказок учат детей быть дружными, учат взаимопомощи. («Теремок», «Зимовье зверей», «Рукавичка»)
Благодаря проводимой работе ощущаются результаты. В группе атмосфера дружелюбия и взаимоуважения. Ребята становятся вежливее и веселее, они хорошо понимают и воспринимают уроки добра и культурного поведения.  Стараются сами разрешать конфликтные ситуации, если они возникают.

    Работа по воспитанию духовно-нравственной личности ребенка показывает, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Из практики видно, что многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит освоение этических норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому мы помогаем родителям воспитанников осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.

    Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

    Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

    Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста. Родители должны объяснять своим детям как можно познакомиться со сверстниками, как самостоятельно устанавливать новые контакты, например, показать и дать подержать свою игрушку, назвать своё имя, спросить, как зовут незнакомого мальчика или девочку, завести разговор о том, что ты любишь и спросить, что любит собеседник.
С родителями воспитанников мы проводим:
 родительские собрания, анкетирование, организацию проектной деятельности, совместные культурно – досуговые мероприятия, консультации, Дни открытых дверей.

Хочется дать вам, уважаемые коллеги, несколько советов:

- не требуйте от детей выполнения какого-либо правила поведения, если сами не всегда ему следуете, рассогласование в требованиях, предъявляемых детям, может вызвать у ребёнка чувства растерянности, обиды или даже агрессии;

- поддерживайте уверенность ребёнка в своих возможностях, если дома, он чаще получает порицание, чем похвалу и одобрение.

    Пусть наши труды будут призваны сеять доброе и красивое. И если мы понесем в мир детей идеи добра, истины и красоты, то это будет великая сила.

 

Список использованных источников:

1. Голубова Ю. А. Социально-культурные условия нравственного воспитания дошкольников средствами сказкотерапии [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд. пед. наук / Голубова Ю. А. – Тамбов, 2006. – Режим доступа: локальная сеть СОУНБ им. Белинского, зал ЭИ.

2. Дмитриева И. Г. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника // Начальная школа плюс До и После. – 2005.

3. Куликовская И. Э. Духовно-нравственное воспитание ребенка // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2010. - № 2.

4. Ломбина Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. - 2010.

5. Черных Т. В. Роль этических переживаний старшего дошкольника в процессе нравственного воспитания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по формированию нравственных норм и представлений у детей раннего возраста

перспективное планирование нравственных норм раннего возраста...

Влияние мифов, легенд и преданий на формирование этических норм и правил у детей старшего дошкольного возраста с речевым нарушением

Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития дети должны  обладать социальными умениями и навыками:  устанавливать и поддерживать контакт с со...

Памятка для родителей "Формирование нравственных и гуманных представлений у старших дошкольников".

Консультация для родителей с целью педагогического просвещения о воспитании доброты, отзывчивости у детей 5-6 лет....

ПАМЯТКА «Нравственные нормы и правила в дошкольном возрасте»

Подчиняясь нравственным нормам, дошкольники учатся контролировать свои желания и эмоции. У них формируется понимание, что существует «хочу», но его нужно соотносить с «можно» и...

Программа оздоровления и формирования элементарных норм и правил здорового образа жизни «Здоровый дошкольник»

Программа оздоровления и формирования элементарных норм и правил здорового образа жизни  «Здоровый дошкольник» определяет основные направления оздоровления детей в детском с...

СТАТЬЯ "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Формирование нравственных ценностей и идеалов в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Об этом отмеча...