Хоровые и игровые песни.
консультация на тему

Комаровская (Семенова) Елена Владимировна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._dlya_vosp._horovodnye_i_igrovye_pesni.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Хороводные и игровые песни»

        Из всех песен, связанных с движением, в песенной культуре восточных славян хороводы и игровые песни – жанр наиболее развитый и разнообразный.

        Само слово - «хоровод», народного происхождения. От «хороводиться» - водиться, знаться с кем-нибудь, хотя имеется и научное его объяснение (греч.horos – круговой танец). У этого слова существует много местных, диалектных вариантов – карагод, каравод, танок, круг, гулянье, улица.

          Итак, хоровод – это совместное пение, сопровождаемое хореографическим и/или драматическим действием. Хороводы водили на вольном воздухе, за околицей, на зеленой луговине. На больших праздничных гуляньях – хоровод объединял молодежь нескольких деревень и сел; число участников достигало двухсот – трехсот. В праздники хоровод начинали водить в более ранние часы. На фоне яркой зелени красиво выделялись разноцветные платки и сарафаны молодых женщин и девушек. Взявшись за руки, участники хоровода плавно двигались по кругу или же рядами, «змейкой», «подковой», «гребешком», красиво сплетаясь и расплетаясь (Напр. «Заплетися, плетень»). Плавное хождение, сменялось веселой игрой в «Заиньку», «Воробышка», «Селезня», «Оленя».

          Многие хороводы – своего – рода театрализованные действа. Содержание песни разыгрывалось посредством выразительной мимики и жестов.

          Общественное значение хороводов очень велико. Они играли определенную идейно – воспитательную роль, в них выражалось передовое общественное мнение, и были наделены определенным ритуальным смыслом.

          Обрядовые хороводы издавна служили своего рода коллективным действием – оберегом: в пределы хороводного круга не могли проникнуть злые духи. Поэтому в первую очередь за хороводом закрепилась именно эта магическая функция – выпроваживание всего потустороннего, «чужого» за пределы «своего» пространства.

          Классификация хороводов:

  1. Хоровод с пространственной композицией - это результат  

 а) определенного сюжета хороводной песни, который инсценируют участники хоровода.  

            б) развитой хореографии.

          Выделяют такие композиции:

           - круговой хоровод, может быть много кругов, один в другом или стоящих рядом). В кругу обычно находятся солисты, которые не поют, а лицедействуют, играют песню (Напр. «Перепелочка»).

          - орнаментальный хоровод (т.е. фигурно – двигающаяся цепь). Это: «улитка», «змейка», «подкова», «восьмерка», «жгут» (веревка из трех прядей), «ворота» («ручеек»), «крест» (две шеренги скреплены в центре и двигаются).

          - линейный хоровод, драматической основой которого является соревнование двух групп участников, которые выстраиваются в две линии (ряды) (Напр. «А мы просо сеяли»).

          2. Хоровод как пляска без пространственной композиции. Характерен для обрядовых процессий с пением и представляет собой фактически размеренное шествие.

           3. Хоровод как статичное музыкальное действо, без пляски, без организованного движения всех участников. Например, под исполнение песни все участники стоят парами и только одна девушка медленно движется относительно этих пар, без определенного хореографического рисунка.

        Для хороводов и игровых песен чрезвычайно характерен принцип повтора (повторение стиха или отдельных слоговых групп).

        Содержание хороводных песен очень разнообразно:

         - темы земледельческого труда («Кто с нами пашенку пахати», «Земелюшка чернозем», «Сею, вею бел леночек», «Посеяли девки лен»).

         - семейно – бытовая тема («Во поле береза», «Заиграй, моя волынка», «Во лузях», «Уж я, матушка, неженат хожу»).

         - лирические хороводные («Как под лесом, под лесочком шелкова трава», «Чья девица молодая»).

        Преимущественно развитие получили зимние формы общения на Руси. На них помимо хороводов, плясок были игры.

        Особенностью вечерочных игр – хороводов было то, что они заканчивались поцелуями, которые в народной традиции связаны с древней магической функцией, т.к. способствовали обильному урожаю. Подобные игры нравились молодежи. В них проявлялись взаимные чувства, симпатии, что в конечном итоге приводило к выбору жениха и невесты.

         Условно игры, можно разделить на основные типологические группы:

  - драматические (воплощение художественного образа в драматическом действии, т.е. в синтезе диалога, музыкального припева, движения).

  - спортивные, наличие соревнования. Их цель – победа в состязании: «Прятки», «Колдуны», «Перечина».

 - хороводные, разрабатываются хореографические, плясовые элементы: «Заинька», «Каравай», «Чижик».

         Существенным, ярко эмоциональным элементом игры являются игровые припевы, которые могут одновременно выступать в качестве зачина игры, быть ее смыслом стержнем и связующим элементом. В игровом припеве такой, например, игры, как «Молчанки», заключающийся в том, чтобы после исполнения песенки не проронить ни единого слова, описываются не только условия игры, но и наказание проигравшему:

  …Мы набрали в рот воды и сказали всем: замри!

  А кто первый отомрет, тот получит шишку в лоб!

          Велика художественная ценность хороводов и игр. Воспроизведение в них различных бытовых явлений и дел в присущей им строгой последовательности имеет целью путем многократного повторения их в виде игровых действий с малых лет привить детям уважение к существующему порядку вещей, подготовить их к труду, научить правилам поведения, познакомить с традициями и обычаями.

          Будучи неотъемлемой частью культурных традиций народа - игры и хороводы развиваются по мере развития самого общества.

                                                  Литература.

  1. Камаев А.Ф. «Народное музыкальное творчество: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. / А. Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. – М, «Академия» 2005г., - 304с.
  2. Науменко Г. М. «Дождик, дождик, перестань!» Русское: нар. детское музык. тв – во / Г. М. Науменко – М, «Советский композитор» 1988г., - 192с.
  3. Попова Т. В. «Основы рус. нар. музыки» / Т. В. Попова. – М, «Музыка» 1977г., - 224с.
  4. Щербакова О.С. «Музыкальный фольклор и дети» (песни алтайского края): Учебное пособие / О. С. Щербакова. – М, «Русская песня» 1997г., - 46с.            

 

                                                                      Подготовка к педсовету

КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

                                                                   

                             

Музыкальный

Руководитель:

Семенова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые песни, песенки - распевки в музыкально - оздоровительной работе ДОУ»

В данной публикации имеются игровые песни, песенки - распевки марийских поэтов, композиторов, применяемые в музыкально - оздоровительной работе ДОУ....

В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.

В картотеке собраны песни для детей по темам:  ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...

"На крыльях песни хоровой"

Фестиваль хоровой песни в городе Мегион....

статья "На крыльях песни хоровой"

С давних времен песня объединяла людей, она и сегодня является верным спутником активных людей. Чтобы объединить людей, которые не могут жить без песни в нашем городе в школе искусств прошел VI  ...

Технология использования музыкально-игровой деятельности на хоровых занятиях с младшим коллективом детской хоровой студии

Музыкальные игры, открывающие детям пути к разнообразным эмоционально двигательным впечатлениям, являются обязательным дополнением и к технологиям обучения в связи с особенностями возраста учеников. С...

Хороводно-игровые песни

Хороводно - игровые народные песни для старшего возраста....