Система работы по правовому воспитанию дошкольников
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. С первых своих шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают качественные изменения. Что бы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе. Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям.

Основная идея правового воспитания дошкольников заключается в признании ребёнка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.

Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка - формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Румянцева Анна Николаевна социальный педагог МБДОУ ЦРР д /сад «Ёлочка»

Слайд 2

«Система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста правовых знаний , умений и навыков» (из опыта работы)

Слайд 3

Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребёнка с целью формирования у него правовой воспитанности, т.е. глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребёнка с целью формирования у него правовой воспитанности, т.е. глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений

Слайд 4

Правовое воспитание включает в себя: 1. Сообщение знаний 2. Формирование эмоционально – оценочного отношения к социальным фактам и событиям 3. Применение этих знаний в практической деятельности

Слайд 5

Значение раннего правового воспитания: Оно способствует общему развитию ребёнка – формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению. Оно способствует общему развитию ребёнка – формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению.

Слайд 6

Актуальность правового воспитания Чтобы ребёнок, по мере своего взросления, мог ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе

Слайд 7

Цель работы: формирование правового сознания ребёнка, для облегчения его социализации (вхождение в социум, расширение кругозора и формирование устойчивой потребности в получении жизненно необходимых знаний)

Слайд 8

Задачи: Познакомить детей с основными документами по защите прав человека; Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их происхождения; Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности; Формировать чувство уважения к достоинству и личным правам другого человека;

Слайд 9

Формой правового воспитания в ДОУ является кружок « Правознайка »

Слайд 10

Основные этапы работы кружка « Правознайка »: 1 этап: констатирующий - начальная диагностика (сентябрь) 2 этап: формирующий – проведение занятий (октябрь – апрель) 3 этап: контрольный – контрольная диагностика (май) 4 этап: заключительный (май)

Слайд 11

1 этап: Констатирующий Цель: Изучение первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения

Слайд 12

Методики для выявления уровня правовых ЗУН Авторы : Урунтаева Г.А . Афонькина Ю.А. 1. Опросник " Права ребенка" 2. Беседа " Как поступить?"

Слайд 13

Бланк оформления диагностики № Ф.И ребёнка Опросник «Права детей» Беседа «Как поступить?» 1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права? 1. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему? 2. Как ты думаешь, что такое право? 2. Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему ? 3. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему ? 3. Какие права есть у тебя и других детей? 4. Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему? 5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему? 4. Какие права ты считаешь самыми важными? 6. Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему? 5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту? 6. Кто защищает права детей? 7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Слайд 14

Результаты диагностики: «Малинка» Высокий уровень – 12% Средний уровень – 56% Низкий уровень – 32% «Клюква» Высокий уровень – 4% Средний уровень – 76% Низкий уровень – 20%

Слайд 15

2 этап: Формирующий Цель: формирование правовых знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста

Слайд 16

Содержание 2-го этапа включает: Проведение занятий по правовому воспитанию в подготовительных группах один раз в неделю , согласно тематическому планированию

Слайд 17

Тематическое планирование «Конвенция о правах ребёнка» «Имею право жить!» «Жизнь дана на добрые дела!» «По – разному зовутся дети!» «Моя семья» «Без семьи нет счастья» «Мой дом - моя крепость» «Расти здоровым!» «Грамоте учиться – всегда пригодиться!»

Слайд 18

10. «Переписка двух людей – это их тайна!» 11. «Я самый – самый!» 12. «Мы дети разных национальностей!» 13. «Я гражданин России» 14. «Государственный флаг России» 15. «Государственный герб России» 16. «Государственный гимн России» 17. «Конституция – основной закон» 18. «Всеобщая декларация прав человека»

Слайд 19

Используемые средства и методы: Этические беседы Чтение художественной литературы Рассматривание иллюстраций, репродукций Тематическое рисование Составление рассказов Использование технических средств, наглядных пособий Организация игровой деятельности

Слайд 20

Учебно – методическое пособие Л.К. Мячина , Л.М.Зотова, О.А.Данилова «Маленьким детям – большие права» Л.К. Мячина , Л.М.Зотова, О.А.Данилова рабочая тетрадь «Мои права»

Слайд 21

Дополнительная литература: 1. А. Усачёв «Приключения маленького человечка» 2. С.А. Козлова « Мы имеем право» 3. Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка» 4. О.И. Давыдова « Беседы об ответственности и правах ребёнка» 5. Н.С. Голицына «Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребёнка» 6. Т.В. Макарова «Толерантность и правовая культура дошкольников» Дополнительная литература:

Слайд 22

Отчётная документация: Табель учёта проведённых занятий Табель учёта посещаемости кружка

Слайд 23

3 этап: Контрольный Цель: Выявить уровень сформированности правовой культуры

Слайд 24

Методики контрольной диагностики Опросник «Права ребёнка» Беседа «Как поступить?»

Слайд 25

Результаты контрольной диагностики: «Малинка» Высокий уровень – 22% Средний уровень – 65% Низкий уровень – 13% «Клюква» Высокий уровень – 8% Средний уровень – 92% Низкий уровень – 0%

Слайд 26

Сравнительная таблица группа «Малинка» Констатирующий этап Контрольный этап Вывод Высокий уровень 12% 22% Средний уровень 56% 65% Низкий уровень 32% 13%

Слайд 27

Сравнительная таблица группа «Клюква» Констатирующий этап Контрольный этап Вывод Высокий уровень 4% 8% Средний уровень 76% 92% Низкий уровень 20% 0%

Слайд 28

Вывод: Проведя контрольную диагностику, можно сделать вывод, что в целом уровень сформированности правовых знаний у детей подготовительных групп повысился.

Слайд 29

+1 Диагностика « Сформированность гендерной , семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств»

Слайд 30

Цель: Определить уровень сформированности гендерной , семейной и гражданской принадлежности

Слайд 31

Содержание диагностики

Слайд 32

Результаты диагностики Образ Я Семья Д/сад Родная страна Малинка Клюква Малинка Клюква Малинка Клюква Малинка Клюква высокий 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% средний 87% 92% 87% 96% 83% 80% 70% 76% низкий 13% 8% 13% 4% 17% 20% 30% 24%

Слайд 33

Вывод: Результаты данной диагностики показали, что система работы по формированию гендерной, семейной и гражданской принадлежности у детей старшего дошкольного возраста также имеет место быть.

Слайд 34

4 этап: Заключительный (содержание работы) Оформление материалов Презентация работы на итоговом педагогическом совете ДОУ Выступление на итоговых родительских собрания подготовительных групп с итогами проведённой работы

Слайд 35

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стили педагогического общения

Слайд 2

1. Считаете ли Вы, что ребёнок должен: А) делиться с Вами всеми своими мыслями и чувствами и т.д.; Б) говорить Вам только то, что захочет сам; В) оставлять свои мысли и переживания при себе;

Слайд 3

2. Если ребёнок взял у другого в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то Вы: А) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение; Б) предоставите самим детям разобраться в своих проблемах; В) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями;

Слайд 4

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок сего дня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите?: А) похвалите его и всем детям покажите его работу; Б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня; В) скажите ему: «Вот всегда бы так занимался!»;

Слайд 5

4. Ребёнок при входе в комнату не поздоровался с Вами. Как вы поступите?: А) заставите его громко при всех поздороваться с Вами; Б) не обратите на него внимания; В) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе;

Слайд 6

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минутка. Что Вы предпочтёте делать? А) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете как они работают и общаются; Б) кому – то поможете, подскажите, сделаете замечание; В) займётесь своими делами (записи, проверка и пр.);

Слайд 7

6. Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной: А) чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро приходящи и на них не стоит обращать особого внимания; Б) эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать; В) чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, и кним нужно относиться бережно, с большим тактом;

Слайд 8

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми: А) ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитывать его; Б) у ребёнка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребёнка; В) ребёнок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности в семье, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину;

Слайд 9

8. Как вы относитесь к активности самого ребёнка: А) положительно – без неё невозможно полноценное развитие; Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание; В) положительно, но только тогда, когда согласовано с педагогом;

Слайд 10

9. Ребёнок не захотел выполнить задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия? А) сказали бы: «Ну и не надо!»; Б) заставили бы выполнить работу; В) предложили бы другое задание;

Слайд 11

10. Какая позиция, по – вашему, более правильная: А) ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём; Б) если он не осознаёт заботу о нём, не ценит её, то это его дело, когда – нибудь пожалеет; В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь;

Слайд 12

Ключ для обработки ответов № А Б В 1. 2б. 3б. 1б. 2. 3б. 1б. 2б. 3. 2б. 3б. 1б. 4. 2б. 1б. 3б. 5. 3б. 2б. 1б. 6. 1б. 2б. 3б. 7. 2б. 3б. 1б. 8. 3б. 1б. 2б. 9. 1б. 2б. 3б. 10. 2б. 1б. 3б.

Слайд 13

25 – 30 баллов Предпочтение демократического стиля 1. Педагог в первую очередь оценивает факты, а не личность; 2. Группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы; 3. Педагог опирается на детей, стимулирует их самостоятельность; 4.Проявление у учителя терпимости к замечаниям в адрес детей; 5. Позиция педагога в организации коллектива: «первый среди равных»

Слайд 14

20 – 24 балла склонность к авторитарному стилю 1. Жёсткое управление и всеобъемлющий контроль; 2. Приказной тон, резкие замечания; 3. Нетактичные выпады в адрес детей; 4. Неверие в возможности детей; 5. Любая инициатива детей рассматривается педагогом как проявление самоволия; 6. Детям не позволяется высказывать свои взгляды;

Слайд 15

10 – 19 баллов выраженность Либерально – попустительского стиля 1. Педагог по сути дела самоустраняется из учебного процесса; 2. Снятие с себя ответственности за происходящее; 3. Стремление педагога, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность группы; 4. Практическое устранение от руководства; 5. Формальное выполнение обязанностей и указаний администрации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"

Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение нако...

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников

В данном материале представлен мой опыт работы с выделением проблем, задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Анкета для воспитателей «Моя система работы по нравственному воспитанию дошкольников»

Данный материал может понадобиться воспитателям и старшим воспитателям ДОУ....

Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Методические рекомендации для педагогов "Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников"...

Авторская методическая разработка на тему: "Система работы по правовому воспитанию дошкольников"

В разработке представлен опыт по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Разработка содержит обширный материиал для проведения НОД, развлечений, дидактические игры,  справочный ...

Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем

       Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения  сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...

Опыт работы по правовому воспитанию дошкольников

Опыт работы по правовому воспитанию дошкольников ...