Парциальная программа "Тропинка"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Чипигина Вера Николаевна

Приобщению к истокам русской народной культуры для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon partsialnaya_programma_tropinka.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

«Центр развития ребенка детский сад № 4 «Веснянка»

РАССМОТРЕНО

на Методическом совете

Протокол №1

от 28.08.2015

СОГЛАСОВАНО

Управляющим советом

Протокол от 29.08.2015 №1

УТВЕРЖДЕНА

Приказом № 160 от 30.08.2015

«ТРОПИНКА»

Парциальная программа по приобщению к истокам русской народной культуры для детей дошкольного возраста (5–7 лет)

Срок реализации 2 года

Составитель:

Чипигина В.Н., воспитатель

г. Нягань, 2015 г.

«Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания. Без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности».

Д.С. Лихачев

Пояснительная записка

Программа «Тропинка» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно–патриотических позиций, то есть, в конечном итоге, определяет меру его общего развития.

В последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено. Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия, утрачены идеалы человека–труженика, воина–защитника Отечества, забыты многие семейно–бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

Исследователи народного искусства Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно–эстетического воспитания ребенка и развития его художественно–творческих способностей. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».

Научная идея педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, позволяет прийти к выводу о необходимости приобщения дошкольников к живительному источнику народной мудрости, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный  период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Педагогическая целесообразность разработки данной программы определяется отсутствием раздела «Ознакомление с окружающим» для старших дошкольников в программе Л.А.Венгера.

Цель:

Приобщение к  общечеловеческим ценностям и развитие художественно–творческих способностей ребенка в процессе ознакомления с  истоками русской народной культуры.

Задачи:

– раскрыть богатый мир народной культуры, ее значение в жизни общества;

–познакомить с характерными особенностями русского народного творчества и народной культуры, с семейными традициями.

–воспитывать эстетическое отношение к произведениям искусства, явлениям художественной и народной культуры;

– развивать художественно–творческие способности, образное мышление, воображение;

– формировать технические навыки работы с различными изобразительными материалами.

Данная программа составлена на основе содержания программ: О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» по формированию духовно–нравственных качеств дошкольников, У.Р. Кузнецова «Зернышко» по развитию художественно–творческих способностей дошкольников, дополнена автором  в части «Содержание программы» и разработана в частях «Учебно–тематический план», «Перспективный план по художественно–творческой деятельности», «Предметно–развивающая среда».

Содержание программы включает следующие блоки: «Я», «Семья», «Род», «Народ»,  «Родина». Программа рассчитана на интеграцию ознакомления с окружающим,  художественно–творческой деятельности (художественно–ручного труда) дошкольников и элементов фольклора. Кроме теоретических знаний, предполагается также практическое закрепление полученной информации. Создание игрушек, коллективных панно, аппликация, лепка и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Использование электронных образовательных ресурсов на занятиях способствует созданию ярких художественных образов, «как люди на Руси жили».

Особенностью программы является то, что в процессе ее реализации используется  композиция «Семья», состоящая из шести ростовых кукол в русских народных костюмах, которая способствует  приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Костюмы, в которые одета «Семья», созданы на основе достоверных этнографических данных по схемам–выкройкам русских народных костюмов, бытовавших с конца 18–го до начала 20–го веков. Народный костюм является своеобразным языком культуры, который знакомит детей с русскими традициями, с определенным образом жизни, с ролью и задачами  в семье мужчины и женщины.

        Данная программа адаптирована под реальную материально–техническую базу, учитывает психологические и возрастные особенности детей, пожелавших заниматься в кружке.

Занятия кружка с использованием композиции «Семья» проходят в «избе», в оформленной  «зоне народной культуры» в соответствии с рекомендациями М.Д. Маханевой. В свободном помещении детского сада сделан деревянный сруб, деревянные лавки и столы, «сложена» печь, постелены самотканые половики. В «избе» есть вышитые старинные занавески, люлька, прялки, божница, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца и др.

 Большая часть экспонатов – предметы быта села Мезенское Свердловской области, являющиеся реликвией семьи по материнской линии педагога–руководителя кружковой работы.

Программа рассчитана на два года обучения детей: 5–6 лет (старшая группа) и 6–7 лет (подготовительная к школе группа). Занятия проводятся один раз в неделю по 25–30 минут в группах по 8–10 человек.

Программа «Тропинка» реализуется в рамках кружка дополнительного образования. При отборе детей в кружок  учитывается, в первую очередь, интерес к народно–декоративному искусству, уровень развития творчества в процессе художественно–ручного труда.

 Воспитательно–образовательный процесс строится в форме общения детей с членами «Семьи» и реализуется  в празднично–игровой, учебной, продуктивной и других видах детской деятельности.

        Весь процесс обучения является  творческим, исследовательским и носит воспитательный характер. Введение в процесс обучения элементов игры позволяет занятиям проходить живо и эмоционально. Через игры происходит знакомство детей с понятиями «семья», «род», «родственники». Куклы «живут» в крестьянской «избе». Они очень любят общаться с детьми, встречать гостей в «избе»  и сами часто приходят в группу. Эти куклы – любимцы ребят. Дети принимают их за своих друзей и дорожат дружбой с ними. Куклы – носители народной мудрости, знают много русских народных сказок, песен, поговорок. Занятия с участием кукол композиции «Семья» всегда комплексно и содержательно насыщенные. На них дети занимаются различными видами деятельности, узнают новое, закрепляют пройденное, усваивают определённые знания, умения, а куклы, в свою очередь, активно их стимулируют, подзадоривают прибаутками. Незнакомые, странные и интересные для детей предметы куклы достают из «старинного» сундучка, оттуда же появляются сказки, загадки, книги.

Особое внимание при реализации программы «Тропинка» должно быть уделено укреплению связей с родителями воспитанников. Развитие интереса к духовно–нравственному воспитанию детей возможно в рамках семейного клуба.

Показателями освоения программы являются: высокий уровень сформированности социально–нравственных качеств (доброжелательность, уважение другого человека, проявление бережного отношения к окружающему миру) и развития  творческих способностей детей (работы отличаются оригинальностью, ребенок самостоятелен, активен, проявляет инициативу в художественной деятельности, имеет яркую индивидуальность).

Дети имеют возможность принимать участие в творческих выставках и конкурсах различного уровня, от городского до международного.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения дети должны приобрести:

Знания:

–основ русской народной культуры (традиции, обряды, праздники, ремёсла, устное народное творчество);

– предметов русского быта;

– предметов русской старинной одежды, обуви, головных уборов.

– народных художественных промыслов.

Умения:

– использовать полученные знания в различных видах детской деятельности (празднично–игровой, художественно–эстетической, трудовой  и т.д.).

Навыки:

– работы с различными изобразительными материалами.

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь–октябрь), итоговая (май).

При оценке сформированности социально–нравственных качеств у детей используется диагностика Т.М.Бондаренко, а для оценки творческих способностей – диагностика С.Т.Комаровой, О.А.Соломенниковой.


Учебно–тематический план работы

1 год обучения (старшая группа, 5–6 лет)

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

32

11

21

1. Блок «Я»

8

2

6

Тема: «Вводная»

1.

«Милости просим, гости дорогие»

1

2.

«Малыш в люльке»

1

3.

«Баюшки – баю»

1

4.

«Я в детстве» (фотоколлаж)

1

Тема: «Игры и игрушки»

5.

«Жили–были старые игрушки»

1

6.

«Игрушки–тестушки»

1

7.

«Кукла из бабушкиного сундука»

1

8.

«Делу время – потехе час, играй гусельки» (фольклорный час)

1

2. Блок «Семья»

17

7

10

Тема: «Дом. Его строительство, особенности и обереги»

9.

«Что нам стоит дом построить»

1

10.

«Главная в доме – печь»

1

11.

«Горница и обереги»

1

12.

«Лавки, сундуки да утюги»

1

Тема: «Быт и основные занятия русских людей в семье»

13.

«Семь – Я»

1

14.

«Как жили добры молодцы  да красны девицы» Труд детей в крестьянском доме

1

15.

«Семья – главный воспитатель»

1

16.

«Как люди на Руси жили» (фольклорный час)

1

Тема: «Русский народный костюм»

17–18

«Одежда и семья» Русский народный костюм

2

19.

 «Сарафан да кафтан»

1

20.

«Лапотники»

1

21.

«Кокошник девице, а шапка молодцу»

1

Тема: «История русской кухни»

22.

Семейный стол

1

23.

«Хлеб всему голова»

1

24.

«Русский самовар»

1

25.

«Щи, да каша – радость наша» (час здоровья)

1

3. Блок «Род»

7

2

5

 Тема: «Моя родня»

26.

«Кто кому приходится»

1

27.

«Без хозяйки изба плачет»

1

28.

«Без хозяина дом сирота»

1

29.

«Братики – сестренки»

1

30.

«Ярилко»

1

31.

«Встречаем хлебом – солью» семейные посиделки

1

32.

От рода к роду

1


Учебно–тематический план работы

2 год обучения (подготовительная к школе группа, 6–7лет)

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

31

5

26

4. Блок «Народ»

16

2

14

Тема: «Мы народ – славяне»

1.

«Славяне»

1

2.

«Давным–давно» (литературный час)

1

3.

«Богатыри»

1

Тема: «Русские люди – мастера на все руки»

4.

«Русь деревянная»

1

5.

«Русская матрешка»

1

6.

«Русь расписная»

1

7.

8.

«Русь самотканая»

2

9.

«Мастера – ремесленники»

1

10.

«Сапожных дел мастера»

1

11.

12.

«Гончарных дел мастера»

2

13.

«Соломенных дел мастера»

1

14.

Русская ярмарка

1

15.

«Пекарских дел мастера»

1

16.

Хороводы водить – за околицу ходить (фольклорный час)

1

5. Блок «Родина»

15

3

12

Тема: Мой город родной

17.

«Я на карте Нягани» (коллаж)

1

18.

«Малая Родина» (экскурсия по городу)

1

19.

Тема: «Мой дом – Россия»

20.

«С чего начинается Родина»

1

21.

Москва столица России  Герб, флаг, гимн России

1

22.

«Березонька»

1

Тема: «Защитники земли русской»

23.

«Русь богатырская»

1

24.

«России верные сыны» (городской музей)

1

25.

«Современная военная техника»

1

Тема: «Народный календарь»

26.

«Праздник урожая» (фольклорный час)

1

27.

«Новый год и рождество» «Колядки»  (фольклорный час)

1

28.

«Масленица» (фольклорный час)

1

«Пасха» (фольклорный час)

1

Тема: «Заключительная»

29.

Прощание с «избой–музеем» и ее хозяйкой

1

30.

Викторина «О русской народной культуре»

1

31.

Выставка поделок «Мы – умельцы»

1

Содержание программы

1 год обучения, 32 занятия(старшая группа, 5–6 лет)

1. Блок «Я» (8 занятий)

 

Тема «Вводная» (1 занятие - теоретическое, 3 - практических)

«Изба–музей», ее Хозяйка и кукольная композиция «Семья».

Малыш в семье, его рождение, наречение именем, предметы ухода за ребенком. Особенности содержания колыбельных песен, пословиц и приговорок.

Аппликация из ткани «Лоскутное одеяло».

Игра–импровизация «Укачивание малыша».

Фотоколлаж «Я в детстве».

Тема «Игры и игрушки» (1 занятие - теоретическое, 3 - практических)

История возникновения русской народной игрушки, ее назначение, внешний вид, материалы изготовления (глина – дымковская, филимоновская; дерево – матрешка; солома – лошадка; соленое тесто – «мукосольки»; ткань – кукла–закрутка и т. д.), характерные особенности и различия. История возникновения съедобной игрушки. Русские народные игры и обычаи. Особенности проведения русских народных хороводов и подвижных игр. Русские народные музыкальные инструменты.

Работа с тканью и нитками «Кукла из бабушкиного сундука» (кукла–закрутка).

Лепка из теста «Игрушки–тестушки» (способ «налеп»). 

Фольклорный час «Делу время – потехе час».

2. Блок «Семья» (17 занятий)

Тема  «Дом. Его строительство, особенности, обереги» (2занятия - теоретических, 2 – практических)

Строительство крестьянского жилища, особенности обустройства русской избы, предметы домашнего обихода. Назначение этих предметов и умение ими пользоваться. Устное народное творчество: сказки, небылицы.

        Игры со строительным деревянным конструктором «Что нам стоит дом построить».

        Плетение «Кукла–оберег» (способ «намотка»).

Тема «Быт и основные занятия русских людей» (2занятия - теоретических, 2 – практических)

Понятие «Семья». Дети в семье (мальчик, девочка). Права и обязанности членов семьи. Особенности поведения мужчин и женщин в семье и обществе. Распределение труда. Работа в поле и дома. Труд детей в крестьянском доме.

Вышивание по картону «Лошадки и курочки» (способ «вперед иголочка»).

Фольклорный час «Как люди на Руси жили» (презентация).

Тема «Русский народный костюм» (3занятия - теоретических, 6 – практических)

История и особенности русского народного костюма. Характеристика зимней и летней одежды. Отличительные черты в одежде по половому и возрастному признаку.  Мужская, женская, детская одежда. Праздничная и повседневная одежда. Материал для изготовления. Особенности русской вышивки, орнаментальной символики. Традиционная обувь русского народа. Типы обуви. Способы изготовления и украшения. Виды головных уборов. Традиционные украшения. 

Декоративная аппликация «Сарафан да кафтан».

Вышивка по картону «Лапотники» (способ «шов через край»).

Вышивка по картону «Кокошник девице, а шапка молодцу» (способ «петелька»).

Тема «История русской кухни» (1занятие - теоретическое, 3– практических)

Основные продукты питания. Старинные и современные способы уборки урожая. Труд хлебороба. Особенности чаепития на Руси. Самовар – символ гостеприимства. История возникновения пряника, элементы его приготовления (пряничная традиция). Пословицы и поговорки о труде, хлебе.

Лепка из соленого теста «Пряник» (способ «углубленный рельеф».

Аппликация «Русский самовар » (способ «обрывание бумаги»)

Час здоровья «Щи да каша – радость наша».

3. Блок «Род» (7 занятий )

Тема: «Моя родня» (2занятия - теоретических, 5– практических)

Родственные отношения. Статус и значимость каждого члена в семье. Роль матери как хранительницы очага, защитницы детей. Роль отца как хозяина дома. Старшее поколение как источник мудрости, опыта, терпеливого, заботливого отношения к внукам. Родословная, связь поколений. Пословицы, поговорки о семье.

        Лепка из солёного теста «Рябиновые бусы».

        Плетение «Завяжи узелок», «Заплети косичку».

        Вышивание по картону «Ярилко» (способ «шов по выбору»).

Семейные посиделки «Встречаем хлебом–солью».

Фото–коллаж «Родовое древо».

2 год обучения, 31 занятие (подготовительная к школе группа, 6–7лет)

4. Блок «Народ» (16 занятий)

Тема «Мы – народ–славяне» (1занятия - теоретическое, 2– практических)

История русского народа. Древние славяне – наши предки. Исторические события и личности. Былины о подвигах русских богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

Литературный час «Давным–давно».

Аппликация «Богатыри».

Тема «Русские люди – мастера на все руки» (1занятия - теоретических,12– практических)

Разнообразие народных промыслов: керамические художественные изделия, художественные изделия из дерева и роспись, ковроткачество (гобелены), плетение из соломы, вышивание. Мастера–ремесленники (пекарь, плотник, резчик–ложкарь, сапожник–лапотник, ткачиха, вышивальщица, гончар, маляр и др.).

Игры с деревянным конструктором «Русь деревянная».

Аппликация «Русская матрешка» (бумага).

Рисование пластилином «Узорные сарафаны».

Декоративная роспись «Дымковская барышня».

Плетение гобеленов «Коврики».

Плетение и вышивание по картону «Сапоги да лапти».

Лепка из глины и пластилина «Гончарных дел мастера».

Плетение из соломы «Лошадка».

Фольклорный час «Хороводы водить – за околицу ходить».

Самостоятельная творческая деятельность «Русская ярмарка» и «Пекарских дел мастера» (Поделки по мотивам русского прикладного искусства на основе образца, исходя из возможного многообразного комбинирования элементов, форм, цвета, композиционных приемов).

5. Блок «Родина» (15 занятий)

Тема «Мой город родной» (2занятия - практических)

История возникновения города Нягань. Люди, жившие столетия назад. Герб города Нягань и его значение. Природные богатства родного края. Основные промыслы в прошлом. Труд горожан в настоящее время.

Коллаж «Я на карте Нягани».

Экскурсия по местам родного города «Мой город – моя гордость» (Аэропорт, железнодорожный вокзал, здание Администрации, Детский театр, памятник Воину–освободителю, типография, животноводческая ферма, молочный завод, хлебопекарня, нефтяные качалки, буровая и т.д.).

Тема «Мой дом – Россия» (2занятия - теоретических,1– практическое)

История возникновения Руси. Понятие «Родина». Главный город нашей Родины – Москва. Герб, флаг, гимн России. Символ России – береза.

Аппликация «Березонька» (бумага, ткань).

Тема «Защитники земли русской» (3– практических)

Богатыри. Русский воин. Современный защитник Отечества.

Лепка из глины «Богатырский конь».

Посещение музея. Выставка «России верные сыны».

Лепка из пластилина «Современная военная техника».

Тема Народные праздники и обряды» (согласно народному календарю)

 (4– практических)

Связь человека с природой. Взаимосвязь между жизнью растений, животных, птиц, человека и времени года.   Значимость весеннего и осеннего  периодов в жизни природы.

Традиции (гостеприимство, почитание старости, «помочь» и др.) и праздники русского народа. Обрядовые  действия (угощение птиц, закликание весны, поклонение хлебу и т.д.). Празднование Нового года, Рождества и колядок, Масленицы. Народные гуляния на Пасхальной неделе. 

Устное народное творчество: песни, загадки, сказки, поговорки, пословицы, скороговорки, заклички, сговорки, считалки.

Фольклорный час «Праздник урожая», «Новый год и Рождество», «Колядки», «Масленица», «Пасха».

 

Тема «Заключительная» (1занятие - теоретическое, 2– практических)

        Прощание с «избой–музеем» и ее Хозяйкой.

Викторина «Что ты узнал о русской народной культуре».

        Выставка поделок «Мы – умельцы».


Литература

  1. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – М.ООО «Издательство АСТ»,

2003. – 62 с.

  1. Бондарь Е.Ю. 100 поделок из яиц. – Ярославль.: АР, 1999. – 144 с.
  2. Бондаренко Ф.С., Сидаш А.А. Кукла и игрушки. – М.: «Сидаш и Ко», 2003.
  3. Ботякова О.А. Солнечный круг: детский народный календарь. – СПб.: Детство–Пресс, 2004. – 111 с.
  4. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 2004. – 97 с.
  5. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2004. – 184 с.
  6. Корчнова О.В. Декоративно – прикладное творчество в детских дошкольных

учреждениях. – Ростов на Дону.: Феникс, 2002. – 320 с.

  1. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный ручной труд в детском саду:

      программа, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера,2006. – 240 с.

  1. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду.– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 319 с.
  2. Князева О.Л. Как люди жили на Руси: рабочая тетрадь по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб.: Детство–Пресс, 1998. – 24 с.
  3. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. – М.:  РПА, 1998. – 106 с.
  4. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.
  5. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции: народная кукла. – СПб.: Паритет, 2003. – 240 с.
  6. Куприна Л.С., Будорина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб.: ДП, 2004. – 400 с.
  7. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем: занятия с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 112 с.
  8. Малышева А.Н. Работа с тканью: старшая и подготовительная группа. – Ярославль.: АР, 2009. – 96 с.
  9. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – Ярославль.: АР,2008. – 144 с.
  10. Маханева М.Д. Нравственно–патриотическое воспитание детей старшего возраста. – М.:  АРКТИ, 2004. – 72 с.
  11. Мулько И.Ф. Социально–нравственное воспитание детей 5–7 лет: методическое пособие.– М.ТЦ Сфера, 2006. – 95 с.
  12. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Ярославль.: АР, 2007. – 80 с.
  13. Пантелеева Л.В. Детское рукоделие: художественный труд в детском саду и семье:  

      пособие для педагогов и родителей. – М.:П, 2005. – 128 с.

  1. Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ:  

      методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

  1. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно–прикладным искусством. – М.: ООО «Скрипторий», 2005. – 124 с.
  2. Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис –Пресс,  2003. – 208 с.
  3. Соколова С. Сказки из бумаги. – СПб.: Сфинкс, 1998. – 223 с. Полиграф, 2006.
  4. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. – М.: Сфера, 2005. – 112 с.

Список методических пособий для воспитателей и родителей

1. Анистратова.А.А, Гришина Н.И. Поделки из пластилина и солёного теста. – М.: Институт инноваций в образовании им.Занкова: М.:Издательство Ониск, 2008. – 44 с.

2. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные коврики: Пособие для занятий с детьми –    

     М.: АРКТИ, 2007.- 32 с. ил.

3. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные горошины: Пособие для занятий с детьми –

     М.: АРКТИ, 2007.- 32 с. ил.

4. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные лоскутики: Пособие для занятий с детьми –  

    М.: АРКТИ, 2007.- 32 с. ил.

5. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные пуговицы: Пособие для занятий с детьми –

    М.: АРКТИ, 2007.- 32 с. ил.

6. Белякова О.В. Поделки из природного материала – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. –

    316 с.

7. Бурдина С.В. Славянская семья: родство и занятия. Дидактический материал. г.Киров

    2005. ил.

8. Волчевский Д.Н., Задоя И.Н. Плетение. - СПб.: Полигон, 1998. – 32 с.

9. Вохринцева С. Русский традиционный костюм. Комплекс с поневой. Дидактический  

    материал+игра лото.,  г.Екатеринбург: Издательство «Страна Фантазий» 2007 г. Ил.

10. Вохринцева С. Русский традиционный костюм. Сарафанный комплекс. Дидактический  

     материал: г.Екатеринбург: Издательство «Страна Фантазий» 2007 г. Ил

11.Вохринцева С. Народное творчество. Дидактический материал. – г.Казань ООО

      «Карти», - 2008. ил

11. Гончарова А.Е. Коврики своими руками – М., Мир книги, 2004. – 160 с. цв.ил

12. Грехнева Г.М., Коптелова К.Е. Фольклор и родное слово. – М., Издательство «Учитель» 1995. – 62с.

13.Панов В.В. Посмотрите, что я умею. – Издательство «Аркаим», - 33 с.

14. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным

     искусством. – СПб. : Детство-пресс, 2004. – 205 с.

15. «Коллекция идей» / Журнал для умелых ребят (Годовая подписка за 2008 год).

16. «Я – дизайнер» / Журнал (Годовая подписка за 2009 год).

Список демонстрационного материала для детей

-Наглядно-дидактические пособия : Каркополь. Мир в картинках. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез» 2005 . ил.

-Наглядно-дидактические пособия : Хохлома. Мир в картинках. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез» 2005 . ил.

-Наглядно-дидактические пособия : Гжель. Мир в картинках. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез» 2005 . ил.

-Наглядно-дидактические пособия : Матрешка. Мир в картинках. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез» 2005 . ил.

-Наглядно-дидактические пособия : Дымка. – М.: Мир в картинках. Издательство «Мозаика-Синтез» 2005 . ил.

-Наглядно-дидактические пособия : Городец. – М.: Мир в картинках. Издательство «Мозаика-Синтез» 2005 . ил.


Приложение  №1

Диагностика №1

Цель: выявить уровень знаний ребенка старшего дошкольного возраста о русской народной национальной культуре.

Методика «Вернисаж» автор О.А. Соломенникова.

Методы: беседа, игра, запись действий и ответов ребенка.

Обследование проводится в 2 этапа.

Показатели:

  1. Знание предметов русского быта.
  2. Знание русских народных промыслов.
  3. Знание предметов русской старинной одежды, обуви, головных уборов.
  4. Знание обычаев и традиций русского народа.

Анализ результатов:

Высокий уровень:

Ребенок проявляет интерес к предметам русского быта и с удовольствием вступает в игру; знает характерные особенности большинства народных промыслов; аргументирует выбор того или иного вида. Ребенок знает и в основном правильно называет народные промыслы. При  восприятии предметов может дать эстетическую оценку.

Средний уровень:

Ребенок проявляет интерес к предметам русского быта и с удовольствием вступает в игру; иногда путается в названии народных промыслов. Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного промысла. При восприятии предметов может дать им эстетическую оценку.

Низкий уровень:

Ребенок проявляет слабый интерес к предметам русского быта и с неохотой вступает в игру. Путает и не всегда правильно выделяет характерные  особенности того или иного промысла; затрудняется аргументировать свой выбор дать им эстетическую оценку.

Диагностика №2

Цель: выявить уровень развития творчества в процессе художественно–ручного труда.

Методика Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой.

Обследование проводится в 2 этапа.

Критерий: Творчество

а) оригинальность;

б) гибкость;

в) увлеченность процессом творчества.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

Высокий уровень:

Ребенок выдвигает новые неожиданные идеи, отличающиеся по своей сути от широко известных, общепринятых. Легко переходит от одной предполагаемой категории к другой; ребенок проявляет активность в творческой деятельности; выполняет задание  с увлечением.

Средний уровень:

Ребенок старается выдвинуть нестандартное новое решение. Происходит это неуверенно и робко. Он может перейти от одного замысла к другому. Ребенок активен, выполняет задания с желанием.

Низкий уровень:

Ребенок не выдвигает никаких новых решений и идей, отсутствует умение проявлять творчество, трудно переходит от одной предполагаемой категории к другой. Ребенок  пассивен, выполняет задание вяло, без особого желания, не проявляет интереса к заданной деятельности.

Диагностика №3

Цель:  выявить уровень сформированности социально–нравственных качеств ребенка.

Методика Т.М. Бондаренко.

Обследование проводится в 2 этапа.

Показатели:

  1. Способность к нравственной саморегуляции.
  2. Проявление уважительного отношения к окружающему миру (доброта, сотрудничество, открытость в общении с окружающими).
  3. Сформированность нравственных убеждений.

Высокий уровень:

Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Поведение и общение ребенка устойчиво положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными  формами и способами культурного поведения, отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров. Правильно понимает эмоциональные состояния других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность.

Средний уровень:

Поведение и общение ребенка  положительно направлены. Он имеет представление о правилах поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях испытывать скованность, потребность   в поддержке и направлении взрослых. В общении стремятся к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие.

Низкий уровень:

Поведение ребенка неустойчивое, ситуативное. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно их соблюдать не сложилась. Ребенок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Наряду с добрыми поступками, наблюдается частые проявления негативного поведения. Легко возникают отрицательные эмоции.


Приложение №2

Методические рекомендации

по проведению занятий по Программе «Тропинка» с детьми дошкольного возраста

Особенности организации образовательного процесса

Занятия по программе «Тропинка» рекомендуется проводить в форме кружковой или студийной работы в ДОУ, в дворовых клубах, центрах детского творчества.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25–30 минут (в зависимости от возраста детей). Проводить занятия целесообразно с подгруппой 8–10 детей.

        Вся работа по приобщению детей к народной культуре обязательно должна быть связана с различными направлениями воспитательной работы и видами детской деятельности в образовательном учреждении. Это является одним из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно–творческих способностей.

        В любой художественной деятельности на основе народного искусства у детей появляется потребность в общении, определяемая характером этого искусства. Детская деятельность должна быть организована так, чтобы дети могли свободно общаться с другими, со взрослыми, высказывать своё мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. В процессе следует создавать атмосферу, которая позволяла бы детям чувствовать себя непринуждённо, естественно. Это будет стимулировать детей к общению, к независимости и самостоятельности в проявлениях творческой инициативы.

        Художественный материал по различным видам народного искусства (музыка, художественно–речевой, декоративно–прикладной) должен быть тщательно отобран и тесно взаимосвязан между собой. Наиболее эффективна взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства, народной музыки и декоративно–прикладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности. Использование фольклора во всех его проявлениях: песни, потешки, сказки, поговорки, хороводы, игры поможет приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям. Но весь фольклорный материал должен соответствовать возрасту детей.

        При знакомстве дошкольников с декоративно–прикладным искусством России следует использовать художественные промыслы, которые близки и доступны ребёнку для воспитания и воспроизведения (дымковские, филимоновские глиняные игрушки, хохломская, городецкая, гжельская росписи, резьба по дереву, игрушки из соломы, гобелены и т.д.).

Занятия по знакомству детей с предметами крестьянского быта лучше всего проводить в «избе». Хозяйка «дома–избы» встречает детей в будни в традиционном домашнем одеянии русских крестьянок, а в праздники – в расшитом сарафане и кокошнике. На таких занятиях особое внимание следует уделять расширению активного словаря детей с учётом того, что зачастую внешне схожие предметы быта имеют разные названия (кринка, горшок, кувшин).

        Работа с детьми строится на основе принципа индивидуального подхода к детям, с учётом их интересов, предпочтений, наклонностей, уровня художественной деятельности. Во всех видах детской деятельности учитывается возрастные особенности детей, а объём знаний, умений и навыков, которым овладевают дети, даётся с постепенным увеличением и усложнением.

        В целях уточнения и систематизации знаний дошкольников по   декоративно–прикладному искусству используются картины, иллюстрации, предметы, игрушки, макет русской избы. На занятиях по ознакомлению с фольклором используются игровые персонажи: игрушечные животные, встречающиеся в фольклорных произведениях (петушок, курочка, котик, коза, собачка, коровушка, бычок), а также куклы композиции «Семья».

Занятия данного типа можно провести в виде экскурсии в музей, фольклорную и художественную студии.

Для обучения детей декоративной лепке используются  приёмы народных мастеров. Осваивая их, дети овладеют разнообразными способами создания изделия. Не усвоив этих приемов, ребенок не сможет передать красоту изделия.

Знакомя детей с различными изобразительными материалами, педагог обязательно рассказывает и показывает технические навыки работы с ними.

Важным условием, способствующим повышению интереса детей к занятиям, является умение педагога ввести в процесс элементы игры. Любое занятие пройдет живо и эмоционально, если использовать различные игровые ситуации. Необходимо, чтобы  руководство детской деятельностью не носило характер принуждения, а осуществлялось в виде доброго пожелания, совета. Но если ребенка не заинтересовало ваше предложение, то не стоит настаивать. Педагог должен ненавязчиво воздействовать на ребенка, чтобы он на основе имеющихся у него знаний, умений и навыков расширял содержание своих творческих работ: композиций, коллажей. Поэтому тематика практических творческих занятий должна быть непосредственно связана с опытом детей, интересна и увлекательна. Это будет способствовать развитию творчества ребенка, побуждать его развивать замысел работы  и воплощать его. Педагогу надо быть чутким к эмоциональному состоянию детей. Если ребенок устал и интерес к работе угасает, то ее надо прекратить, но при этом обязательно ободрить ребенка и выразить надежду на дальнейшее продолжение работы.

Важное место в методике выполнения практических работ занимает прием совместных действий: ребенка с ребенком, группы детей, ребенка и взрослого, то есть сотворчество. Организовать практическую детскую деятельность необходимо так, чтобы ребенок ощущал радость от совместной деятельности, учился оказывать помощь товарищу, проявлять активность, инициативу, самостоятельность, умел преодолевать свои неудачи, мог добиваться общего результата, получал удовольствие, чувствуя свое причастие к общему делу.

К произведениям детского творчества следует относиться бережно и уважительно: включать их в оформление окружающей среды, использовать для оформления выставок, досугов, праздников, развлечений, театральных представлений.

Праздники, развлечения, способствующие приобщению дошкольников к истокам народной культуры, можно использовать не только с целью радостного торжества, а как средство повышения педагогической культуры родителей. Пусть праздник будет местом встречи и общения детей и родителей. Родители смогут увидеть своего ребенка на фоне других детей, увидеть, чему он научился, познакомиться с практическими приемами работы и научиться использовать их в работе с ребенком дома. Доставит детям удовольствие и взаимодействие с родителями  в совместных играх и хороводах. Познакомившись с играми, родители смогут использовать их в домашней обстановке, во время совместных прогулок с детьми. Пополнятся знания родителей о значении фольклора и произведений народного декоративно–прикладного искусства для социально–личностного и эстетического развития дошкольников.

Заинтересовав родителей, педагог обязательно найдет единомышленников, и тогда праздник будет намного интереснее, так как в него можно включить уже имеющийся опыт родителей: пение, танцы, игру на различных музыкальных инструментах. Родителей можно привлечь и к организации выставки, где могут быть представлены  любые, но подлинные произведения народных мастеров из дерева, глины, ткани, вышивка, кружево и т.д. Если вы  объясните родителям цель создания такой выставки, уверите их в сохранности и возвращении всех работ, то успех вам обеспечен. В группе может быть оформлена «полочка красоты», где выставляются народные игрушки. Пусть они радуют детей, отвлекают от влияния агрессивных игрушек–монстров.

Народная педагогика огромное значение придает играм детей.  Русские народные игры воспитывают активность, сноровку, сообразительность, развивают ловкость, быстроту, способствуют развитию речи. Они учат следовать общепринятым правилам, соблюдать этические нормы. Поэтому заинтересованное участие родителей в обучении детей русским народным играм имеет особый смысл. Большинство родителей приобрели игровой опыт в детстве, общаясь с другими детьми, с детьми своего возраста, со старшими детьми, а затем втягивали в игру и младших, не умеющих играть.

Благодаря такому взаимодействию дети перенимали игровой опыт. Можно использовать этот прием и в наше время, а родители помогут научить детей народным играм своего детства.

         В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно ввести традиции. Так традиция «Я дарю тебе подарок», может быть направлена на развитие умений дарить радость друг другу, на закрепление практических навыков и умений. Для этого родители дома со своим ребенком придумывают композицию творческой работы на изученную тему, подбирают материалы, обсуждают последовательность выполнения работы. В процессе подготовки и  во время выполнения работы ребенок закрепляет необходимые навыки работы с тем или иным материалом и получает соответствующее развитие. Кроме того, при проведении этой работы в домашних условиях могут быть использованы материалы, которые эффективны, но для работы в детском саду не используются, так как запрещены по технике безопасности (кнопки, иголки, скрепки, клей  «Момент» и т. д.). По инициативе родителей могут создаваться коллективные работы, в изготовлении которых может принять участие вся семья или несколько семей. Взрослые, исходя из интересов детей, с помощью педагогов выбирают тему работы, она полностью разрабатывается,  выполняется, а затем родители вместе с детьми участвуют в ее презентации.

Каждый педагог вправе самостоятельно решать, что ему наиболее подходит. Это зависит от индивидуальных особенностей и детей  и педагогов. Важно, чтобы сам педагог осознал, чем и как он хочет заниматься с детьми, не машинально следовал рекомендациям, корректировал их.

Приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.  Нам без прошлого нельзя, с «Тропинкой» – в будущее…

Успехов вам!

Использование композиции «Семья» на занятиях по программе «Тропинка»

С детства ребенка окружают  игрушки. С их помощью ребёнок открывает для себя мир и постигает накопленный поколениями опыт. Понаблюдайте, как играет с куклой ваша дочь? Как она общается с ней, кормит её, гуляет, хвалит или наказывает?

Главный  воспитатель – это семья! Ведь именно в семье начинается для ребенка открытие мира и постижение самого себя в огромном, пугающем своей неизвестностью пространстве. Приобщение детей к  семейно–бытовым  традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» должно  начинаться в семье.

Вот почему созданы не одна или две куклы, а целая семья – образ той семьи, в которой должны расти дети. Куклы не только развлекают, но  и поучают. Куклы  доступны, понятны, интересны всем детям.

        Не пожалейте своего времени на изготовление кукол совместно с ребёнком. Делая куклу, ваш ребёнок учится многому: у него развиваются практические навыки лепки, кроя, шитья, вязания, умение подбирать гармоничные цвета и оттенки для платья куклы, навыки работы с любым материалом. Стремясь максимально точно передать детали одежды или черты кукол, он будет стремиться к поиску материала по истории быта и костюма.

        Изготовить можно не одну куклу, а целую семью.

«Батюшка» – мужчина в возрасте с бородой, возможно, в шапке, в безрукавке, рубаха с богатой вышивкой, на ногах лапти.

 «Матушка» – с очень добрым лицом, одета  в красный сарафан, на плечах – богатый платок, на голове – расшитый жемчугом кокошник.

«Старший сын» – стать и молодость,  игривая улыбка на лице, рубаха как у жениха, порты в полоску, на ногах лапти.

«Старшая дочь» – обязательно должна быть скромной, с опущенными глазами, в ситцевом сарафане, на ней должен быть передник с вышивкой, на голове богатая повязка.

«Младший сын» – лицо детское, фигура неуклюжая, поэтому одежда кажется «большой».

«Лялька» – это кукла–«закрутка» в лоскутном одеяле.

        Созданную композицию «Семья» можно использовать как помощников для передачи детям материалов программы «Тропинка».

 Кукла «Батюшка» поможет рассказать об истории страны, о традиции наречения именем, крещении, раскроет тайну мужских и женских имён. О семейном быте крестьян, об отношении между детьми и родителями, о предметах крестьянского быта. Он же поможет раскрыть понятия «род», «родовое дерево», расскажет о традициях рода от поколения к поколению, поможет  составить коллаж «Мой род».

«Мать» расскажет об обычаях и традициях народа, о том, какую одежду носили наши предки, как и чем они жили. Об исторических корнях и роли различных обрядов и традиций в жизни людей, связи поговорок и народных примет с крестьянским трудом. Она же может угостить детей гурьевской кашей, печеньями «жаворонками», научить детей готовить блюда русской народной кухни. Качая «Малыша» в люльке, кукла «Мама» познакомит детей с колыбельными песнями, побеседует с ними о таких народных традициях, как ожидание ребёнка, приметах, хлопотах вокруг малыша.

Кукла «Мама» может провести семейный конкурс–праздник «Милости просим», рассказать о секретах и традициях русской кухни, провести конкурс традиционных семейных блюд с дегустацией, а затем вовлечь детей и родителей в веселье народной игры, конкурсы песен и частушек.  Под ее руководством дети разучат народные игры, обрядовые песни, изготовят элементы народных костюмов (кокошники, бусы, обрядовые маски), более подробно познакомятся с различными видами декоративно–прикладного искусства. Дети могут приходить на занятия–посиделки, нарядившись в народные костюмы. Разучив много игр, колядок, нарядившись в маски, дети ходят в группы поздравлять всех с Рождеством, Новым годом, показывать обрядовые хороводы, и куклы тоже «поздравляют» всех.

Кукла «Малыш» – поможет рассказать о малыше в семье, о предметах ухода за ребёнком, поможет приобрести навыки пеленания.

Кукла «Сестра» знает много сказок и легенд, она научит, как себя вести и как не следует поступать.

        Куклы «Семья» «живут» в крестьянской «избе». Они очень любят общаться с ребятами, встречать гостей в «избе»  и сами часто приходят в группу.

        Эти куклы – любимцы ребят. Дети принимают их за своих друзей и дорожат дружбой с ними. Куклы–носители народной мудрости, знают много русских народных сказок, песен, поговорок. Дети любят их слушать. Занятия с участием кукол композиции «Семья» всегда комплексно и содержательно насыщенные. На них дети занимаются различными видами деятельности, узнают новое, закрепляют пройденное, усваивают определённые знания, умения, а куклы, в свою очередь, активно их стимулируют, подзадоривают прибаутками. Незнакомые, странные и интересные для детей предметы куклы достают из «старинного» сундучка, оттуда же появляются сказки загадки, рисунки, книги.

        У кукол, как и у любого человека, иногда может быть плохое настроение, они могут быть чем–то озабочены, и тогда ребята приходят на помощь своим друзьям, успокаивают их, веселят, делятся своими «секретами», готовят для них сюрпризы. Куклы повеселели, заулыбались, хвалят ребят. Похвала, которую ребёнок получит за своё сочувствие, стимулирует его желание дарить радость другим и быть от этого счастливым.

        Таким образом, использование кукольной композиции «Семья» может варьироваться в зависимости от целей и задач, поставленных на занятии, и от уровня педагогического мастерства воспитателя. Практически каждый воспитатель может использовать в своей работе композицию «Семья». Но воспитательный эффект от их использования может потеряться из–за отсутствия систематической работы.

Поэтому общение детей с членами «Семьи» может реализовываться в празднично–игровой, учебной, трудовой и других видах детской деятельности. Чем шире будет сфера общения детей с куклами, тем больше они испытают положительных эмоций, тем быстрее усвоят материал, тем быстрее у них сформируется знание нравственных норм, эстетических идеалов, трудовых умений и общения в целом.

        Желаем вам приятных минут совместного творчества! И счастливого пути по «Тропинке»!

Приложение №3

Использование индивидуально–дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек в процессе реализации программы «Тропинка» (приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры)

В настоящее время очень важной задачей воспитания детей–дошкольников стало возрождение преемственности поколений, к сожалению, утраченной. Дети, понимающие народную культуру в единстве, синтезе фольклора, музыки, семейных традиций и праздников, с самого раннего возраста начинают осознавать себя частью великого народа.

Именно эту задачу и призвана решить программа «Тропинка». В процессе занятий по данной программе происходит воспитание личности ребенка на основе русской народной культуры через познавательную и художественно–эстетическую деятельность.

Совершенствование системы образования потребовало внедрения в практику комплекса мер, направленных на обеспечение каждому ребенку условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс технологии личностно–ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

На занятиях по ознакомлению дошкольников с народной культурой педагогу предоставляются большие возможности использовать дифференцированный подход. Например, подгрупповые, фронтальные и индивидуальные варианты организации занятий, разнообразные формы оказания педагогической поддержки. Но особое внимание следует  уделять учету индивидуально–типологических особенностей детей, в частности, пола ребенка.

Многие годы педагогическая наука и практика недостаточно учитывала пол как важную характеристику ребенка. Вместе с тем И.С.Кон, ссылаясь на данные исследований, констатирует, что в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по–разному, во все времена от разнополых детей ожидают разного поведения и по–разному общаются с ними. Согласно Б.Г.Ананьеву, возраст и половая принадлежность – важнейшие индивидные особенности человека и учитывать их необходимо, начиная с дошкольного возраста.

Процесс поло–ролевой социализации активно протекает в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте ярко проявляются психологические особенности мальчиков и девочек, формируются свойственные полу интересы и склонности, усваиваются типичные для пола модели поведения. Следовательно, необходимо конструирование педагогического процесса на основе индивидуально–дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам в условиях совместного воспитания в детском саду.

Индивидуально–дифференцированный подход явится эффективным средством поло–ролевой социализации старших дошкольников, если:

– содержание образовательной программы будет дифференцироваться в соответствии с поло–ролевыми интересами девочек и мальчиков;

– педагогическая технология обеспечивает постановку ребенка в позицию субъекта в том виде продуктивной деятельности, который наиболее полно соответствует половым склонностям и интересам;

– сконструированная развивающая материальная среда в дошкольном образовательном учреждении позволяет ребенку проявлять на занятиях поло–ролевые интересы;

– обеспечивается взаимодействие педагогов и родителей в воспитании ребенка как будущего мужчины или женщины.

Все эти положения были учтены при внесении изменений в программу «Тропинка». Материал занятий дифференцируется как в когнитивном, так и практическом аспекте. К примеру, при знакомстве детей с ремеслами на Руси определенное место отводится традиционно женским и мужским ремеслам. Педагогу следует учитывать, какими принципами руководствовались родители при обучении мальчиков и девочек труду, какие методы они использовали. Ни в коем случае ребенка не заставляли трудиться через силу, обязательно доводили до него конечную цель труда, так как это повышает мотивацию. Например, отец обращался к сыну: – «Давай, сынок, лапти плести, а то зима придет, в чем ходить будешь?». Не принято было на Руси наказывать трудом, так как это могло сформировать негативное отношение к нему.

На практических занятиях дети тоже выполняют работу в соответствии с их половой принадлежностью. К примеру, при знакомстве с лаптями мальчики имитируют их плетение из бумаги, а девочки – украшают.

Для активизации воспитательных возможностей родителей используется такая форма общения, как семейный клуб. На заседаниях семейного клуба «Горенка» родители видят конкретные результаты поло–ролевой социализации дошкольников. Дети совместно с родителями выполняют задания, которые соответствуют их склонностям и интересам по половому признаку. Заседания вызывают большой интерес, как у детей, так и у родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Т.Н. ДЕВЯТОВОЙ

Обобщение опыта по внедрению парциальной программы Т.Н.Девятовой "Звук-волшебник"...

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....

Парциальные программы

  ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - вос...

Парциальная программа "Маленькие фантазеры"

Программа "Маленькие фантазеры" направлена на обучение старших дошкольников творческим описаниям....

Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку

Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...

Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку

Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...