ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ УПРЯМЫХ ДЕТЕЙ
методическая разработка по теме

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны, и упрямцы.

Не секрет: и родители, и воспитатели сталкивались и сталкиваются с проявлением детского упрямства. Ребенок настаивает на своем часто вопреки разумным доводам не потому, что он чего-то действительно хочет, а потому, что он это уже потребовал. Реакция взрослых на эти необоснованные требования проявляется по-разному. Одни пытаются подавить вспышки упрямства; другие игнорируют их, надеясь, что с возрастом это пройдет; третьи считают, что упрямство – выражение силы воли, твердости характера. Очевидно, последние путают упрямство с упорством, когда ставится цель - достичь желаемого, несмотря ни на что. Тем не менее, дети проявляют упрямство в любом возрасте, и это часто приводит к формированию устойчивых негативных черт характера [12].

Ошибочно было бы предположить, что упрямство – результат современного воспитания. Дети во все времена проявляли упрямство. Об этом писала еще Екатерина II в своих «Наставлениях к воспитанию внуков»: “От младенчества дети обыкновенно плачут от двух причин: 1-е, от упрямства, 2-е, от чувствительности и склонности к жалобе. Различать и те и другие слезы можно по голосу, взгляду и по наружности детей; но те и другие слезы не должно дозволять” [18].

Упрямые дети доставляют массу неприятностей родителям, и те единодушно считают своих детей упрямыми. Но в детском саду далеко не все такие дети осмеливаются столь же настойчиво демонстрировать особенности своего характера, и поэтому воспитателям их упрямство не сразу бросается в глаза, а иногда и вообще не воспринимается как трудность.

Выготский Л.С. считал, что первые акты протеста возникают в период кризиса первого года жизни. Малыш начинает противопоставлять себя другим. Также к концу 1-го года жизни, по его мнению, мы сталкиваемся с «впервые проявляющимся у ребенка аффектом собственной личности» - первой ступенью в развитии детской воли [1]. Проявляется это тогда, когда ему в чем-то отказывают или не понимают его.

Захаров А.И. в своей книге писал, что в самом общем виде под упрямством родители подразумевают непослушание, стремление ребенка все делать по-своему, желание настоять на своем и говорить «нет», когда, по их мнению, нужно говорить «да». Пик упрямства приходится на 2,5 года и совпадает с максимально представленным в этом возрасте волевым развитием [3].

Анна Росс считает, что упрямство – одна из самых распространенных проблем, с которой приходится сталкиваться родителям ребенка раннего возраста. Зачастую она кажется многим абсолютно беспричинной; порой единственной причиной проявления упрямства родители считают так называемую генетическую причину, т.е. рассматривают упрямство как черту характера, полученную ребенком по наследству [7].

Доктор психологических наук Мухина В.С. считает, что «упрямство - это явление в развитии взаимоотношений ребенка со взрослым. У ребенка проявляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противиться прежним отношениям. Он упрямится, делает все наоборот. В три года это достигает новых высот и принимает новые формы» [5].

По мнению Захарова А.И. упрямство-это один из способов выражения несогласия, которое чаще всего возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, и одновременно активных и энергичных от природы детей. Ребенок трех лет противоречит сам себе. Он с трудом принимает решения. А потом хочет все перерешить. Ребенок ведет себя так, будто хочет сбросить чье-то иго, хотя никто не намерен его подавить, кроме него самого. Он хочет все сделать по- своему, он отказывается от того, что ему раньше нравилось, все делает вам назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам. Основной его лозунг: "Я сам!" [3].

Улыбка умиления на лицах воспитателей и родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего "Я", это его попытка самостоятельно отдалиться от взрослых, удалить психологическую "пуповину", научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от взрослых ребенку будет сложно найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения.

Этот период естественен и закономерен в развитии ребенка. Выготский Л.С. писал, что он совпадает с кризисом возрастного развития. Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных (стабильных) и более коротких, бурных - критических, таким образом, кризисы - это переходы между стабильными периодами [1].

Актуальность темы в том, что многие воспитатели, имея теоретические знания об упрямстве, особенностях его проявления не всегда адекватно оценивают этот период и не могут подобрать эффективные приемы воздействия на детей, так же не все родители имеют теоретические и практические знания. Выготский Л.С. писал, что упрямство является движущей силой развития, своеобразной ступенькой, этапом смены ведущей деятельности ребенка. Воспитатели и родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

И, наоборот, внешняя "бескризисность", создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospitaniya_upryamyh_detey.rar0 байтов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитания современных детей.

Как правильно воспитывать детей....

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста ...

Особенности воспитания упрямых детей в дошкольной образовательной организации и семье

Упрямство — это такой тип поведения человека, при котором он игнорирует предъявляемые к нему требования или просто отказывается их выполнять. Упрямство начинается с простого негативизма, когда в форме...

Особенности воспитания у детей младшего дошкольного возраста правильного произношения.

В материале изложены рекомендации по успешному освоению звуковой стороны речи младших дошкольников....

«Особенности воспитания гиперактивных детей»

Описание понятия  гиперактивные дети. Диагностическое анкетирование по  (Д. Коннерсу). Разъяснения родителям о том, что происходит с их детьми. Некоторые рекомендации для родителей...

Особенности воспитания упрямых детей.

Симптомы упрямства- негативизм. Характеристика наступления кризиса. Пути преодоления упрямства....