Совершенствование деятельности дошкольника средствами сенсорного развития
статья на тему
О важности сенсорного развития ребенка.
Содержание сенсорного воспитания. Традиционное и дополненное отечественное содержания.
Методика сенсорного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_deyatelnosti_doshkolnika_sredstvami_sensornogo_razvitiya.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование деятельности дошкольника средствами сенсорного развития
Курдюкова С.В., Вострикова Е.В., МБДОУ Д/С №149 г. Воронежа
Необходимо развивать у детей умение направлять свое внимание на те или иные стороны предмета, явления и воспринимать их с особой тщательностью. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать у ребенка. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Особенно отчетливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.[1]
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов(развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности) которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребенок учится правильно называть свойства предметов. [1]
В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека) .[3]
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребенок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Так, для того чтобы убедиться, что в ведерке лежит сырой песок, малыш должен его потрогать, а ребенку 5-6 лет достаточно только посмотреть. Но и в старшем дошкольном возрасте дети могут прибегать к практическому ознакомлению с предметом, если зрительное восприятие не дает достаточных сведений о том или ином свойстве [3].
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или ному качеству. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.
Литература
- Дошкольная педагогика. В 2-х частях. /Под. Ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1998. – 256с.
- Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1998. - 108 с.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001. – 432 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье описывается о познавательно-исследовательской деятельности. Что такое сенсорное воспитание, задачи и значение сенсорного развития. Более полно описывается о сенсорных эталонах (цвет, фо...
«Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Описание педагогического опыта работы по теме «Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»...
«Театрализованная деятельность дошкольников – средство эмоционального развития» (консультация для воспитателей)
Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так ...
Познавательно-исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельно...
«Развитие сенсорных и математических представлений дошкольников с использованием эффективных форм и приемов, сочетающих практическую и игровую деятельность, как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»
Из опыта работы воспитателя МБДОУ д /с № 41 комбинированного вида (2020-2021 уч. год) Воспитатель: Зеленцова Ю.А....
Познавательно- исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментировани...
«Книжки из ткани, как средство сенсорного развития, развития мелкой моторики и познавательных процессов дошкольников»
АктуальностьПриобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Книжка из ткани - развивающая игра для маленьких всезнаек, которые так хотят учи...