Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
методическая разработка на тему
Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
"Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал".
Сухомлинский В.А
Цель проектно-исследовательской деятельности
· формирование и развитие исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
· формировать и развивать: познавательный интерес, познавательную активность;
· развивать творческое воображение;
· развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
· развивать коммуникативные навыки.
Инновация – что это такое: модное слово или старое понятие?
До сих пор нет точного определения понятия – инновация.
С одной стороны,
Инновация – это идея, новшество или процесс её внедрения.
С другой,
Инновация – это одновременно и идея и процесс её внедрения.
В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Это связано с динамичным развитием общества.
От современного ребенка требуется активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.
Несмотря на давнюю историю развития исследовательского обучения в нашей стране по-прежнему обучение строится преимущественно не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому «информационно-рецептурному» обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. И это не удивительно, ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании».
Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребенка, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
По определению А. В. Леонтовича.
Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Исследовательская деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими детьми в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – нормативный документ, отражающий государственные требования к дошкольному образованию.
ФГОС ДО переносит акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование личностных характеристик как планируемый итоговый результат дошкольного образования, что предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное) через разные виды детской деятельности.
Современному педагогу дошкольной образовательной организации необходимо при организации образовательного процесса осваивать не просто одну образовательную технологию в рамках старого метода, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового к организации детской деятельности.
Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Ребенок познает мир через деятельность.
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа.
Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом,
Педагог - перестает выполнять информационные функции, а педагог становится организатор, помощник, консультант в познавательной деятельности детей.
Как доказывают исследования ученых, познавательно-исследовательская деятельность для детей является не только естественной деятельностью, но и средством их личностного развития. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Так как в дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесным, следовательно, для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ педагога об этой реальности. Интерес к исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Именно
Исследовательский метод способствует:
§ актуализации знаний детей;
§ накоплению опыта поисковой деятельности.
Ведь через практические действия, проведения опытов ребенок может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решение проблемы, увидеть новые возможности в уже знакомом и найти новый вариант применения имеющихся знаний.
Исследовательская деятельность позволяет ребенку:
§ открывать свойства объектов;
§ устанавливать причинно-следственные связи, проявления и изменения свойств объектов;
§ выявлять скрытые свойства;
§ определять закономерности;
§ расширять представления об окружающем, связывая их в целую картину мира, тем самым формируя интегративные качества личности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А
Цель проектно-исследовательской деятельности формирование и развитие исследовательской деятельности дошкольников. Задачи: формировать и развивать: познавательный интерес, активность; развивать творческое воображение; развивать способность к прогнозированию будущих изменений; развивать коммуникативные навыки .
Инновация – что это такое: модное слово или старое понятие? До сих пор нет точного определения понятия – инновация. Инновация – это идея, новшество или процесс её внедрения. И нновация – это одновременно и идея и процесс её внедрения. От современного ребенка требуется активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности.
По определению А. В. Леонтовича. И сследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – нормативный документ, отражающий государственные требования к дошкольному образованию. ФГОС ДО переносит акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование личностных характеристик как планируемый итоговый результат дошкольного образования, что предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное) через разные виды детской деятельности.
Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Ребенок познает мир через деятельность. В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа.
П едагог: - организатор, - п омощник, - консультант в познавательной деятельности детей
Исследовательский метод способствует: актуализации знаний детей ; накоплению опыта поисковой деятельности. Исследовательская деятельность позволяет ребенку: открывать свойства объектов ; устанавливать причинно-следственные связи, проявления и изменения свойств объектов; выявлять скрытые свойства; определять закономерности; расширять представления об окружающем, связывая их в целую картину мира, тем самым формируя интегративные качества личности дошкольника.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
Инновация – что это такое: модное слово или старое понятие? До сих пор нет точного определения понятия – инновация. Инновация – это идея, новшество или процесс её внедрения. И нновация – это одновреме...
«Инновационные технологии, используемые в познавательно-исследовательской деятельности».
Педагогический проект «День защитника Отечества». Пояснительная запискаВсе мы являемся гражданами своей страны. Ценность гражданина определяется тем, насколько он готов понять обществ...
"Использование кейс-технологии в развитии познавательно -исследовательской деятельности дошкольника"
quot;Использование кейс -технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"...
Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
quot;Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"...
"Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
Доклад не районном методическом объединении по теме : " Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"...
"Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
Формирование и развитие исследовательской деятельности дошкольников...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, органи...
- Мне нравится (1)