Социализация дошкольников через формирование представлений о труде взрослых.
методическая разработка (старшая группа) по теме
"Воспитание, не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может бытьни достойной, ни счастливой».К.Д. Ушинский.
Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду — это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.v._bahireva_sotsializatsiya_._doklad.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация дошкольников
через формирование представлений о труде взрослых,
его роли в обществе и жизни каждого человека.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Содержание трудового воспитания в дошкольном возрасте разнопланово, включает формирование навыков самообслуживания, организации хозяйственно-бытового, ручного труда, организации труда в природе и прочее. В процессе интеграции образовательных областей особое место в плане содержания образования приобретает решение задачи формирования представлений о труде взрослых, приобщение детей к миру современных профессий человека.
Мир профессий в обществе это сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Выработка системы отношений к профессиям, идентификация себя применительно к разным профессиональным видам деятельности определяет развитие механизма социализации личности, который берет свое начало в дошкольном возрасте. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых.
Приобщение к миру профессий и выработка ценностного отношения к современным видам профессиональной деятельности осуществляется для решения поставленных задач.
1) развитие интереса к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей;
2) формирование представлений дошкольников о предметном мире, созданном руками человека и о роли человека в нем;
3) формирование у детей представлений о разных современных профессиях, значимости профессиональной деятельности взрослых;
4) формирование у детей способности различать свои и чужие эмоциональные состояния, выражать собственные эмоции через мимику, позу, слово, жест на материале ознакомления детей с трудом взрослых;
5) развитие навыков общения с окружающими людьми и формирование способности контролировать и управлять своим поведением с учетом моральных и этических норм, заложенных в обществе.
При обогащении предметно-развивающей среды было сделано:
- подбор методической литературы, дидактических игр, в которых отрабатываются первичные представления о труде взрослых (профессиях, трудовых инструментах и трудовых действиях);
- подбор наглядного материала: иллюстрации, плакаты, энциклопедии,
- подбор художественной литературы;
- создание условий для развития сюжетно-ролевой игры;
- создание условий для трудовой деятельности детей.
Основной этап деятельности был ориентирован на организацию работы с детьми, в процессе которой осуществлялось:
- Знакомство с профессией по следующему алгоритму: название профессии, место работы, материалы и инструменты, которые используются в процессе труда, трудовые действия, результат труда, значимость и необходимость труда.
- Экскурсионная деятельность, где дети могут наглядно наблюдать за трудовым процессом. В процессе дальнейших бесед, сведения, полученные во время экскурсий, уточняются, дополняются и закрепляются.
- Встречи с представителями разных профессий, моделирование трудовых операций, которые способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Взрослые вовлекали детей в производимый ими трудовой процесс, давая им посильные поручения. Такие встречи постепенно подводят к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат для общества, труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные им предметы и вещи надо беречь.
- Просмотр мультимедийных презентаций: «Все работы хороши», «Мир профессий», «Хлеб – всему голова», «Исследователи космоса», «Слава добрым докторам» и др.
- Использование дидактических игр: «Все профессии важны», «Кому это нужно», «Современные профессии», «Выбираем работу», «Что сначала, что потом», «Как труд людей разрушает нашу планету и как её спасает» и др.
- Организация совместной деятельности детей и взрослых осуществлялась в процессе бытового труда, труда в природе и труда по обслуживанию игр и занятий. Дети с радостью поддерживали порядок в группе, занимались стиркой мелких вещей, с удовольствием стряпали печенье, пекли хлеб, делали мелкий ремонт игрушек, книг, пособий, занимались посадкой огорода на окне. У детей особенно возрастает интерес к труду, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. Такие трудовые поручения как «вытрем пыль с полки», «расчистим дорожки от снега» вызывают у детей положительные эмоции, так как, сразу виден результат труда, дети чувствуют его пользу для себя и окружающих. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны быть взаимосвязаны.
- Организация сюжетно-ролевых игр. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Игра является результатом всей проводимой работы.
- Чтение художественных произведений усиливает эмоциональное воздействие на детей. Своей образностью детские книги, пословицы и поговорки пробуждают интерес, уважение к труду, желание подражать литературным героям из произведений С. Маршака, С. Михалкова,
В. Маяковского и др.
В качестве завершающего этапа в организации деятельности была организована работа с семьёй. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятные условия создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о своей работе. Важно, чтобы с раннего возраста дети участвовали в посильном труде дома на приусадебном участке. Взаимодействие с семьями осуществлялось в процессе организации творческих заданий на дом – составление рассказов родителей о своей профессии, оформление семейных альбомов, изготовление книжек-малышек. Вместе с родителями дети учили стихи, повторяли пословицы и поговорки о труде. Родители принимали активное участие в оформлении предметной развивающей среды, изготовлении атрибутов, пошиве необходимых костюмов для игровой и трудовой деятельности. Самыми продуктивными оказались совместные мероприятия с родителями – субботники, мастер-классы и тематические встречи детей с родителями.
Таким образом, деятельность позволила объединить детей, родителей и педагогов, сформировать у детей правильные представления о труде взрослых и выработать у них трудовые умения и привычки, что даёт необходимый воспитательный эффект. В результате, работа способствовала социально-личностному развитию детей. Дети проявляют уважение к труду взрослых, будут гордиться своим трудом и в будущем, при выборе профессии, ими будут руководить нравственные ценности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни через знакомство с профессиями. Проект "Все работы хороши"
Дети знакомятся с профессиями взрослых через проект "Все работы хороши ", что позволяет им усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, ин...
Проект «Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения экскурсий»
Проект для детей старшего дошкольного возраста...
Презентация "Социализация дошкольников через формирование представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека."
Воспитание уважения к людям труда - актуально, потому как является одной из наиболее эффективных методов социализации ребенка. Представление о профессиях формирует интерес к труду, заро...
"Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста через дидактическую игру"
В данной презеньации рассматривается влпрос о формировании представлений о труде взрослых у дошкольников...
Формирование представления о труде взрослых через чтение художественной литературы.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...
Доклад на тему: "формирование представлений о труде взрослых через дидактическую игру".
Грамотное планирование проведения дидактических игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о ...
«Формирование представлений о труде взрослых как средство до профессионального самоопределения и ранней профориентации дошкольников»
Приобщение дошкольников к профориентированной направленности позволяет актуализировать знания и представления ребёнка о труде и формирует положительное отношение к нему....
- Мне нравится (2)