Патриотическое воспитание
статья (старшая группа) на тему

Статья на тему Патриотического воспитания дошкольников посредством создания краеведческого музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание дошкольников

посредством создания краеведческого музея в ДОО»

Рожкова Т.В., воспитатель

МБДОУ детский сад  № 87, г. Орёл

В современном российском обществе социально-экономические преобразования вызвали определенное расслоение общества. В процессе воспитания подрастающего поколения одной из актуальнейших проблем становится патриотическое воспитание.

Академик Д.С. Лихчёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость». Значит педагоги с первых лет жизни должны пробуждать в детях любовь к родной земле, к многовековой истории, культуре и обычаям своих предков.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, родному дому и ближайшему окружению. Родная природа, потешки и сказки, народные игрушки и игры – это неисчерпаемый источник нравствнно-патриотического воспитания дошкольников.

Для решения задач патриотического воспитания в своей работе мы широко используем одну из самых эффективных и актуальных педагогических технологий – метод проектов. В основе проекта лежит какая-то проблема, которая интересна всем участникам проекта: детям, их родителям, педагогам. Интеграция различных видов деятельности обеспечивает сотрудничество, сотворчество детей, взрослых и социума.

Примером реализации творческо-познавательного проекта в ДОО стал проект «Милый сердцу уголок». Поиск информации о своей «малой родине» вызвал у родителей неподдельный интерес, побудил к творческому общению, позволил почувствовать радость созидания. Детям участие в проекте позволило почувствовать свою значимость, приобщиться к истории и культуре родного края, проявить индивидуальность.

Самым зрелищным и запоминающимся моментом совместной работы стала презентация проектов. На этом этапе очень важными для нас оказались не только практические результаты, но и осознание детьми способов продвижения к успеху, обращение к чувствам и ощущениям. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Сколько же интересного, самобытного, удивительного таит в себе наша Орловщина, как искусны и талантливы наши земляки!

Проект «Волшебство мценского кружева» открыл неповторимое, уникальное по своей красоте кружевное производство. Необычайно тонкое, ажурное и самобытное оно нисколько не уступало знаменитому вологодскому кружеву. Родителями были найдены семьи, которые хранят секреты создания искусных узоров с помощью коклюшек. Стало известно, что старинное рукоделие на мценской земле начало свое возрождение.

 

По-новому взглянуть на знакомый музыкальный инструмент заставил проект «Ливенская жемчужина». Ливенской гармошкой восхищались И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, о ней писали Н.Лесков, И.Бунин, К.Паустовский и другие наши великие земляки. Экзотическую самобытность ливенской гармошке придают очень длинные, почти в 2 метра, меха. В ней 40 складок, что позволяет опоясаться ею при растягивании. В настоящее время в Ливнах есть один мастер по изготовлению и ремонту этого звонкоголосого инструмента Кудрявых Константин Федорович.

Удивительным открытием стал проект «Преданья Хотынецкого района». Всем известен неповторимый уголок природы – парк «Орловское полесье», где регулярно проводятся праздники «Троицкие хороводы», ярмарки, концерты творческих коллективов. Этот уголок Орловщины богат своей историей, культурой, с ним связано множество легенд. На территории Хотынецкого района находится древнейший памятник археологии 4-5 в.в. до н.э. – укрепленное население Городище Радовище.

По приданиям здесь Илья Муромец сразился с Соловьем-разбойником близ деревни Девять дубов, у реки Смородинки. Другая легенда о разбойнике Кудеяре поведала о том, что здесь он сложил свою буйную голову. До сих пор кладоискатели ищут награбленные им сокровища возле Кудеяровой горы.

Проекты «Валенки села Бельдино», «Мой Малоархангельск», «Великий и неизвестный А.А. Фет», «Мир плешковской игрушки», «Орловский спис», «Свистульки села Чернышино» позволили открыть лишь часть бесценного национального богатства Орловщины.

Совместное творчество детей, родителей и педагогов было представлено в виде поделок, макетов, фоторепортажей, альбомов, игрушек, рисунков, сценок, обрядовых танцев, песен и др.

Обширные материалы презентации были собраны в мини-музее краеведения. Он создан для маленьких посетителей, постоянно открыт для них. Здесь ребенок не пассивный созерцатель, а он сам, его папа и мама, бабушка и дедушка, его воспитатели – соавторы, творцы экспозиции. Экскурсии в мини-музее способствуют приобщению детей к истории и культуре родного края, знакомству с самобытными ремеслами мужчин и женщин жилищем, одеждой, бытом наших предков. Мини-музей постоянно обновляется. Недавно  появились в музее экспозиции «Тряпичная народная кукла» и «Глиняное чудо». Дети сами активно участвовали в изготовлении кукол-пеленашек, обрядовых кукол, создании глиняных свистулек.

 

Самое главное, что наш музей краеведения находится в условиях ежедневного свободного доступа, где каждый ребёнок представлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать. А значит гордиться своей Родиной, стремиться стать достойным гражданином России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...