Методическая разработка
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 397 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга на заседании педагогического совета от 28.08.2014 № 1 | Утверждено приказом заведующего От __________ №_________ ________________ Павликова Р.А./ |
Рабочая программа
Воспитателей группы общеразвивающей направленности для детей раннего возраста от 2 до 3 лет
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155
Воспитатели:
Цыбикова Е.Б.
Мещерякова С.В.
Санкт-Петербург
2015г.
Рабочая программа Воспитателей группы общеразвивающей направленности для детей раннего возраста от 2 до 3 лет составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 и основной образовательной программой ГБДОУ д/с № 19
Вариативная часть на основе программ
Структура рабочей программы
1 | Целевой раздел | ||
1.1 | Пояснительная записка | 4 | |
1.1.1. Нормативные документы | 4 | ||
1.1.2. Цели и задачи | 4 | ||
| 5 | ||
1.1.4. Сроки освоения программы, трудоемкость | 5 | ||
1.1.5. Возрастные особенности детей 2-3 возраста | 5 | ||
1.1.6. Планируемые результаты | 7 | ||
2 | Содержательный раздел | ||
2.1. | Содержание образовательных областей | 7 | |
2.2. | Учебный план группы раннего возраста 2-3 лет | 10 | |
2.3. | Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности | 15 | |
2.4. | Организация взаимодействие с семьями воспитанников | 23 | |
2.5. | Перспективный план по взаимодействию с родителями. | 23 | |
3 | Организационный раздел | ||
3.1. | Кадровое обеспечение | 24 | |
3.2. | Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса | 25 | |
3.3. | Требования к организации развивающей предметно-пространственной среде | 25 | |
3.4. | Организация режима дня в группе общеразвивающей направленности для детей раннего возраста от 2 до 3 лет | 27 | |
3.5. | Тематическое планирование событий, праздников, мероприятий | 28 |
1. Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
Рабочая программа воспитателей группы общеразвивающей направленности для детей раннего возраста от 2 до 3 лет составлена на основе основной общеобразовательной программы ГБДОУ 19 в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155.
Рабочая программа регламентирует цель, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса и включает в себя учебный план, календарный учебный график, календарное тематическое планирование образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей раннего возраста от 2 до 3 лет. Рабочая программа ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов, состава и содержания образовательной деятельности с учетом достижений современной науки.
1.1.1. Нормативные документы для разработки рабочей программы.
Нормативно-правовую основу разработки рабочей программы составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ № «Об образовании в РФ»;
Федеральный государственный стандарт утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Устав ДОУ;
Иными нормативно-правовыми актами РФ и Санкт-Петербурга.
1.1.2. Целевое назначение рабочей программы группы:
- Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного учебным планом, разработанного на основе ФГОС ДО;
- Создание условий равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- Сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования;
- Создание условий для осуществления непрерывного образования.
Задачи рабочей программы:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей;
- Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей;
- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям;
- Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе;
- Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.
- Принципы и подходы к реализации рабочей программы:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства(младенческого, раннего, и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования( далее индивидуализация дошкольного образования);
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество ДОУ с семьей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества м государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
- Сроки освоения программы, трудоемкость.
Нормативные сроки освоения рабочей программы 1.10.2015-31.05.2016 г.
Трудоемкость рабочей программы 38 недель:
Учебные циклы | Количество недель | Количество дней |
Учебный период 1-го полугодия | 17 | 3 |
Учебный период 2-го полугодия | 20 | 2 |
Диагностика – организационный период | 2 | |
Каникулярное время | 1 | 2 |
Всего | 38 |
1.1.5. Возрастные особенности детей.
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего возраста.
Основными участниками реализации программы являются: дети раннего возраста, родители (законные представители), педагоги.
Первая младшая группа от 2 до 3 лет–количество детей-25
Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, проектная деятельность.
Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.
Рабочая программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности.
Для детей дошкольного возраста это:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
Характер взаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический.
Возрастные особенности детей 2-х – 3-х лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется, образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально - через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов проводится посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях дает педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не рассматриваются как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.
1.1.6. Планируемые результаты
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
-не подлежат непосредственной оценке;
-не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
-не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
-не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
-не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного начального общего образования.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,«спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться-с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает, за их действиями подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движения.
2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание образовательных областей
В данной рабочей программе запланированная работа, проводимая с детьми 2-3 лет в специально организованной деятельности по следующим образовательным областям:
- «Социально- коммуникативное развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно- эстетическое развитие»
- « Физическое развитие»
Область социально – коммуникативное развитие
1)Развитие игровой деятельности
2) Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т.ч. моральным)
3) Формирование представление о труде взрослых
4) Обеспечить освоение процессов самообслуживания
5) Формировать представление об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе
6)Закрепление представлений и способов безопасного поведения в разных видах самостоятельной детской деятельности
7) Формирование и развитие общения и средств общения:
- словаря детей;
- слышать речь взрослого, обращенную к группе детей;
- адекватно реагировать на обращение действием и доступными речевыми средствами;
- эмоционально-положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать свое поведение;
- эмоционально-речевого общения со сверстниками в ходе выполнения гигиенических процедур, игр;
- распознавать контрастные эмоции, адекватно реагировать на них действием или словом.
Область познавательное развитие
1)Развитие сенсорной культуры
2)Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
3)Формирование элементарных математических представлений
4) Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
5) Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире
Область Художественно – эстетическое развитие
1)Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру
2) Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании)
3)Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке
4)Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации
5) Приобщение к словесному искусству
Область речевое развитие
1) Активизация словаря, форм связной речи
2) Развитие общеречевых навыков: ритма темпа речи, правильного речевого дыхания, интонации.
2) Развитие литературной речи
Область физическое развитие
1) Развитие мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании
2)Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений
3) Развитие физических качеств
4) Овладение подвижными играми с правилами;
5)Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Методики проведения непосредственно — образовательной деятельности по разным видам построены таким образом, что программные задачи могут быть реализованы на различном материале. Знания, умения и навыки, полученные детьми, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Форма организации НОД как групповые, так и по подгруппам. При организации педагогического процесса осуществляется оптимальный отбор методов, средств, форм обучения. В практической деятельности применяются исследовательские и опытно-экспериментальные методы, позволяющие анализировать и прогнозировать педагогический процесс.
Работа с детьми организуется в следующих формах:
- Непосредственно образовательная деятельность. Специально организованная деятельность педагога с детьми.
- Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории дошкольного учреждения.
- Самостоятельная деятельность дошкольников. Педагоги создают условия для игровой, художественно-эстетической и физкультурной деятельности по интересам и желанию детей.
Домашние задания воспитанникам дошкольного учреждения не предусмотрены (п.2.12.11).
Предельно допустимая образовательная нагрузка не превышает установленных норм СанПиНа 2.4.1.1249-03 (не более 10 занятий в неделю по 10 минут с детьми 2-3 лет).
Во все виды НОД включаются пальчиковые упражнения с целью развития мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие психических процессов, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы.
Физкультурные минутки проводятся с целью смены деятельности физической нагрузки на группы мышц с музыкальным сопровождением.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю. 2 занятия в спортивном зале, 1 занятие на прогулке.
Музыкальные занятия проводятся музыкальным руководителем 2 раза в неделю.
Обучение заканчивается в мае. К этому времени дети овладевают знаниями, умениями и навыками согласно Основной общеобразовательной программе дошкольного образования детского сада № 19.
2.2. Учебный план по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования детского сада №19 детей от 2до 3л
По действующему СанПиН для детей 2-3 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 минут (мониторинг 05-14 ноября и 21-31 мая , каникулы с 01-10 января ) (СанПиН 2.4.12660-10).
Организованная образовательная деятельность:
с детьми первой младшей группы (с 2 до 3лет) общеразвивающего вида при пятидневной неделе.
Организованная образовательная деятельность | ||||||||
Базовый вид деятельности | Продолжительность | Периодичность | Объем недельной образовательной нагрузки | |||||
неделя | месяц | год | ||||||
Образовательная область «Физическое развитие» | ||||||||
Двигательная Физическая культура в помещении | 10 минут | 3 | 12 | 96 | 30 минут | |||
Образовательная область «Познавательное развитие» | ||||||||
Познавательная -Развитие познавательно- исследовательской деятельности -Приобщение к социокультурным ценностям -Формирование элементарных математических представлений -Ознакомление с миром природы | 10 минут | 1 | 4 | 32 | 10 минут | |||
Образовательная область «Речевое развитие» | ||||||||
Развитие речи -Развитие всех компонентов устной речи -Овладение речью как средством общения и культуры. Художественная литература | 10 минут | 2 | 8 | 72 | 20 минут | |||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||
Музыкальная | 10 минут | 2 | 8 | 72 | 20 минут | |||
Изобразительная -лепка | 10 минут | 1 | 4 | 32 | 10 минут | |||
-рисование | 10 минут | 1 | 4 | 32 | 10 минут | |||
Общее количество | 10 | 40 | 336 | 1час 40 минут |
Распределение образовательной нагрузки в неделю в группе (2-3 лет) в минутах
Образовательная область | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
1 | Социально-коммуникативное развитие | |||||
Целостная картина мира (чередование с окружающим миром) | 10 | |||||
2 | Познавательное развитие | |||||
Развитие элементарных математических представлений | 10 | |||||
Окружающий мир | ||||||
3 | Речевое развитие | 10 | ||||
Развитие речи / чтение художественной речи | 10 | |||||
4 | Художественно-эстетическое развитие | |||||
Музыкальное занятие | 10 | 10 | ||||
Лепка/аппликация | 10 | |||||
Рисование | 10 | |||||
5 | Физическое развитие | 10 | ||||
Физкультурные занятия (на улице) | 10 | |||||
6 | Вариативная часть | |||||
Итого | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сетка образовательной деятельности
Пон |
| 9.00 – 9.10 |
| 9.20 – 9.30 | |
Вторник |
| 9.00 – 9.10 |
| 9.20 – 9.30 | |
Среда |
| 9.00 – 9.10 |
| 9.20 – 9.30 | |
Четверг |
| 9.00 – 9.10 |
| 9.20 – 9.30 | |
Пятница |
| 9.00 – 9.10 |
| 9.20 – 9.30 |
2.3. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
№ п/п | Сроки (дата, месяц, неделя) | Образовательные задачи | Тема календаря жизни ДОУ | Тема занятия | Содержание образовательной деятельности | Оснащение предметно-развивающей среды для организации самостоятельной деятельности | Взаимодействие с родителями |
1 | Сентябрь | Адаптационный период: 1.Знакомство с мамой и ребенком 2.Выяснить у родителей общие вопросы, особенности поведения, привычки 3.Дать мамам рекомендации по режиму дня, питанию, одежде в д/с 4. . Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). 5.В период адаптации проводятся индивидуальные занятия, разговоры с детьми, показ игрушек-забав 6.Формирование культурно-гигиенических навыков. 7. Развивать речь, обогащать словарный запас 8. Закрепить понимание слова «овощи», «домашние животные», и «фрукты» «красный, синий цвет», «желтый и зеленый цвет», | ДЕТСКИЙ САД | Чтение художественной литературы на тему «Детский сад», «Игрушки», «Умывальные принадлежности». Беседы («Хорошо у нас в саду…», «Учимся общаться друг с другом», «Мы всегда играем дружно», «Нам вместе хорошо», «Наши друзья книги», «Моя любимая игрушка», «Будем беречь игрушки» и др.). Игры со строительным материалом (строим «Детский сад»). Игровая ситуация («Волшебное слово»). Трудовые поручения совместно с педагогом (наведение порядка в группе) наблюдение за работой помощника воспитателя, Наблюдения (признаки осени; за состоянием погоды; дождем; тучами; ветром; облаками; птицами; осенний пейзаж; наступление светового дня (из окна)). Развивающие игры («Осенние листья»; «Найди такой же листок»; «Урожай»; «Сбор урожая»; «Что где растет?»; «Соберем урожай яблок»; «Раздели на группы» (овощи фрукты); «Собери картинку» (4-6 частей); «Какого цвета, формы, размера»; «Волшебный мешочек»; «Угадай на вкус»). Чтение художественной литературы на тему «Осень», «Овощи», «Фрукты». | 1.Заводные игрушки 2.Музыкальные игрушки 3. Парковка и машинки 4. Пирамидка деревянная из 3 элементов, окрашенных в один из основных цветов, цветные бусы, предметные картинки «овощи», «домашние животные», и «фрукты» | 1.Родительский дневник «В первый раз в детский сад» 2.Анкетирование родителей «Давайте познакомимся». 3.Консультация «Адаптация ребёнка к ДОУ» 4.Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». 5.Памятка для родителей по сопровождению процесса адаптации ребёнка «Ребёнок идёт в детский сад» | |
2. | Октябрь | 1.Формирование культурно-гигиенических навыков 2.Развивать речь, обогащать словарный запас 3.Закрепить понимание слова «одежда» 4.Учить выбирать объекты 2 заданных цветов из 4 возможных, закреплять умение соотносить разные предметы по цвету 5. Развивать зрительное восприятие, учить правильно, держать карандаш 6.Учить становиться в круг ,постепенно ссужать и расширять его 7.Развивать мелкую моторику 8.Учить находить предметы верхней одежды, называть их, группировать 9.Закреплять знания об овощах и фруктах 10.Учить скатывать круговыми движениями пластилин между ладонями 11.Воспитывать доброе отношение к животным 12.Учить бегать, не наталкиваясь друг на друга | Осенний праздник | «одежда» Повторение «овощи» и «фрукты» «красный, синий цвет», «желтый и зеленый цвет», повторение «домашние животные» | Нанизывание бус красных, синих, желтых и зеленых. д/и «найди в группе предметы красного, синего цвета», найди в группе предметы желтого, зеленого цвета», рисование цветными карандашами «цветные клубочки», занятие-игра с картинками из серии «одежда», пальчиковый театр русской народной сказки «репка», сюжетно-ролевая игра «пошли в магазин», лепка с детьми «яблочко», сюжетно-ролевая игра «домашние животные за заборчиком», д/и «назови животных и скажи, кто, как кричит», игра потешка «сорока-белобока», чтение стихотворения А. Барто «лошадка», спортивные упражнения | Пирамидка деревянная из 3 элементов, окрашенных в один из основных цветов, цветные бусы, предметные картинки «одежда», пальчиковый театр для сказки «репка», муляжи фруктов и овощей, пластилин, цветные карандаши и бумага, предметные картинки «домашние животные», фигурки животных | Беседа «Одежда детей в группе». 5. Выставка фото ко Дню Матери. «Мамочка – наше солнышко!» 6.Памятка для родителей. Тема: «Как помочь птицам зимой». |
3 | Ноябрь | Формирование культурно-гигиенических навыков Учить детей замечать и называть явления природы Развивать мелкую моторику Развивать речь, обогащать словарный запас. Развивать двигательную активность Знакомить детей с родным городом: его названием и объектами (улица, дом, магазин, поликлиника), с транспортом и городскими профессиями (врач, продавец, полиция). | «Мой дом» | Закрепляем пройденный материал | Беседы на тему: «Моя Родина». «Защитники Родины». «Машины на улице». Сюжетно-ролевая игра «Шофер», сюжет: «Водитель троллейбуса», игровые ситуации: «Водитель объявляет остановки». «Заправляем автомобиль». Познавательные рассказы: «Общественный транспорт». «Мой родной город». Развивающие игры: «Назови, как называется». Разрезные картинки, кубики (транспорт). «Можно ездить или нет?» Игры с песком: «Строим башни». Игры со строительным материалом: постройка ворот; постройка гаража; постройка города; кораблик. Наблюдение: грузовой транспорт; Легковые автомобили. Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки» Игровые упражнения: «Переправа через речку». «Преодолеваем полосу препятствий». «Цветные автомобили». Рисование: «Салют» (техника «примакивание»). «Светофор». Лепка: «Самолет летит» (пластилинография). Аппликация: «Воздушные шары». «Плывет, плывет кораблик». Рассматривание: фотоальбома, открыток с видами родного города; фотографий и картин по теме «Россия»; альбома по теме «Транспорт». Прослушивание музыкального произведения «Солдатский марш», муз. Р. Шумана. | изображения животных и их детенышей, предметные картинки «Моя Родина». «Защитники Родины». «Машины на улице». Разрезные картинки, кубики. Вата, цветная бумага, пластилин, кисточки, фотоальбом с видами города, | «Ребенок и дорога. Учим правила ПДД». «Куда пойти с ребёнком в выходные». |
4 | Декабрь | 1.Формирование культурно-гигиенических навыков 2.Учить детей замечать и называть явления природы 3.Развивать мелкую моторику 4.Развивать речь, обогащать словарный запас 5.Развивать двигательную активность | Новогодний праздник | «Новый год», «зимняя одежда», «приметы зимы» | Учимся водить хоровод «маленькой елочке холодно зимой», игра «украшение елки разноцветными шарами разной величины» чтение русской народной сказки «рукавичка», рисование Снежок кружится, Снежок порхает кружится» (коллективная композиция), Праздничная елочка» (коллективная композиция) речевого дыхания «снежинки», Чтение детям стихотворения «Елочка», «Снежок» З.Александровой, лепка Снеговики играют в снежки, Вот такая елочка, Праздничная елочка (аппликация), выкладывание фигуры елочки из геометрических фигур, рисование мелками «зимняя дорожка», д/у «чьи детки» «Узнай, что это и назови». Познавательная экскурсия в музыкальный зал и рассматривание новогодних игрушек, чтение р.н.с. «теремок», рассматривание картинки «зимние забавы», выкладывание снеговика геометрическими фигурами, настольный театр «теремок», спортивные упражнения (Лайзане) | Конструктор крупный напольный деревянный, краски 4 основных цветов, пластилин, тесто, кукла Аня, зимняя одежда для куклы, фломастеры, настольный театр «теремок», мелки цветные, шишки ели, цветная бумага, ватные палочки, салфетки бумажные, бусинки для глаз. | 1.Оформление папки – передвижки «Зима!» 2. Консультация «Правильное поведение при сезонных изменениях погоды (ПДД)» 3.родительское собрание - итоги за 2 месяца. 4.Здоровый ребёнок «Правила питания детей» 5. Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми «Здравствуй гостья – Зима!» 6. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте детям». |
5 | Январь | 1.Формирование культурно-гигиенических навыков 2.Продолжать развивать речь 3. Развивать мелкую моторику 4.Учить двигаться небольшими группами вперед, сначала держась друг за друга, затем свободно двигать руками, согнутыми в локтях 5.Приучать бегать детей в разных направлениях не задевать друг друга 6.Продолжаем учить детей правильно держать кисть и карандаш 7.Учить лепить предметы круглой и удлиненной формы 8.Познакомить детей с дикими животными и их детенышами, закрепить знания о домашних животных 9.Закрепить представление о предметах мебели 10.Продолжать вызывать желание слушать потешку и вызывать радость | «мебель», «дикие и домашние животные» | «догони мяч», «поезд», спортивные упражнения (Лайзане), лепка: «колобок катился по дорожке и поет», «вкусное угощение». Рисование красками «снеговик», «мандарины», пальчиковое рисование «ночные огоньки». д/игра «отгадай, кто к нам пришел» «комната для куклы» занятие с тематическими картинками из серии «магазин мебели», чтение потешки «заинька походи …», чтение и инсценировка р.н.с. «теремок» | Мяч среднего размера, пластилин разного цвета, гуашь разноцветная, кроватка, кукла, стол, тематические картинки из серии «мебель», настольный театр «теремок» | Консультация, «Какие игрушки необходимы детям» 2. Здоровый ребёнок «Острые инфекционные заболевания верхних дыхательных путей. Ангина» 3.Родительский дневничок «Научите детей узнавать цвета» 5. Консультация «Шесть заблуждений родителей о морозной погоде» | |
6 | Февраль | 1. Формирование культурно-гигиенических навыков 2. Развитие речи 3. Развитие мелкой моторики 4. Учить быстро реагировать на сигнал, бегать в разных направлениях, возвращаться только по сигналу 5. Закреплять приемы скатывания шарообразной формы круговыми движениями 6. Учить рисовать детей предметы округлой формы от пятна 7. Познакомить детей с существительным с собирательным значением «посуда», учить узнавать на картинке знакомые предметы и называть их 8. Учить подбирать пуговицы разного цвета для застежек 9. Учить различать основные формы строительного материала: кубики кирпичики и т.д., создавать из них простейшие постройки | «посуда», «мебель», «одежда» | «лохматый пес», «птички в гнездышках», физкультурные упражнения (Лайзане), лепка: «угощение кукле», «угощение мишки», «витаминки», «пирамидки из шариков», рисование красками «снежный ком», фломастерами «клубочки», карандашами «цветные мячи», «неваляшка», чтение детям Маша и медведь», игра-занятие с предметными картинками «посуда», «что в буфете у куклы Кати», с.р.и. «кукла Оля обедает», д/упражнение «перекатывание цветных шариков», пальчиковая игра «моя семья», д/у «поставь на синее блюдце синюю чашечку, на красное блюдце красную чашечку и т.д.», конструирование из деревянного конструктора. | Пластилин, краски, фломастеры, цветные карандаши. Книжка «Маша и медведь», предметные картинки из серии «посуда», кукла, кукольная посуда, пуговицы 4 осн. Цветов, платья для кукол 4 осн. Цветов, деревянный настольный конструктор | Фотовыставка: «Мой папа, дедушка». 2.Родительский дневник «Воспитание ребёнка: роль отца» 3. Консультация для родителей «Праздники, традиции и быт нашей станицы - праздник Масленица» | |
7 | Март | 1. Формирование культурно-гигиенических навыков 2. Развивать речь 3. Развивать мелкую моторику 4. Учить бегать врассыпную, не натыкаясь друг на друга 5. Формировать понятие «транспорт» 6. Учить узнавать и называть изображения знакомых игрушек 7. Развивать навыки конструирования 8. Рассказывать об изменениях погоды (весна) | Весенний праздник для мамы | «посуда» «транспорт» | рассматривание предметных картинок с детьми «транспорт», занятие с набором картинок из серии «игрушки», «что подарим маме», дид/у «животные и их детеныши», дид/у «чудесный мешочек», построить из большого конструктора «автомобиль», «дом», рисование: «морские волны», «рыбка», «красивый зонтик», «дождик», лепка : «ягоды для снегиря», «рыбка», «кузовок», «лучики для солнышка», «пирожки для бабушки», дид/у «одень куклу». Чтение русской народной песенки «Бежала лесочком лиса с кузовочком...», русской народной заклички «Дождик, дождик, веселей...». Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка», рассказа Г. Балла «Желтянок», стихотворение А. Барто «Кораблик», К. Чуковский «Краденое солнце» и «Путаница». Чтение сказки: «Как коза избушку построила», «Три медведя» и рассказа В.Берестова «Котенок». | пластилин, гуашь цветная, карандаши цветные, предметные картинки из серии «транспорт», «игрушки», дидактическая кукла , фигурки животных, бусы из фигурок животных, напольный большой конструктор | Оформление папки – передвижки: «Весна» 2. Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми «Весна – красна!» 3. Фотовыставка «Мамочка милая, мама моя, очень сильно люблю я тебя!» 4.Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников» |
8 | Апрель | 1. Формирование культурно-гигиенических навыков 2.Развивать активную речь 3.Учить скакать детей 4.Учить детей бегать с увертыванием 5.Продолжать учить детей конструированию из геометрических фигур 6.Учить детей рисовать волнистые линии 7.Учить составлять изображение кораблика из готовых форм геометрических фигур 8.Развивать чувство формы и цвета, величины 9.Развитие мелкой моторики | «Геометрические фигуры», закрепление темы « Транспорт» | Чтение потешки « Как у нашего кота…», дид/упр Чудесный мешочек» с геометрическими фигурками. Песня Тик-так», игра-инсценировка потешки «Кисонька-мурысонька», физкультурные занятия по Лайзане, конструирование: «Автомобиль», «Дом», «Гараж», «Дорога», рисование: «Ручейки бегут, журчат», аппликация «Вот какие у нас кораблики», «Мостики», «Флажки», лепка: «Вот какой у нас мостик», «Птички в гнездышках», «Солнышко», дидакт. занятие «Геометрические фигуры», | Мешочек с геометрическими фигурками, игрушечные и настенные часы, перчаточная кукла-кошка, мягкие геометрические фигуры, деревянный настольный конструктор, напольный крупный конструктор, цветная гуашь, кисточки, бумага, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, клей, сортировщик цилиндрической формы с отверстиями в основаниях и объемными вкладышами простых геометрических форм | Родительский дневник «Мама, я сам!» 2. Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми «Светлая Пасха!» 3.Папка – передвижка. «Праздник – Светлая Пасха!» 4. Здоровый ребёнок «Вредные привычки» 5. Встреча – диалог с родителями по результатам мониторинга | |
9 | Май | 1.Формирование культурно-гигиенических навыков 2.Учить детей подпрыгивать на двух ногах 3.Развиваем речь: закреплять и расширять знания детей о домашних животных и их детенышах, закреплять знания о знакомых предметах 4.Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление 5.Развивать мелкую моторику 6.Развивать творческие способности: учить замыкать округлые линии, закреплять умение скатывать пластилин в шар, расплющивать, раскатывать в длину и закруглять | Участие в празднике «Выпускной бал» | «Игрушки» повторение пройденного материала | Физкультурные занятия (Лайзане), «Мой веселый звонкий мяч», «Воробышки и автомобиль». Рассматривание предметных картинок из серии «Животные»-«У кого какая мама», рассматривание картинок «Что подарим маме» из серии «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Мебель», «Посуда», «Домашние и дикие животные», чтение детям р.н.с. «Волк и семеро козлят», настольный театр р.н.с. «Волк и семеро козлят», рисование: «Колеса для машин», «Жуки в траве», «Часы», лепка: «Птичка и зернышки», «Самолет», «Любимая игрушка». Игра-лото «Домашние животные», развивающая игра «Картинки-половинки», пальчиковая игра «Скворечник», шнуровка «Башмачки», занятия с конструктором «Башня», «Лесенка», «Ферма» | Мяч средней величины. Предметные картинки из серии «Транспорт», «Домашние и дикие животные», «Мебель», «Посуда», «Овощи и фрукты», «Одежда», «Игрушки», деревянный настольный театр сказки «Волк и семеро козлят», пластилин, цветные карандаши, краски и фломастеры, игра-лото «Домашние животные», игра-шнуровка, игра «Картинки-половинки», деревянный настольный и крупный напольный конструктор | Родительское собрание «Игры для детей трёхлетнего возраста» 2. Папка - передвижка для родителей ко Дню Победы 3. Здоровый ребёнок «Не оставляйте малышей одних» 4. Советы родителям по соблюдению правил ПДД 5. Консультации: «Поговорим о воспитании» «Приучаем к порядку» «Кризис 3 лет» |
2.4. Организация взаимодействия с семьями воспитанников
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и педагогов.
Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями мы считаем:
• Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс
Задачи:
1) формирование психолого - педагогической компетенции родителей;
2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии и образовании детей;
4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система работы с родителями включает:
• ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
• ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, речевое, познавательное, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие ребенка;
• участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского актива;
• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное образование в его разных формах;
• обучение конкретным приемам и методам образования ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между родителями и сотрудниками учреждения. Вовлечение родителей в образовательный процесс важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития ребенка.
2.5. Перспективный план по взаимодействию с родителями.
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь | 1.Родительский дневник «В первый раз в детский сад» 2.Анкетирование родителей «Давайте познакомимся». 3.Консультация «Адаптация ребёнка к ДОУ» 4.Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». 5.Памятка для родителей по сопровождению процесса адаптации ребёнка «Ребёнок идёт в детский сад» |
Октябрь | |
Ноябрь | Беседа «Одежда детей в группе». 5. Выставка фото ко Дню Матери. «Мамочка – наше солнышко!» 6.Памятка для родителей. Тема: «Как помочь птицам зимой». |
Декабрь | 1.Оформление папки – передвижки «Зима!» 2. Консультация «Правильное поведение при сезонных изменениях погоды (ПДД)» 3.родительское собрание- итоги за 2 месяца. 4.Здоровый ребёнок «Правила питания детей» 5. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте детям». |
Январь | Консультация «Какие игрушки необходимы детям» 2. Здоровый ребёнок «Острые инфекционные заболевания верхних дыхательных путей. Ангина» 3.Родительский дневник «Научите детей узнавать цвета» 5. Консультация «Шесть заблуждений родителей о морозной погоде»» |
Февраль | Фотовыставка: «Мой папа, дедушка». 2.Родительский дневник «Воспитание ребёнка: роль отца» 3. Консультация для родителей «Праздники, традиции и быт нашей станицы - праздник Масленица» |
Март | Оформление папки – передвижки: «Весна» 2. Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми «Весна – красна!» 3. Фотовыставка «Мамочка милая, мама моя, очень сильно люблю я тебя!» 4.Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». |
Апрель | Родительский дневник «Мама, я сам!» 2. Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми «Светлая Пасха!» 3.Папка – передвижка. «Праздник – Светлая Пасха!» 4. Здоровый ребёнок «Вредные привычки» 5. Встреча – диалог с родителями по результатам мониторинга |
Май | Родительское собрание «Игры для детей трёхлетнего возраста» 2. Папка - передвижка для родителей ко Дню Победы 3. Здоровый ребёнок «Не оставляйте малышей одних» 4. Советы родителям по соблюдению правил ПДД 5. Консультации: «Поговорим о воспитании» «Приучаем к порядку» «Кризис 3 лет» |
3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
Дошкольная образовательная организация, реализующая образовательную программу,
укомплектована квалифицированными руководящими, педагогическими, административно-хозяйственными работниками и учебно-вспомогательным персоналом.
Реализация программы обеспечивается педагогическими работниками, имеющими высшее образование и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам (профессиональный стандарт педагога) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 46.
Мы, воспитатели группы, должны постоянно повышать свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации (1 раз в 3 года) в АППО, ИМЦ, на дистанционных курсах, по вопросам воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Знать психолого-педагогические основы работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО. Наш коллектив имеет высокий кадровый потенциал, обеспечивающий режим стабильного развития. Коллектив сплоченный, работоспособный, творческий, имеет высокий уровень педагогической культуры.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н,Е,Вераксы, Т,С,Комаровой, М,А,Васильевой. Первая младшая группа/ авт.-сост. О.П.Власенко {и др.}. - Волгоград: учитель, 2015.-292с.
2. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду: 2 группа раннего возраста.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.-112 с.: цв. вкл.
3. Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа / авт.- сост. З.И.Самойлова.- Волгоград: учитель, 2015.-76 с.
3. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие.-М.: издательский дом «Цветной мир», 2014.-144с., перераб и доп.
4. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.-128с.
5. Конспекты комплексно-тематических занятий. 1-я младшая группа. Интегрированный подход.- М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2014.-152с.
6. Г,Я,Затулина «Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа». Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2013-160с.
7. Т,Б,Полянская . Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2011.-96с.-(кабинет психолога).
8. Соляник Е.М. Развивающие игры для детей раннего возраста. СПб. ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2014.-80с.
9. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы» / авт.-сост. О.Е.Белова.- Волгоград: учитель, 2015.-154с.
10. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3 лет: учеб.-метод. Пособие СПб.: «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2015.-160с
11. Внедрение ФГОС в практику работы дошкольных образовательных организаций / сост. Н.В.Нищева.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2015.-384с.
12. О.Э. Литвинова. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2015.-256с
13. Лайзане 13.
14. СанПиН 2.4.1.3049-13
3.3. Требования к организации развивающей предметно-пространственной среде.
Материалы и оборудование группового помещения подобранны в целях создания оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующей среды и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности, но и проведении режимных моментов.
Виды деятельности | Содержание предметно-развивающей, игровой среды |
1. Сюжетно-отобразительная деятельность: · сюжетно-образные игрушки · кукольный уголок · игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр | Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами). Атрибутика для создания интерьера: столовая посуда, соразмерной по величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями из сказок, (1-2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т.п. Куклы: имитирующие ребенка 2-3 лет (40-50 см), с подвижными частями тела, изображающие мальчиков и девочек, узнаваемых по одежде и прическе; имитирующие ребенка-младенца (голыш); дидактическая кукла с полным набором верхней одежды и белья. Животные и их детеныши, выполненные в реалистическом образе из разного материала, мягконабивные детеныши животных имитированы под ребенка (одеты в платье, шапочку и т.д.). Коляски для кукол. уголок «Ряженья» (для одевания на себя) - используется шкафчик и одежда на плечиках, зеркало (в полроста ребенка). Аксессуары сказочных персонажей (шапочки), элементы профессиональной одежды, рисунки и игровые трафареты на ленточках, юбки, платья, фартучки, кофточки, бусы из различных материалов (не опасные для жизни и здоровья ребенка), ленты, косынки и т.д. Этот уголок будет наполняться в течение всего года, дополняться и обновляться. Парикмахерская (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом, расчески, щетки, игрушечные наборы для парикмахерских. Спальня (для игровых действий, игры с куклами): кроватка с постельными принадлежностями по размеру кровати, люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее. Куклы-младенцы. Пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол мальчиков, девочек. Кухня (для игровых действий, игры с куклами): кран, плита, шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька, ковшик и т.д., набор овощей и фруктов. Гладильная доска, утюжки. Магазин: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов; муляжи - продукты (булочки, пирожки): сумочки, корзиночки из разных материалов. Поликлиника: кукла-доктор (медсестра) в профессиональной одежде с символом (медицина - красный крест), фонендоскоп, градусник, различный тематический набор. Гараж: различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг. |
2. Познавательно-отобразительная деятельность | Сюжетное конструирование Легкий модульный материал – мягкие объемные геометрические фигуры (модули) разных цветов и размеров. Напольный конструктор (крупный строительный материал). К нему для обыгрывания: крупные транспортные игрушки – автомобили грузовые, легковые, автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т.д.; сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор), рыбки, игрушечные насекомые, люди, сказочные персонажи и др. Настольный конструктор (мелкий строительный материал, ЛЕГО). К нему для обыгрывания: мелкие транспортные игрушки и сюжетные фигурки. |
Книжный уголок: • 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку – мишку; • иллюстрации (ламинированные); • сюжетные картинки. В группе имеется фото с эмоционально выразительными фотографиями. Рядом с книжным уголком расположен театр. | |
3.Процессуальная игра: развитие символической функции мышления | Предметы-заместители, неоформленный материал: кубики, коробочки, крышки цветные, пузырьки, банки с завертывающейся крышкой (не стекло) разных размеров, форм; картонные, клеенчатые полоски различной длины, ширины. |
4. Сенсорное развитие: обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания | Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику: цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки. Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная пластиковая мозаика, например: «Цветы», пазлы из 3-12 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты, развивающие игры с плоскостными геометрическими формами («Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)» или «Теремок»). Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику: «Черепаха» и т.д.; шнуровки, застежки, молнии на панно, на игрушке. |
5. Продуктивная деятельность: стремление к самовыражению | Уголок изодеятельности: доска, мел; специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования; рулон простых раскатывающихся белых обоев, восковые мелки; светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки. |
6. Физическое развитие: умение действовать самостоятельно, ориентироваться в пространстве | Пространство в группе для свободного перемещения, удовлетворяющее двигательную потребность ребенка. Мягкие легкие модули, разноцветные флажки, ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, мячи большие и теннисные, разноцветные шары для прокатывания, кегли. |
3.4. Организация режима дня в группе общеразвивающей направленности для детей раннего возраста от 2 до 3 лет
Режим дня отвечает требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, допускается изменение режима в связи с сезонными изменениями (холодный и теплый период года), в каникулярное время с отклонениями в пользу самостоятельной деятельности детей и прогулки.
Ежедневно планируются два занятия (утром и вечером) продолжительностью 8 – 10 минут. В теплое время года непосредственно образовательную деятельность осуществляют на участке во время прогулки. В теплое время года образовательную деятельность осуществляют на участке во время прогулки
Холодный период года | ||
Режимные моменты | Время | |
Прием, осмотр детей, наблюдения, самостоятельная игровая деятельность детей | 7.00 – 8.00 | |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00 – 8.30 | |
Самостоятельная деятельность детей | 8.30 – 9.00 | |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) | 9.00 – 9.10 | |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 9.15 – 9.25 | |
Второй завтрак | 9.30 – 9.40 | |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения) | 9.40 – 11.20 | |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду | 11.20 – 11.45 | |
Обед | 11.45 – 12.20 | |
Спокойные игры, подготовка ко сну | 12.20 – 12.30 | |
Дневной сон | 12.30 – 15.00 | |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность детей | 15.00 – 15.25 | |
Полдник | 15.25 – 15.45 | |
Самостоятельная деятельность | 15.45 – 16.15 | |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) | 16.00 – 16.15 | |
Чтение художественной литературы | 16.15 – 16.25 | |
Возвращение с прогулки .Игры, самостоятельная деятельность детей. Уход детей домой | 17.30 – 19.00 | |
Теплый период года | ||
Режимные моменты | Время | |
Прием, осмотр детей. Наблюдения, самостоятельная игровая деятельность детей | 7.00 – 8.00 | |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00 – 8.30 | |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.30 – 9.00 | |
Подготовка к прогулке Прогулка (игры, наблюдения, воздушные процедуры) | 9.00 – 11.20 | |
Образовательная деятельность (по подгруппам) | 9.10 – 9.40 | |
Второй завтрак | 9.40 – 9.50 | |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 11.20 – 11.45 | |
Обед | 11.45 – 12.20 | |
Подготовка ко сну | 12.20 – 12.30 | |
Дневной сон с доступом свежего воздуха | 12.30 – 15.00 | |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность | 15.00 – 15.25 | |
Полдник | 15.25 – 15.45 | |
Чтение художественной литературы | 15.45 – 16.00 | |
Подготовка к прогулке. Прогулка | 16.00 – 17.30 | |
Образовательная деятельность (по подгруппам) | 16.20 – 16.50 | |
Возвращение с прогулки .Игры, самостоятельная деятельность детей. Уход детей домой | 17.30 – 19.00 |
3.5. тематическое планирование событий, праздников, мероприятий
Традиционные события, праздники, мероприятия: «Здравствуй Осень», «День Матери», «Новогодняя елка», «Рождество», «Мамин праздник», «День защитника Отечества», «Масленица», «Лето красное» и т.д.
Развивающая предметно-пространственная среда: .
Центр игры - Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Больница», «Парикмахерская», игровая мебель для сюжетно-ролевых игр.
Центр книги - Книги А. Барто, русские народные сказки, сказки С. Маршака, А.С. Пушкина, С.В. Михалкова, Б. Житкова, В. Бианки и многие другие.
Центр театра – Ширма, кукольный театр «Репка», «Колобок», «Кот и лиса» и др.
Центр музыки - Уголок музыкальных инструментов
Центр познания, конструирования - Дид.игры, пазлы, головоломки, мозаика, настольные и печатные развивающие игры, конструкторы различных видов, крупный и мелкий строительный материал, лего.
Центр двигательной активности - Оборудование (мячи, обручи, скакалки, кегли, гимнастические коврики) для спортивных и подвижных игр.
Центр изо деятельности - Книжки-раскраски с познавательными элементами, пластилин, краски, карандаши, гуашь, кисточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....