План по самообразованию «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
опыты и эксперименты
План по самообразованию «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samooobrazovaniyu.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г.о.Подольск
Комитет по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
(МОУ СОШ № 19)
План по самообразованию
Тема: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель I категории
Агаджанян Е.М.
Г.о.Подольск – 2022г
Актуальность темы:
Данная тема выбрана мной не случайно, т.к. эта проблема очень актуальна для дошкольного образования. Овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления и коммуникативных качеств у ребенка.
Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе
речевого развития формируются высшие психические процессы, способность
к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия
для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной
личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению
ребенка со сверстниками и взрослыми. В последнее время у детей довольно
часто наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных
исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт,
что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики
у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического
прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с
ним полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох,
разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и
бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый
взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует
ботинки или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что
такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь, и тем более игра с
пальчиками, ладошками. Их значение, совершенно, не осмысливается взрослыми. Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои
задачи речевого развития. Развитие речи у детей считается одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание
обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также
получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника
свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его
грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности
ребенка к школе.
Цель:
Создание благоприятных условий для формирования связной речи
через различные виды детской деятельности.
Задачи:
1. Обогащать активный словарь детей.
2. Формировать грамматический строй речи.
3. Развивать связную речь.
4. Развивать коммуникативные умения.
5. Воспитывать звуковую культуру речи.
Предполагаемый результат:
Ребенок активно общается со сверстниками и
взрослыми, проявляет познавательную активность, речь чистая,
грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми
средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные
характеристики звуков в слове, место звука в слове, является инициатором
событий в группе, организатором коллективных игр, предлагает словесные
творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует
сюжеты творческих игр), проявляет интерес к чтению, самостоятельно
читает слова.
Значение речевого развития в дошкольном возрасте:
Внимание к развитию речи ребенка, на первых возрастных ступенях,
особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг,
формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции
центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого
умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и
правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием
полноценного психического развития и одним из направлений в
педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи
нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем
детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький
ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий
интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года, практически в
совершенстве, овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.
Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в раннем
дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни,
поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить
свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь
маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность.
Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать
ему явления более осознанно и произвольно. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей:
общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной
речи и языку на занятиях в ДОУ, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Традиционно в отечественной методике развития речи выделяется
значение, которое объединяет большое разнообразие жанров произведения. Сюда относятся сказки, рассказы, стихотворения, загадки и т.д.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны.
Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра
позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них
навыки восприятия. В настоящее время значительно возросли требования к
речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть
определенного уровня развития речевой активности, словаря,
грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному
высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и
формирование речи выразительной, образной.
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника - одна из
важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с
окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать
вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот,
неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и
нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.
Нам нужно воспитать полноценную личность, поэтому надо устранить
всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Необходимо,
чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью,
говорили правильно и красиво.
Основные направления работы по развитию речи детей на занятиях
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление
в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой
происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков
родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя:
- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
- словообразование.
4. Развитие связной речи:
- диалогическая (разговорная) речь;
- монологическая речь (рассказывание).
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи:
различение звука и слова, нахождение места звука в слове.
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Методы развития речи
1. Наглядные:
- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).
2. Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть;
- пересказ;
- общая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал.
3. Практические:
дидактические игры;
игры-драматизации, инсценировки,
дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи:
- Общение взрослых и детей.
- Культурная языковая среда.
- Обучение родной речи в организованной деятельности.
- Художественная литература.
- Изобразительное искусство, музыка, театр.
- Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам
программы.
Формы работы с детьми могут быть различны: образовательная ситуация,
ситуация общения, проектная деятельность, игра.
Основной формой моей работы по развитию речи детей является
образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие
небольшой подгруппы детей: от 3 до 7 детей (количество зависит от
желания детей и от самой образовательной ситуации). Можно организовать
несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим
материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать
их. В качестве дидактического материала можно использовать любое
пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)
Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или
возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть:
«Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком);
«Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться,
чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его);
«Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) и т. д.
В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих
многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении
практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых
ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку»
(упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто
лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении
описательных рассказов с региональной составляющей), «Из какой сказки
вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных
вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).
Основной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает
детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной
деятельности. В методической литературе представлено много игр со словами:
- Театрализованные игры - (цель: развивать диалогическую и интонационную
речь приобрести коммуникативные умения и навыки).
- Сюжетно-ролевые игры - дети пятого года жизни уже могут распределять
роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».
(В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре
«Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве
периферии игрового пространства.)
- Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития
мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения
стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывают
быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые
установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.
- Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они
проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решаютразнообразные задачи, в том числе речевые.
Изучение учебно-методической литературы:
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
2. Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в
детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, #1089;
3. Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности
детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский
сад: теория и практика – 2012. – No 6.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос.
дляруководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.
Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
План по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»План по самообразованию Кадралинова Надежда ДамировнаЦель: создать условия для ра...
План по самообразованию "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр упражнений"
План по самообразованию во 2 младшей группе...
План по самообразованию по теме: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста»
Методы и приемы развития речи детей раннего дошкольного возраста...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей раннего дошкольного возраста на 2022- 2023 учебный год
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей раннего дошкольного возраста на 2022- 2023 учебный год...
План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
План взаимодействия с родителями по теме «Развитие инициативности детей старшего дошкольного возраста» на 2022 – 2023 учебный год старшая группа (5-6 лет)
Направления работы:- распространение полезных педагогических знаний среди родителей;- оказание практической помощи семье в воспитании ребёнка;- активизация интереса семьи к вопросам развития инициатив...