Консультация для воспитателей "Интеграция образовательных областей при развитии у детей целостного отношения к труду"
консультация (старшая группа) на тему

Муханова Лилия Викторовна

В консультации даны рекомендации по приобщению дошкольников к труду, в разных возрастных группах, с учетом образовательных областей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка»

Консультация для воспитателей:

« Интеграция образовательных областей

при развитии у детей

ценностного отношения к труду»

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно - два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Чем младше ребёнок, тем менее дифференцированно его развитие.

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае,

Когда воспитатель целенаправленно использует интегративный  подход при организации образовательного процесса.

Согласно принципу интеграции, трудовое воспитание детей осуществляется не только в процессе специфических трудовых игр, непосредственно образовательной деятельности, но и при организации всех видов детской деятельности  через поручения, задания, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

В процессе работы следует организовать образовательный процесс так, чтобы дети получили как можно больше положительных эмоций и отношений к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формировали первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. В первую очередь мы формируем и развиваем у детей трудовую деятельность.

В процессе образовательной деятельности по трудовому воспитанию следует обратить внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

*формирование безопасного поведения в во всех подвижных и дидактических играх при использовании трудового инвентаря (безопасность)

*создание на физкультурных занятиях ситуаций где надо помочь воспитателю разложить или собрать спортивный инвентарь (физическая  культура)

*Развитие нравственных качеств, поощрение проявления помощи как взрослым, так и своим товарищам. Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников. (социализация)

*Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор инвентаря которым будет работать ребёнок, как быстрее это сделать, сложить на место оборудования), специальные задания на ориентировку в пространстве, поручения закрепляющие знания об окружающем, построение  снежных горок, работа с песком, просмотр мультфильмов и чтение книг о труде людей. (познание)

*проговаривание плана работы, названия инструментов, поощрение речевой активности детей в процессе работы, обсуждение о добром деле которое мы сделали. (коммуникация)

*чтение художественной литературы о труде, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, театрализация русских народных сказок. (чтение художественной литературы)

*привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида работ которые мы делаем, использование иллюстраций и репродукций художников на тему труда. (художественное творчество)

*дружное пение песен придаёт трудовым поручениям более задорный характер, игры соревновательного характера всё это сопровождается музыкальным сопровождением. (музыка)

*воспитание у детей привычку трудиться, мы воспитываем у них здоровый образ жизни. (здоровье)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" раздел "Формирование целостной картины мира" в подготовительной группе

Тема: "Мои помощники" Цель: расширение и уточнение представлений детей о возможностях организма человека как средстве адаптации к окружающему миру. Используемые технологии: ТРИЗ...

Конспект основной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование целостной картины мира» для детей 4 – 5 лет «В лаборатории Кроша и Ежика»

Конспект основной  образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»  раздел «Формирование целостной картины мира» для детей 4 – 5 лет «В лаборатории Кро...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование целостного картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

Рабочая программа культурной практики «Формирование целостной картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей средней группы

    Рабочая программакультурной практики«Формирование целостной картины мира» образовательная  область «Познавательное развитие» для детей ...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование целостной картины мира» Тема «Моя малая Родина – Туймазы». Возрастная группа: средняя группа

-формирование представления детей о родном городе.- способствовать формированию  понятия «Малая Родина»;  пополнять знания детей о памятных местах. Обогащать речь детей новы...