Авторский проект на тему:«Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки»
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Личный вклад в повышение качества образования и трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности музыкального руководителя Думчевой Е.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskiy_proekt.pptx | 2.8 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каковы педагогические условия развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки. Цель исследования: Решение данной проблемы. Объект исследования: Педагогический процесс развития музыкального восприятия старших дошкольников в процессе слушания классической музыки в условиях дошкольного образовательного учреждения. Проблема исследования:
Предмет исследования: педагогические условия и методика развития музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них» (Н.А. Ветлугина). Музыкальное восприятие-мышление наиболее прямо и эффективно развивается в слушании музыки.
Слушание-восприятие Слушание-восприятие - это сложный процесс постижения музыки, наполненный индивидуальными переживаниями слушателя. В нем взаимодействуют сенсорные ощущения музыкальных созвучий, предшествующий опыт знакомства с музыкальными сочинениями и живые ассоциации с происходящим в данный момент.
Гипотеза исследования Мы предполагаем, что восприятие детьми классической музыки в процессе слушания будет успешным при следующих педагогических условиях: - разработке поэтапной методики развития музыкального восприятия для детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки на основе применения комплекса разнообразных методов и приемов обучения; - разработке и использовании серии конспектов занятий, творческих заданий с целью научить слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее; - подборе музыкального репертуара, направленного на реализацию задач исследования.
Задачи исследования 1. Изучить теоретические основы музыкального восприятия у старших дошкольников на основе анализа психолого-педагогической и музыковедческой литературы. 2. Выявить исходный уровень развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. 3. Определить педагогические условия и разработать методику развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания классической музыки. 4. Апробировать экспериментальную методику по развитию музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки и проверить ее эффективность.
Методы исследования 1.Изучение теоретических основ изучаемой проблемы на основе анализа психолого-педагогической, музыковедческой и методической литературы по теме исследования. 2.Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы). 3.Метод беседы с детьми. 4.Наблюдение за детьми в процессе эксперимента. 5.Качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость Заключается в выполнении педагогических условий и разработке методики развития музыкального восприятия старших дошкольников в процессе слушания классической музыки, которая может быть использована в практической работе в условиях дошкольного учреждения.
Критерии развития музыкального восприятия старших дошкольников в процессе слушания классической музыки - эмоциональность восприятия музыки, сосредоточенность внимания; -адекватность восприятия, способность различать жанр, характер музыки, выделять наиболее яркие выразительные средства, умение давать оценку воспринимаемой музыке; -творческий характер восприятия, способность по-своему интерпретировать содержание музыки, музыкальный образ.
Результаты развития музыкального восприятия на констатирующем этапе
Принципы формирующего этапа: систематичность и последовательность наглядность сознательность связь теории и практики учет возрастных и индивидуальных особенностей детей положительный фон педагогического процесса
Задачи формирующего этапа 1. Заинтересовать, привлечь внимание детей к прослушиванию классических музыкальных произведений. 2. Развивать творческий характер восприятия детьми музыки. 3. Обогащать знания детей о средствах музыкальной выразительности. 4. Способствовать накоплению музыкальных впечатлений, становлению оценочного отношения.
Методы, используемые на формирующем этапе экспериментальной работы Традиционные методы: Словесный, наглядный,практический , репродуктивный, проблемно-поисковый. Методы предложенные в программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой : -метод контрастных сопоставлений -метод уподобления характеру звучания музыки -вариативный метод -использование ТСО, аудио- и видеозаписей
Методика развития музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки Этапы: 1. Ознакомительный 2. Обучающий 3. Творческий
Выявление уровня развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания классической музыки
Ознакомительный этап Знакомство с творчеством композиторов, с широким кругом созданных ими музыкальных произведений (включая фортепианные циклы детской музыки).
Обучающий этап беседы о музыке, проблемных методов, творческих заданий включения детей в воображаемые игровые ситуации направленные на развитие музыкального восприятия а также систематизацию и закрепление имеющегося слушательского опыта.
Творческие задания обучающего этапа
Творческий этап Представлял собой практическое применение накопленного музыкально-эстетического опыта на музыкальном досуге.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...
Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...
Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...
Конспект нод По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
«Зимний вечер». ( по стихотворению А.С. Пушкина ). Цель: учить составлять сказку на основе отрывка «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила..», упражнять детей в подборе сравнений. Нра...
Описание опыта работы по теме "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору"
Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера. Одна из ценностей дошкольного...
Презентация на тему:"Развитие художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края"
Представлена презентация опытно-эксперементальной работы по развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушк...
Мастер-класс на тему:«Развитие эмоционально-чувственного восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством экосенсорной среды»
Ребенок дошкольного возраста «видит окружающий мир глазами и руками».Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима.Именно поэтому усвоение основ экологических знаний в это...