Совершенствование деятельности дошкольника средствами сенсорного развития
статья на тему
О важности сенсорного развития ребенка.
Содержание сенсорного воспитания. Традиционное и дополненное отечественное содержания.
Методика сенсорного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование деятельности дошкольника средствами сенсорного развития
Курдюкова С.В., Вострикова Е.В., МБДОУ Д/С №149 г. Воронежа
Необходимо развивать у детей умение направлять свое внимание на те или иные стороны предмета, явления и воспринимать их с особой тщательностью. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать у ребенка. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Особенно отчетливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.[1]
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов(развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности) которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребенок учится правильно называть свойства предметов. [1]
В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека) .[3]
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребенок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Так, для того чтобы убедиться, что в ведерке лежит сырой песок, малыш должен его потрогать, а ребенку 5-6 лет достаточно только посмотреть. Но и в старшем дошкольном возрасте дети могут прибегать к практическому ознакомлению с предметом, если зрительное восприятие не дает достаточных сведений о том или ином свойстве [3].
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или ному качеству. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.
Литература
- Дошкольная педагогика. В 2-х частях. /Под. Ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1998. – 256с.
- Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1998. - 108 с.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001. – 432 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/15/picture-762192-1466017067.jpg)
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье описывается о познавательно-исследовательской деятельности. Что такое сенсорное воспитание, задачи и значение сенсорного развития. Более полно описывается о сенсорных эталонах (цвет, фо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/17/picture-543755-1481965157.jpg)
«Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Описание педагогического опыта работы по теме «Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1111908-1549239416.jpg)
«Театрализованная деятельность дошкольников – средство эмоционального развития» (консультация для воспитателей)
Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/07/picture-433627-1396897258.jpg)
Познавательно-исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельно...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/20/picture-1166557-1676915422.jpg)
«Развитие сенсорных и математических представлений дошкольников с использованием эффективных форм и приемов, сочетающих практическую и игровую деятельность, как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»
Из опыта работы воспитателя МБДОУ д /с № 41 комбинированного вида (2020-2021 уч. год) Воспитатель: Зеленцова Ю.А....
Познавательно- исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментировани...
«Книжки из ткани, как средство сенсорного развития, развития мелкой моторики и познавательных процессов дошкольников»
АктуальностьПриобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Книжка из ткани - развивающая игра для маленьких всезнаек, которые так хотят учи...