ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
статья на тему
АННОТАЦИЯ К СТАТЬЕ
Статья адресована не только работникам образовательной сферы, но и людям не равнодушным к проблеме терпимости и принятия. Принципы терпимости и согласия издавна были в российском обществе, и многое в стране держалось и держится на них. Как это ни странно, при всех политических и социальных распрях последних двух десятилетий по данным исследований, Россия и россияне проявляют вполне достойные терпимость и уважение к культурным различиям. В России проживает более 120 национальностей и значимость развития данного направления очевидна. В данной статье рассматривается проблема воспитания культуры толерантности в детском дошкольном образовательном учреждении. В полной мере раскрывается понятие толерантности, дается сравнение определений толерантности, актуальность и значимость этого аспекта воспитания подрастающего поколения. Затрагивается тема принятия не только иного образа жизни, культуры, но и важность принятия самого себя. Особое внимание уделено практическому опыту ДОУ в создании толерантной среды. В статье излагаются взгляды на данную проблему и анализируется работа педагогического коллектива ГБДОУ детского сада №87 Красносельского района Санкт-Петербурга по формированию культуры толерантности у родителей и воспитанников, аспекту взаимодействия семьи и ДОУ. В статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по формированию толерантных отношений между дошкольниками и всеми участниками педагогического процесса. Кратко описаны некоторые формы методической работы с педагогами ДОУ, ориентированные на воспитание детей в духе толерантности, на формирование у ребенка интереса и любви к своему народу, его традициям, ценностям, а также на понимание и уважение к другим народам, их культуре и обычаям.
Рассматриваются разные формы сотрудничества с родителями воспитанников, вовлечение их в деятельность по воспитанию у ребенка уважительного отношения к особенностям разных национальных культур и народных традиций, добрых, дружеских межличностных отношений в коллективе сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
несколько строк о толерантности | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Большакова Е.В.
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Как хочется быть услышанным, понятым, принятым окружающими тебя людьми, любимыми и близкими, с теми с кем ты живешь рядом, кого видишь и слышишь каждый день. Как не хочется ловить презрительные, оценивающие, высокомерные взгляды и прятаться от людей надевая чужие маски. Вы задумывались о том, как важно иметь возможность быть самим собой, а еще имея такую возможность иметь смелость быть тем, кто ты есть. Самим собой – со своими привычками, особенностями, характером, внешностью, поведением. Как зачастую сложно приять другой образ жизни, понять другую культуру, но страшнее когда не можешь принять самого себя. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности, а так же вопрос воспитания культуры толерантности не только у детей, но и у родителей и педагогов. «Толерантность» - в педагогической среде мы слышим это слово достаточно часто, мы знаем его значение, но все ли мы толерантны? Может есть люди, гораздо толерантнее нас – педагогов, которые не разу в жизни не слышали этого слова, но умеющие ценить и принимать других, не похожих на себя людей.
Что же такое толерантность?
В испанском языке – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Толерантность- это принятие, сочувствие, уважение и сопереживание, это гармония в многообразии, терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам и мнениям.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию, как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы должны довести до сознания детей то, что все люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении. Особая роль в решении задач формирования толерантности отведена именно дошкольному образованию и воспитанию, так как оно является начальным этапом в нравственном развитии ребенка и направлено на предупреждение интолерантного поведения детей в будущем.
В нашем дошкольном учреждении работа по воспитанию культуры толерантности была начата в 2013 году, с момента открытия. Под толерантной культурой мы понимаем общечеловеческую ценность, отражающую интеграцию духовно-нравственных качеств человека, гуманных, демократических поступков, общения и норм поведения, проявляющуюся в терпимом отношении, уважении и правовом понимании окружающих людей, независимо от их национальных, культурных, религиозных принадлежностей, взглядов и привычек. В настоящее время задача воспитания толерантной культуры должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, особенно тех, что оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Культуру нельзя сохранить иначе, как через наших детей. Нам следует создавать и организовывать в учебных заведениях толерантную образовательную среду, где принимается право на индивидуальность, непохожесть, отличия от других, где обеспечивается субъективная позиция ребенка. Оказываясь принятым, понятым ребенок учится проецировать свою толерантность на свои отношения с социумом. Тем самым закладываются основы толерантной культуры. В нашем детском саду уделяется большое внимание воспитанию толерантности у детей, родителей и педагогов. Нами созданы все условия для формирования культуры толерантности. У нас воспитываются дети разных национальностей: армяне, узбеки, грузины, татары, а так же посещали наш детский сад бельгиец, испанка и полячка. Педагогами изучается культура и традиции этих народов, подобрана специальная литература, создана коллекция кукол в национальных костюмах. Родители активно принимают участие в мероприятиях детского сада, рассказывают о своих странах и обычаях, о достопримечательностях и культуре, играют и поют с детьми, рассказывают о национальной кухне и нарядах. Сотрудниками детского сада проводятся мастер – классы, игры по станциям, открытые занятия, дети просматривают специально разработанные флеш-тренинги и видеофильмы, проигрывают этюды. Создаются картотеки игр разных народов мира и развивающие игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей и развитие эмпатии, в которые дети могут играть. В саду творческим коллективом создан музей «Русская изба», организовываются вечера-досуги, выставки и мероприятия с участием родителей. Все мероприятия помогают родителям, педагогам, детям раскрыть мир национальных культур, расширить представление об образе жизни людей разных национальностей, их обычаях, традициях, так же способствуют речевому развитию, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества. Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности.
Литература:
1. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость // Вестник СпбГУ. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения, 1996.
2. Ильченко Л. Педагогика политкультурности и толерантности // Дошкольное воспитание, 2004. - №8.
3. Махаров Е.М. Универсальность толерантности // Толерантность. Якутск, 1994
4. Риэрдон Бетти Р. Толерантность - дорога к миру. М.: 2001.
5. Бакулина С. Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие. Санкт-Петербург, Флинта, Наука, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» г. Владимира по теме: «Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста»
Обоснование, задачи и ожидаемые результаты педагогического опыта по теме "Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей»
Как осуществить совместную деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольников при подготовке к физ-ре и при проведении занятий по физической культуре...
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...
Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей
Воспитатель должен проследить за формой одежды, в которой ребенок идет назанятие. На занятия по физкультуре в помещении дети должны быть одеты в футболку без майки, шорты, носки или гольфы, спортивную...
Консультация для воспитателей "«Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей»"
laquo;Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Детство – это...
Консультация для педагогов «Реализация задач воспитания звуковой культуры речи в группах дошкольного учреждения»
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения....