"Рисунок ребенка - отражение его мышления"
статья на тему


«Рисунок ребенка - отражение его мышления, которое развивается темпами, заданными природой».

 Давайте заглянем в свое детство и вспомним, как мы любили рисовать. Ведь, наверное, все дети любят рисовать. Рисование для детей – это прекрасный способ выразить свои чувства и эмоции, проявить свою фантазию, научиться усидчивости и терпению.

Не все родители понимают, насколько важно для дошкольника всестороннее развитие. А между тем уже научно доказано, что до 5 – 7 лет ребенок получает такой объем информации, который впоследствии составляет основную базу знаний умений и навыков. И даже человек, который в дальнейшем получит высшее образование в течение все остальной жизни не получает и 50% всех знаний, которых он получил в дошкольном возрасте.

Именно поэтому педагоги и психологи со всего мира дружно утверждают то, что развивать ребенка необходимо начинать как можно раньше. И только в этом случае можно быть уверенным в том, что он будет во взрослой жизни успешно заниматься своим любимым делом.

Рисование – один из важнейших факторов, позволяющих познавать мир, развивать самостоятельность, и эстетическое видение мира. Только в процессе творческой деятельности ребенок может познавать себя и окружающий мир гармонично и эффективно.

Уроки рисования для детей обеспечивают работу в двух направлениях:

  • у ребенка формируется эмоциональная связь с природой, окружающим миром, со своей Родиной и с событиями, происходящими в повседневной жизни;
  • формируются навыки изобразительного искусства.

Но кроме этого, рисование развивает мелкую моторику кистей, что приводит к увеличению словарного запаса ребенка и формированию навыков

правильного построения предложений. Ученые уже давно отметили тот факт, что чем лучше развита мелкая моторика кистей, тем лучше речь ребенка.

Для ребенка в дошкольном возрасте рисование не является непосредственной самоцелью, поскольку в этом возрасте рисуют с удовольствием абсолютно каждый ребенок, но в то же время уже во взрослой жизни рисованием занимаются единицы. Это говорит о том, что уроки рисования для детей дошкольного возраста должны проводиться с упором на предмет ознакомления с окружающей средой.

Так, как я считаю себя человеком творческим и такой вид деятельности, как рисование мне очень интересен. Помимо занятий изо деятельности, я организовала кружок рисования в нашем учреждении. Возраст детей, посещающих кружок от 4-7 лет. Дети с удовольствием посещают занятия, ждут с нетерпением новой встречи, открывают для себя много нового и интересного. Для занятий рисования у нас созданы необходимые условия. Это материалы и оборудование, которые дети активно используют для создания своих рисунков не только на занятиях, но и во время свободной деятельности.

В своей работе я активно использую тематическое планирование, что позволяет сформировать у детей определенный запас знаний по заданной теме, а полученная информация всегда требует выхода, который происходит через занятия рисования. Тематическое планирование позволяет осуществлять интеграцию со всеми образовательными областями.

Чтобы выявить уровень развития детей я провожу контрольные занятия, что позволяет строить свою работу более плодотворно. Хочется отметить, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели развития: технические навыки, оригинальность замысла, проявление сюжета, эстетический вкус, воображение, фантазия и др. 

Произошли улучшения и в психологическом развитии, у детей   повысилась самооценка, уверенность в себе и своих силах, умение работать в коллективе

взаимовыручка. Уровень овладения умениями и навыками позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе. Так же детям очень нравится видеть результат своего творения, они с удовольствием анализируют готовые   работы.

На своих занятиях, я очень широко использую ИКТ.  Благодаря использованию ИКТ у меня, есть возможность преподнести материал в доступной форме, ярко, образно, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. В отличие от обычных технических средств обучения, ИКТ позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности и, что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Чтобы воспитать в ребёнке чувство прекрасного, нужно научить его видеть и создавать эту красоту своими руками. Деятельность дошкольников по рисованию должна стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.

Это требует от воспитателя пересмотра методов организации работы, перехода от репродуктивных методов к творческим, исследовательским, нетрадиционным.

 Поэтому, мне очень нравится на своих занятиях во время рисования использовать музыку, причем для каждой темы занятия, я стараюсь подобрать определенное произведение. Я считаю, что воображение при этом, работает намного лучше и творческий потенциал и полет фантазий у детей   становится от этого гораздо выше.

У детей всегда вызывает затруднение рисование по замыслу. Дети рисуют то, что рисовали недавно, то, что рисует сосед, не развивая и не напрягая при этом свою мыслительную деятельность. Я придумала для себя другой вариант использования музыки на занятиях по замыслу: с одной стороны, облегчая, с другой создавая трудности для детей. Ведущей деятельностью на этом занятии является слушание музыки, а вспомогательной – изобразительная деятельность.  Вместе с детьми, мы слушаем музыкальное произведение, и я, предлагаю детям изобразить то, что они слышат в музыке.  Возникнувшие чувства и эмоции дети отражают в своих рисунках. По окончании занятия дети рассказывают, что они нарисовали. У каждого ребенка получается свой рассказ, своя история. Я даже не могла представить, что дети смогли услышать такое в музыке. Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки.

 Давно известно, что рисовать можно чем угодно и как угодно. Поэтому в дальнейшем, со своими воспитанниками, я планирую     использовать в своей творческой деятельности технику нетрадиционного рисования. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а использование нетрадиционных техник изображения помогают этому. Необходимо живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п.,

но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: восковые мелки + акварель, отпечатки листьев, монотипии, рисование мятой бумагой и т.п.

Большое внимание в своей работе я уделяю работе с родителями, что дает положительные результаты: родители стали больше уделять внимания творческому развитию детей дома, чаще интересоваться их достижениями в детском саду, активно участвовать в жизнедеятельности группы, в различных творческих конкурсах.

Я считаю, что необходимо продолжать начатую работу по творческому развитию, так как она влияет на всестороннее развитие ребенка. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ними не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.

К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Я надеюсь, что намеченные планы в моей работе, принесут ожидаемый результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_izo.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

«Рисунок ребенка - отражение его мышления, которое развивается темпами, заданными природой».

 Давайте заглянем в свое детство и вспомним, как мы любили рисовать. Ведь, наверное, все дети любят рисовать. Рисование для детей – это прекрасный способ выразить свои чувства и эмоции, проявить свою фантазию, научиться усидчивости и терпению.

Не все родители понимают, насколько важно для дошкольника всестороннее развитие. А между тем уже научно доказано, что до 5 – 7 лет ребенок получает такой объем информации, который впоследствии составляет основную базу знаний умений и навыков. И даже человек, который в дальнейшем получит высшее образование в течение все остальной жизни не получает и 50% всех знаний, которых он получил в дошкольном возрасте.

Именно поэтому педагоги и психологи со всего мира дружно утверждают то, что развивать ребенка необходимо начинать как можно раньше. И только в этом случае можно быть уверенным в том, что он будет во взрослой жизни успешно заниматься своим любимым делом.

Рисование – один из важнейших факторов, позволяющих познавать мир, развивать самостоятельность, и эстетическое видение мира. Только в процессе творческой деятельности ребенок может познавать себя и окружающий мир гармонично и эффективно.

Уроки рисования для детей обеспечивают работу в двух направлениях:

  • у ребенка формируется эмоциональная связь с природой, окружающим миром, со своей Родиной и с событиями, происходящими в повседневной жизни;
  • формируются навыки изобразительного искусства.

Но кроме этого, рисование развивает мелкую моторику кистей, что приводит к увеличению словарного запаса ребенка и формированию навыков

правильного построения предложений. Ученые уже давно отметили тот факт, что чем лучше развита мелкая моторика кистей, тем лучше речь ребенка.

Для ребенка в дошкольном возрасте рисование не является непосредственной самоцелью, поскольку в этом возрасте рисуют с удовольствием абсолютно каждый ребенок, но в то же время уже во взрослой жизни рисованием занимаются единицы. Это говорит о том, что уроки рисования для детей дошкольного возраста должны проводиться с упором на предмет ознакомления с окружающей средой.

Так, как я считаю себя человеком творческим и такой вид деятельности, как рисование мне очень интересен. Помимо занятий изо деятельности, я организовала кружок рисования в нашем учреждении. Возраст детей, посещающих кружок от 4-7 лет. Дети с удовольствием посещают занятия, ждут с нетерпением новой встречи, открывают для себя много нового и интересного. Для занятий рисования у нас созданы необходимые условия. Это материалы и оборудование, которые дети активно используют для создания своих рисунков не только на занятиях, но и во время свободной деятельности.

В своей работе я активно использую тематическое планирование, что позволяет сформировать у детей определенный запас знаний по заданной теме, а полученная информация всегда требует выхода, который происходит через занятия рисования. Тематическое планирование позволяет осуществлять интеграцию со всеми образовательными областями.

Чтобы выявить уровень развития детей я провожу контрольные занятия, что позволяет строить свою работу более плодотворно. Хочется отметить, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели развития: технические навыки, оригинальность замысла, проявление сюжета, эстетический вкус, воображение, фантазия и др.  

Произошли улучшения и в психологическом развитии, у детей   повысилась самооценка, уверенность в себе и своих силах, умение работать в коллективе

взаимовыручка. Уровень овладения умениями и навыками позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе. Так же детям очень нравится видеть результат своего творения, они с удовольствием анализируют готовые   работы.

На своих занятиях, я очень широко использую ИКТ.  Благодаря использованию ИКТ у меня, есть возможность преподнести материал в доступной форме, ярко, образно, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. В отличие от обычных технических средств обучения, ИКТ позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности и, что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Чтобы воспитать в ребёнке чувство прекрасного, нужно научить его видеть и создавать эту красоту своими руками. Деятельность дошкольников по рисованию должна стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.

Это требует от воспитателя пересмотра методов организации работы, перехода от репродуктивных методов к творческим, исследовательским, нетрадиционным.

 Поэтому, мне очень нравится на своих занятиях во время рисования использовать музыку, причем для каждой темы занятия, я стараюсь подобрать определенное произведение. Я считаю, что воображение при этом, работает намного лучше и творческий потенциал и полет фантазий у детей   становится от этого гораздо выше.

У детей всегда вызывает затруднение рисование по замыслу. Дети рисуют то, что рисовали недавно, то, что рисует сосед, не развивая и не напрягая при этом свою мыслительную деятельность. Я придумала для себя другой вариант использования музыки на занятиях по замыслу: с одной стороны, облегчая, с другой создавая трудности для детей. Ведущей деятельностью на этом занятии является слушание музыки, а вспомогательной – изобразительная деятельность.  Вместе с детьми, мы слушаем музыкальное произведение, и я, предлагаю детям изобразить то, что они слышат в музыке.  Возникнувшие чувства и эмоции дети отражают в своих рисунках. По окончании занятия дети рассказывают, что они нарисовали. У каждого ребенка получается свой рассказ, своя история. Я даже не могла представить, что дети смогли услышать такое в музыке. Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки.

 Давно известно, что рисовать можно чем угодно и как угодно. Поэтому в дальнейшем, со своими воспитанниками, я планирую     использовать в своей творческой деятельности технику нетрадиционного рисования. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а использование нетрадиционных техник изображения помогают этому. Необходимо живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п.,

но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: восковые мелки + акварель, отпечатки листьев, монотипии, рисование мятой бумагой и т.п.

Большое внимание в своей работе я уделяю работе с родителями, что дает положительные результаты: родители стали больше уделять внимания творческому развитию детей дома, чаще интересоваться их достижениями в детском саду, активно участвовать в жизнедеятельности группы, в различных творческих конкурсах.

Я считаю, что необходимо продолжать начатую работу по творческому развитию, так как она влияет на всестороннее развитие ребенка. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ними не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.

К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Я надеюсь, что намеченные планы в моей работе, принесут ожидаемый результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Обзор по оздоровительной прграмме М. Лазарева

Одной из наиболее частых причин невротического состояния ребенка является его физическая неготовность к предлагаемым учебным нагрузкам.Это значит, что физическое здоровье и психическое состояние ребен...

Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка.

Здоровые дети дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтро...

Цвет в рисунке как отражение эмоционального состояния ребенка

У каждого человека есть любимые цвета... Взрослые таким цветам отдают предпочтение в одежде, быту, а дети свои цветовые пристрастия могут выразить через рисунок.  Обратите внимание, какими краска...

Ребенок рисует семью: как анализировать рисунок ребенка

Дети, особенно дошкольники, не могут описать своих ощущений, не могут рассказать свои мысли и объяснить своего психического состояния. Но давно подмечено, что внутренний мир ребёнка отражается в его т...

Технологии преодоления стереотипного мышления и развития способности ребенка к дивергентному мышлению

Технологии преодоления стереотипного мышления и развития способности ребенка к дивергентному мышлению...

Речь ребенка - отражение речи родителей.

Каждый из нас (родителей) хочет увидеть своего ребенка состоявшимся, успешным, уверенным в себе и самодостаточным человеком. И это во многом зависит от воспитания, физического и психического здоровья,...

Друдлы - загадочные рисунки для развития креативного мышления у дошкольников

В ФГОС ДО определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как воображение, фантазия, творчество, комуникативные способности (умение в...