Приобщение дошкольников к произведениям художественной литературы
консультация на тему

Иванова Татьяна Витальевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая гостиная.

Приобщение детей дошкольного возраста

к произведениям художественной литературы.

Уважаемые коллеги, нам бы хотелось обсудить с вами проблему приобщение детей к художественной литературе, обосновать наши позиции и поделиться практическими находками.

По данным статистических обследований, всего 6% учащихся начальной школы любят читать произведения художественной литературы. Нынешнее физическое, нравственное, интеллектуальное состояние   детства заставляет нас, педагогов, не только искать новые пути, но и приобщаться  к прежнему опыту воспитания ребенка при помощи художественного слова.

Как развить способность  видеть,   переживать, оценивать красоту? Началом всех начал должно быть приобщение детей к произведениям  художественной  литературы и, прежде всего, осознание ими богатства и красоты литературного языка художественных произведений.

Важно  помочь ребенку увидеть многоликий мир, удивится ему и понять его, пережить вместе с героем произведения необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой.

Главная цель приобщения ребенка к художественной  литературе – воспитание грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, который характеризует не только самого себя, но и социум. От уровня читающей  публики зависит образованность и степень развития всего общества. Синонимом  к слову грамотный является талантливый читатель, который воспринимает текст согласно авторскому замыслу, понимает его смысловую сущность, видит  его  художественные  особенности, рассматривает произведение  литературы как искусство. Это читатель, который  может  найти  для себя нужную книгу и почерпнуть в ней  нужную  информацию. «Если люди перестанут читать, они перестанут  думать».

В работе с детьми по ознакомлению с художественной  литературой можно выделить 2 этапа.

На первом  этапе мы учим воспринимать художественное произведение согласно авторскому замыслу, понимать смысл, характерные особенности. Учимся анализировать произведение (сравнивать героев, их поступки, высказывать свое отношение к прочитанному), размышлять, оценивать, делать выводы.

Часто дети воспринимают одно и тоже произведение по-разному. например  анализируя сказку   «Колобок», некоторые дети считают,  что  лиса была  глухая. В сказках часто  встречаются образные слова и выражения  или   устаревшие слова и дети не знают как  их объяснить  (видео сюжет, где дети объясняют выражение «По сусекам поскребла, по амбару помела»)

- Из сюжета мы видим, как  сложно было детям объяснить, где бабка взяла  муку.

На 2 этапе работы мы учимся применять полученные  знания, переносить их в различные  ситуации: в игру в беседу, воплощать в рисунке, в поделке, в других  видах  деятельности.  Мы придерживаемся  деятельностного подхода, способствующего развитию личности. О деятельностном подходе говорили многие исследователи: они отмечали его влияние на развитие  творчества у ребенка.

На примере народных сказок мы покажем, как дети применяют полученные ранее знания при выполнении задания. И просим вас быть активными  собеседниками. И поделиться  своим опытом работы.

Практическая часть  для  воспитателей.

Предлагаю разделиться на две творческие группы.

Задание №1. Игра «Закончи сказку по-другому»

- Придумайте другой конец сказки

Группа №1 сказка «Репка»

Группа №2  Курочка Ряба»

(Видеосюжет игры «Закончи сказку по-другому»)

 Один из видов пересказа литературного произведения  является драматизация.

Умелое проигрывание сказок  позволяет создать радостное настроение, устанавливать эмоциональный контакт.  Обсудив с детьми содержание, предложить им   представить себя на месте героев. 

  Дети  очень  любят играть в игру «Расскажи сказку по-другому»

Дети рассказывают сказку от лица героя сказки или предмета. Например, от лица тропинки проходящей  возле дома или лисы. 

Таким образом, ребенок рассказывает сказку до конца, применяя знания о произведениях  художественной  литературы.

Задание №2. Рассказать сказку от лица лисы,  от лица бабки

Задание №3. Рассказать сказку про Красную шапочку. Представить себе, что волк  очень медленно  шел по дороге  и измените сказку с учетом  этого условия  или введите еще одного героя, который  помогал бабушке и внучке.

Также    закреплению  знаний о художественной  литературе и развитию  творческого воображения  детям можно предложить  такие  задания Рассказ сказки с использованием атрибутов, реальных предметов. «Волшебный  сундучок сказок» в  сундучке лежат реальные предметы. Детям предлагается  достать любой предмет и обыграть его. Либо использовать этот предмет при рассказывании  любой  сказки.

Представить себя в роли  сказителя или телеведущего. 

Задание №3 Рассказать сказку с использованием атрибутов

Все эти задания способствуют закреплению знаний о художественных произведениях;  развивают умение применять  художественные приемы, , помогают  ощутить глубину литературных произведений  

Приобщать ребенка к книге – невозможно без участия семьи.

Ребенок дошкольник – своеобразный читатель. Слово читатель к нему условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого. И от того, как прочтет взрослый рассказ, или стихотворение  на  что обратит внимание, зависит отношение к прочитанному – кого из героев он осудит, за кого порадуется. И это важно учитывать.  Ведь через отношения ребенка к тем или иным  событиям  формируются  его  нравственные  чувства, моральные представления.

   Подводя итог нашему заседанию.

Предлагаю  продолжить  фразу «Какие  вопросы в рамках данного  мероприятия Вас  заинтересовали?»

О чем бы вы хотели услышать дополнительно?

Что вам  показалось наиболее удачным?

Ваши предложения.

Закончить нашу встречу в педагогической гостиной  хотелось бы словами В.А. Сухомлинского:  «Достижения человеческой  мысли безграничны. Человек, например,  создал множество  книг. Покажите  детям  красоту, мудрость, глубину мысли одной  книги, но покажите так, чтобы каждый ребенок навсегда  полюбил   чтение,  был готовым выйти в самостоятельное  плавание по книжному морю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Приобщение дошкольников к детской художественной литературе"

Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. Забота о детском чтении - это ...

"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"

2015 год в России - год русской литературы!Педагогический совет для воспитателей детского сада"Приобщение детей к чтению художественной литературы"      Художественная литература –...

Программа дополнительного образования по приобщению детей к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности «ТЕРЕМОК»

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...

Инновационный педагогический опыт "Приобщение старших дошкольников к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности"

Приобщение старших дошкольников к произведениям  художественной литературы средствами театрализованной деятельности...

Консультация для родителей "Приобщение детей к произведениям художественной литературы и устного народного творчества"

Консультация для родителей "Приобщение детей к произведениям художественной литературы и устного народного творчества"...

МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »

1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности "Развитие речи дошкольников средствами произведений художественной литературы."

Анализ работы по теме: "Развитие речи дошкольников средствами произведений художественной литературы"....