Жестокое обращение с детьми
консультация на тему
Консультация для педагогов о формах и признаках жестокого обращения с детьми; факторы риска и основные признаки, которые должны привлеч внимание педагога; действия педагога в случае подозрения жестокого обращения с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhest._obr._s_det._dlya_vospit._dou.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 8 «Ладушки»
Консультация для педагогов:
«ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ»
Педагог-психолог:
М.С. Мишина
20.11.2015г.
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи), педагогами, представителями органов правопорядка.
Формы жестокого обращения с детьми
Различают в основном четыре формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
2. Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.
3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психологической форме насилия относятся:
• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
• угрозы в его адрес в словесной форме;
• замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
• ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;
• однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
• отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.
Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.
Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:
• признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;
• индивидуальный подход, т.е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;
• использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;
• определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Для изучения воспитателем, семейного климата рекомендуются традиционные методы: наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.
В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).
Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей, принятию мер по защите их от жестокого обращения. При выявлении таких случаев следует обращаться за помощью в различные инстанции: в полицию, юридические консультации, службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, телефоны доверия, специальные службы защиты от насилия.
Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга.
Перед педагогами стоят следующие задачи: обеспечение родителей полной информацией о работе детского учреждения; получение информации о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье и его индивидуальных особенностях; наличие свободного доступа родителей к образовательному процессу; просвещение родителей; вовлечение семьи в совместную работу с педагогами.
Особой задачей является защита прав и достоинства маленького ребенка. Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей и принятию мер по защите детей от жестокого обращения.
Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
- присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
- нежеланный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- "трудный" ребенок.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.
Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.
- Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
- Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
- Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
- Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
- Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
- Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
- Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
- Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
- Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
- Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.
- К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в то, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.
Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы не вольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям.
Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?
- В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
- На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
- Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?
Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует "установка на агрессию". Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.
Таким образом, задача педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
Консультация для родителей на тему:«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»...
Для родителей - Жестокое обращение с детьми
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пре...
Презентация к родительскому собранию в детском саду "Жестокое обращение с детьми - Порочный круг насилия".
Данную презентацию я составила используя Интернет-ресерсы, и демонстрировала ее во время общего родительского собрания в детском саду на тему: "Профилактика безнадзорности и правонарушений у несоверше...
Жестокое обращение с детьми
Рассказать родителям, что же такое - жестокое обращение с детьми....
Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"
В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...
Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».
В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...
Конспект занятия по профилактике жестокого обращения с детьми на тему "Сказки учат многому…" с детьми дошкольного возраста 5-6 лет
Цель:1. Обобщить знание правил безопасного поведения детей при общении с незнакомыми людьми.2. Развивать связную диалогическую речь, логическое мышление, внимание, осмотрительность в общении с не...