Инновационный педагогический опыт "Приобщение старших дошкольников к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) по теме
Приобщение старших дошкольников к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности»
Причинами, побудившими меня к изменению своей педагогической практики являются:
Противоречия между требованиями к обновлению содержания образования в соответствии с ФГОС ДО и недостаточным использованием на практике современных образовательных ресурсов;
А также:
- Социальный заказ общества и семьи на формирование эмоциональной сферы личности ребёнка, развитие у него предпосылок понимания произведений художественной литературы, развитие творческой активности, культуры восприятия художественных произведений;
- недостаточная оснащённость предметно-развивающей среды по данной проблеме;
- недостаточный уровень осведомленности родителей о возможностях приобщения детей старшего дошкольного возраста к произведениям художественной литературы;
- отсутствие системы работы по приобщению детей к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности.
Цель:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- Создать условия для повышения мотивации по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе средствами театрализованной деятельности;
- Развивать восприятие произведений художественной литературы;
- Развивать потребность к самостоятельной творческой деятельности.
Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра, а самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» - это проиграть её. Поэтому театрализованную деятельность я выбрала в качестве основного средства приобщения детей старшего дошкольного возраста к произведениям художественной литературы, что, несомненно, приблизит моих воспитанников к пониманию чувств, эмоций и мотивов персонажа, поможет им воспринимать художественное произведение целиком.
Концепция изменений моего ИПО связана с активным внедрением в педагогический процесс различных видов театра, дидактических пособий по театрализованной деятельности, а также целый ряд методов и приёмов, которые способствуют восприятию художественных произведений.
Сущность ИПО заключается в создании условий, способствующих развитию у старших дошкольников эмоциональной сферы личности, творческой активности и культуры восприятия произведений художественной литературы.
Описание ИПО:
ИПО заключается в обогащении педагогического процесса следующими образовательными ресурсами:
- Система дополнительного образования по театрализованной деятельности «Теремок»;
- Художественные альбомы (тематические подборки иллюстраций к художественным произведениям);
- Банк дидактических пособий (мнемотаблицы, пиктограммы, речекуб, сундучок-речевичок, лэпбук);
- Сборник игр-приёмов (на развитие у детей творческого воображения, эмпатии, коммуникативных качеств);
- Картотека произведений детской художественной литературы (по жанрам);
- Традиционные виды театров: би-ба-бо, театр игрушек, пальчиковый театр, настольный, конусный, теневой, театр на фланелеграфе, театр на магните, театр масок;
- Нетрадиционные виды театров: театр мочалок, резинок, театр коробок, театр стаканчиков, театр из бутылочек, театр из тарелок, театр платков, театр варежки, тантамареска;
- Консультации для родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов с целью повышения компетентности в области приобщения детей старшего дошкольного возраста к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности;
- Диагностический материал (разработанные критерии определения уровня восприятия произведений художественной литературы).
Проблемы реализации ИПО:
- Профессиональная компетентность
- Трудоёмкость (создание и приобретение дидактических пособий по театрализованной деятельности требует определённых временных затрат, а также определённую сложность составляет подбор диагностических методик)
К рискам можно отнести:
- Небольшое разнообразие литературы, методических материалов по проблемам приобщения детей старшего дошкольного возраста к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности;
- Небольшое разнообразие реквизита и атрибутики для театрализованной деятельности;
- Отсутствие театра в нашем городе.
Условия реализации изменений:
- Высокий уровень мотивации на повышение педагогической компетентности;
- Постоянное профессиональное самосовершенствование педагога, расширение профессиональных знаний и умений путём посещения семинаров, методических объединений;
- Комплексное и системное использование методов и приёмов, построенных на основе интеграции;
- Гуманное отношение к ребёнку, учитывающее индивидуальные и физиологические особенности;
- Обогащение предметно-развивающей среды по данной проблеме;
- Включение театрализованной деятельности в повседневную жизнь детей, как в детском саду, так и дома, стимулирование творческой активности детей;
- Консультативно-просветительская деятельность с родителями (законными представителями) воспитанников, сотрудничество (мастер-классы, семинары-практикумы, консультирование, открытые занятия, использование стендовой информации);
- Сотрудничество с педагогами ДОО.
Результат:
Система работы показала следующие результаты:
- В ДОО создана среда, позволяющая приобщать детей старшего дошкольного возраста к произведениям детской художественной литературы средствами театрализованной деятельности;
- В ДОО создана система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе средствами театрализованной деятельности;
- Дети различают жанры художественных произведений;
- Дети склонны к проявлениям творчества;
- Воспитанники с удовольствием участвуют в театрализованных постановках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)
Данный материал поможет в работе с детьми над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....
«Сказка о глупом мышонке» Интегрированный конспект НОД по чтению художественной литературы и театрализованной деятельности в первой младшей группе
Побуждение у детей интереса к театрализованной игре, ознакомление детей с устным творчеством, развитие речи....
Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...
Образовательная деятельность по чтению художественной литературе средствами экспериментальной деятельности "Надо, надо умываться, по утрам и вечерам" на основе сказки К.И.Чуковского "Мойдодыр"
Формирование культурно-гигиенических навыков при ознакомлении с художественной литературой...
Программа дополнительного образования по приобщению детей к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности «ТЕРЕМОК»
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...
ООД детей старшего дошкольного возраста по приобщению к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности «По сказкам К. И. Чуковского»
Цель:Развитие связной речи у старших дошкольников средством театрализованной деятельности....
Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Обобщение педагогического опыта работывоспитателяпо теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" вос...