«Игровые песни, песенки - распевки в музыкально - оздоровительной работе ДОУ»
методическая разработка по музыке на тему

Охотникова Елена Николаевна

В данной публикации имеются игровые песни, песенки - распевки марийских поэтов, композиторов, применяемые в музыкально - оздоровительной работе ДОУ.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя».

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...».

В. А. Сухомлинский

Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, - пишет педагог Е.Н.Арсеневская.

По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.

Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития

детей.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - одно из новых направлений как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.

Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

В свою работу включаем произведения марийских поэтов, писателей, композиторов и из обоих выпусков сборника «Ший огыр» «Серебряный колокольчик» для детского сада составителей - педагогов нашей республики Л. П. Майоровой и Г. Д. Никеевой.

Музыкально-оздоровительная работа предполагает применение на каждой ООД области «Художественно - эстетическое развитие» направлении «Музыка» следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки-распевки

С них начинается ООД области «Художественно - эстетическое развитие» раздела «Музыка». Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

В.Крылов «Оҥгыр» (пропевание попевки на одном звуке)

Оҥ/гыр/на// ке/чыл/теш//,

Йӱк/ лук/таш// пеш/ кер/теш//.

Ко/лыш/та/льым/ гын//, ой//:

Йоҥ/ - йоҥ/, йоҥ/ - йоҥ/, йоҥ/ - йоҥ!//

В. Крылов «Салам, шочмо элем!»

Кече шыргыж кынелеш

Да уремышке ӱжеш.

Мые мӧҥгӧ гыч лектам: —

Поро уремем, салам!

В. Крылов «Шыжым»

Кайык-шамыч чоҥештат,

Шӱлыкын чеверласат.

В. Крылов «Шошым»

Лай шошо шыргыжеш,

Толешыс кайык еш.

«Агытан» «Петушок»

Мутшо В. Изиляновам, семже С.Маковым Агытан, агытан,

Мыланем поро таҥ.

Кужу поч, сылне поч,

Вÿдым йÿ, пырчым коч.

Шулдыр ден пералтен,

Тый колтет муралтен.

Кужу поч, сылне поч,

Савар гоч ит камвоч.

Кекерек - керек!

«Садикыште» «В садике»

Мутию В.Абукаев - Эмгакын, семже С. Маковын Тышке таче мыйым кондыш авием.

А кастен налаш ок мондо ачием.

Кечыгут еш гае тыште илена.

Лийына эре тыгае весела.

Дыхательная гимнастика.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В ДОУ ООД области «Художественно - эстетическое развитие» направления «Музыка» включает упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

В.Абукаев - Эмгак «Повороты головы» («Вправо - влево»).

Олыкышко каена,        По лугу мы гуляем,

Тышке - тушко коштына.        Красотой любуемся.

Ош вис висым погена,        Мы ромашки наберём

Сай букетым пидына.        И в букетик соберём.

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой.

На счёт «раз» слегка поворачиваем голову вправо - вдох! Затем, не останавливаясь посередине, сразу же на счёт «два» слегка поворачиваем голову влево - тоже вдох! Шею во время поворотов ни в коем случае не напрягать. Она абсолютно свободна. Болевых ощущений не должно быть. Норма: 4 раза по 4 вдоха - движения.

«Маятник головой» («Малый маятник»).

В.Крылов «Шагат» («Часы»)

«Тик-так, тик-так, тик-так...»

Эр - кас шокта иктак.

«Тик-так, тик-так, тик-так...»

Вашка, вашка адак.

«Тик-так, тик-так, тик-так...»

Коштеш, коштеш эртак.

«Тик-так, тик-так, тик-так...»

Йöршеш суртна салтак.

Дети стоят ровно и прямо, ноги уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища. На счёт «раз» опустить голову вниз (посмотреть в пол) - вдох! И сразу же без остановки (не возвращая голову в и.п.) на счёт «два» откинуть её вверх (посмотреть в потолок) - вдох! Выдох уходит посередине каждого вдоха. Следить, чтобы шея была абсолютно свободная, ненапряжённая. Норма: 4 раза по 4 вдоха - движения.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе применяются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровые фонопедические упражнения

В.Изилянова «Самолёт» «Самолёт»

1 .Самолёт кÿшнö,

Мый колам йÿкшым:

У-у-у!        (глиссандо снизу вверх)

Но поктен ом шу.

У-у-у!        (глиссандо снизу вверх)

Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.

В.Регеж — Горохов «Куку» «Кукушка»

«Ку - ку, ку - ку»,- Мура куку.

«Ку-ку, ку - ку»,- Мура куку.

«Ку - ку,ку - ку»,- Мура куку.

«Тыят лият, - Манеш кугу».

Игровой массаж тоже проводится на ООД области «Художественно - эстетическое развитие» направлении «Музыка». Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношению к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Применение игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Игровой массаж мог

В.Изылянова «Нойыш полна» «Устали ножки»

Корно мучко куржылдал,        бег на месте,

Нойыш - нойыш кок йолна.          поглаживание обеих ног.

Шинчына, муралтена.        Сели на пол,

Да йолнам кандарена.        поглаживание обеих ног

Коммуникативная игра

Охотникова Е. (авторская разработка) «Когыльо - могыльо» «Вареники»

Когыльо - могыльо        (Дети стоят в кругу и «лепят» вареники.)

Кок шудö подкогыльо.

Когыльым - могыльым

Ыштышна подкогыльым:        (Дети передают «вареник» друг другу в руки,

Подкогыльым модо ден,        называя начинку, стараясь не повторяться.

Подкогыльым пареҥе немыр ден,

Подкогыльым ковышта ден,

Подкогыльым эҥеж ден,

Подкогыльым йошкар шоптыр ден,

Подкогыльым шем шоптыр ден,

Подкогыльым торык ден, да тулеч моло.

Игра «Солнышко и дождик»

В.Крылов «Весела муро»

Шыргыж ончо кече,        (Дети радуются солнышку, исполняют весело

Кумыл - сай игече.        попевку)

Тра - ля -ля, ля - ля, ля-ля,

Кумыл - сай игече!

В.Крылов «Шÿлыкан муро»

Йÿржö чарныде йÿреш,        (Прячутся под зонтик, грустно

Меже нöрена уэш.        исполняют песню)

Игра в прятки

Олям мые налам,                                       Уведу я Оленьку в уголок,

Солык йымалан шылтем.                         Спрячу, спрячу Оленьку под платок.

Оля деке ко толеш,                                   Кто к Оленьке подойдёт,

Олям кö кычал муэш?                              Кто Оленьку найдёт?

Коля Оля дек толеш,                                Коля к Оле подойдёт

Коля Оленькам муэш.                              Коля Оленьку найдёт.

Марийские народные потешки

Йож - йож- йож        (Показывают как пилят)

Пила ден пÿчкеш Ольош.

Тук - тук - тук                      (Показывают, как забывают гвоздь молотком)

Чöгыт ден пера Вачук.

  • Шылт - шолт, шылт - шолт  (Стучат указательным пальцем одной руки Пералтале шиште таҥ.        по ладошке другой

Пылт - полт, пылт - полт  (Показывают ладошками поочерёдное шевеление Койын кодо ош мераҥ.        ушек зайца над головой)

«Тыгела куштена» «Так мы пляшем»

Мутшо В.Изилянован, семже С.Маковым

Совым пералталын тыгела,         Хлопают в ладоши,

Йол ден тавалталын тыгела,                 притопывают ногами,

Кидым рÿзалталын тыгела,                  показывают ручками «фонарики» Куштена, шогалын почела.        выполняют марийские плясовые движения

При ознакомлении с новой песней применяю игровые варианты показа и разучивания песни.

«Изи сарсий» «Воробей»

Мутшо А.Иванован, семже С. Маковын (Показ движений по тексту) 

1.Изи кайык выр-выр-выр        (Прилетел воробей (игрушка)

Модын пöрдын мыйын йыр.        хочет поиграть со мной.

Огеш лÿд сарсий йöршеш,        не боится он людей, 

Воктекем волен шинчеш.                    Очень смелый воробей)

2.Шемшыдаҥым шавалтем,                 (Зёрнышки насыплю я)

Кайыкем теммеш пукшем.                   Птичку накормлю.

Тауштен, изи сарсий                             Воробей благодарит

Муралтале: «Чи-чи-чи!»                       Своей песней: «Чи-чи-чи!»)

 «Ошйол» «Белая собачка»

Мутшо И. Емельяновын, семже С. Маковын 

1.Ам - ам - ам!

Мый Ошйол улам.    (Показ движений по тексту с игрушкой) Ӧрдыж еҥ толеш –

Вик тöрштем вашеш.

2.Ам- ам - ам!

Мый Ошйол улам.

Пöрт воктен кием,

«Сурт орол» лÿмем.

«Тÿрлын кутыраш лиеш» «Громко - тихо»

Мутшо В.Абукаев - Эмгакын, семже С.Маковын

Курчаклан мален колташ        показ убаюкивания куклы,

Шып лияш кÿлеш, йолташ.        пропевание шёпотом,

Курчак ден пырля модаш        игра в ладоши в парах.

Лÿдман огыл кутыраш.

Пальчиковые игры.

Важное место ООД области «Художественно - эстетическое развитие» раздела «Музыка» занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Г.Сабанцев «Леве йур» «Тёплый дождик»

  1. Леве йÿр йÿраш тÿҥале— (Указательным пальцем одной руки по 

Кап-кап-кап-кап-кап.       ладошке другой показывают как идет дождь)

Ял урем ден вÿдшö талын       (Открытыми ладонями обеих рук Йыргыкта ÿмбак.        показывают движения на себя «веер»)

  1. Йÿр йÿреш. Ойла вет тудо: (Указательным пальцем одной руки

«Кап-кап-кап-кап-кап».          По ладошке другой показывают как

                                                                                          идет дождь)

Ужарга садер, шаршудо,      (Поочерёдно загибают пальцами одной руки Мушкылтеш пурак.               пальцы другой руки)

  1. Йÿр кеҥежым леве-леве — (Указательным пальцем одной руки по 

Кап-кап-кап-кап-кап.               ладошке другой показывают как идет дождь) Шонанпыл волгалтын теве,       (Руки вверх, ладошками показать небо) Сылне олык лап.                (Руки в стороны развести, ладошками вниз)

А.Горохов «Улына чолга салтак» «Мы храбрые солдаты»

Икыт, кокыт, кумыт ...        (Поочередно загибают пальчиками

одной руки, пальчики другой)

Каена рад ден.           (Пальчики указательный и средний

                                               маршируют по столу, или по коленке ноги)

Икыт, кокыт, кумыт...        (Поочередно загибают пальчиками

одной руки, пальчики другой)

Эртена мурен.        (Пальчики указательный и средний

                                               маршируют по столу, или по коленке ноги)

Икыт, кокыт, кумыт...        (Поочередно загибают пальчиками

одной руки, пальчики другой)

Шотлена адак...                                         (Пальчикиуказательный и средний

                                                     маршируют по столу, или по коленке ноги)

Икыт, кокыт, кумыт...        (Поочередно загибают пальчиками

одной руки, пальчики другой)

Улына салтак.        (Пальчики указательный и средний

                                                    маршируют по столу, или по коленке ноги)

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Применение речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях вокального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

ООД области «Художественно - эстетическое развитие» раздела «Музыка» с применением технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех ООД невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Применяемые здоровьесберегающие технологии на марийском языке развлекая развивают ребёнка. Они помогают детям не только приобрести определенные навыки в развитии голоса, но и способствует формированию личности в целом, содействует укреплению здоровья, помогает устранению дефектов в речи.

Таким образом, музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Библиографический список:

  1. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения /авт. сост. О.Н.Арсеневская. – Ид. 2-е. –Волгоград: Учитель, 2013.- 204с.

  1. «Ший огыр» «Серебряный колокольчик» Музыка в детском саду выпуск 1 Марийское книжное издательство, г. Йошкар-Ола, 1992 142с.
  2. «Ший огыр» «Серебряный колокольчик» Музыка в детском саду выпуск 2 Марийское книжное издательство, г. Йошкар-Ола, 1994 152с.
  3. Маков С.Н., Очеева Т.И. «Тып-топ ошкылам: йоча муро аршаш // Топ-топ-я иду: сборник песен для детей. - Йошкар-Ола: Издательский дом «Марийское книжное издательство», 2016. -72с.
  4. http://dou29.ru О. И. Зайцева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями по вопросам музыкально-оздоровительной работы ДОУ

Планирование на год . Взаимодействие музыкального руководителя и родителей по вопросам музыкально - оздоровительной работы....

Музыкально-оздоровительная работа. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности."

Данная презентация может использоваться на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах-практикумах....

Практический материал из опыта работы по музыкально-оздоровительной работе в ДОУ

Предлагаю практический материал по музыкально-оздоровительной работе: игроритмические упражнения, с элементами массажа, пальчиковые игры, комплекс упражнений для пробуждения....

Опыт работы по теме "Системе музыкально- оздоровительной работы в детском саду"

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здор...

«Интеграция и реализация физкультурно-оздоровительной и музыкально- оздоровительной работы в дошкольных организациях ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспита...

Инновационные формы и технологии музыкально- оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ

Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми в ДОУ...